Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях
ЦЕЛИ
• Уточнить правильное произнесение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
• Упражнять в определении наличия и места звука [л] в словах.
• Упражнять в правильном употреблении форм творительного падежа имен существительных.
• Закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
• Продолжать учить составлять предложения по опорным словам-картинкам.
• Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую
моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушки слон и белка; игрушка-дразнилка «Грибок»; наборное полотно «Лесенка»; предметные картинки; набор картинок «Один и много»; комплекты картинок для составления предложений (по три картинки в комплекте).
* * *
1. Организационный момент.
Логопед. Слон решил отправиться в гости к Белочке. Пришел в лес, а где искать Белочку — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок. (Вносит игрушку-дразнилку.) Решил у него спросить. А тот устроил Слону испытание, чтобы выяснить, что Слон умеет делать.
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику для звука [л] с дразнилкой: упражнения «Улыбка», «Ворота», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Сердитый язычок», «Бочки».
2. Понравилось Грибку, как Слон выполнил его задания, и
решил отправить со Слоном своего помощника. Это звук, который слышится в словах Лампа, паЛка, стоЛ. Что это за
звук?
Ребенок отвечает.
3. Идет Слон за звуком [л] по лесу, шишки, веточки пинает:
пла-пло-плу; клу-клы-кла; тла-тлы-тлэ; слэ-слу-сло.
Ребенок проговаривает слоговые цепочки, поочередно щелкая пальцами.
4. По дороге Слон встретил гномов. Они собирают поезд,
чтобы пустить его по лесной железной дороге. Слон решил
им помочь. Сначала нужно выбрать только те вагоны, на которых нарисованы картинки со звуком [л] в названии.
Ребенок по картинкам выбирает нужные вагоны. А теперь нужно так расположить вагоны, чтобы в начале поезда оказались вагоны со звуком [л] в начале слова, затем в середине, а уже затем в конце.
5. Помог Слон гномам, и они отвезли его к Белочке. Но Белочка живет на высоком дереве, к дуплу ведет лесенка (рис. 13).
(Выставляет лесенку с картинками на каждой ступеньке: ложка, молоток, полотенце, лопата, палка, салфетка.) Нужно назвать каждую картинку и подобрать к ним подходящие слова. Что этими предметами делают?
Логопед записывает названные ребенком слова.
6. А Белочка в это время наводит порядок, раскладывает парами картинки: к картинке с изображением одного предмета подбирает картинку с изображением нескольких таких же предметов.
Ребенок составляет пары, четко проговаривая слова: лодка — много лодок, клумба — много клумб, булка — много булок и т.д.
7. Услышала Белочка, что к ней гость пришел, и стала спускаться к Слону по лесенке. А чтобы она не оступилась, Слон
подсказывает ей каждую ступеньку. (Убирает с лесенки картинки.)
Ребенок вспоминает их по тем словам, которые он подбирал. Логопед называет слово, а ребенок вспоминает картинку, например: едят, чем? забивают чем? и т.д.
8. Сели Слон с Белочкой под деревом и стали играть с
картинками: выкладывать из них дорожки, составляя красивые предложения.
Ребенок по трем картинкам составляет предложения.
Слава, елка, белка. Клава, кукла, платье. Данил, фломастер, клоун. Руслан, журнал, полка.
9. Итог занятия.
Логопед. Оставим Слона и Белочку, пусть они играют. А наше занятие подошло к концу. Ты сегодня наблюдал, как Слон шел в гости, и часто помогал ему. А какой звук был помощником у Слона?
Ребенок. Л-л-л.
Звук [р]
Постановка звука [р]
ЦЕЛИ
• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Продолжать формирование длительной направленной воз
душной струи.
• Учить правильно произносить звук [р] с механической по
мощью.
• Продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов.
• Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.
• Упражнять в правильном употреблении падежных форм
имен существительных.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушка «Щенок»; зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука [р]; предметные картинки с изображением трактора, машины; набор геометрических фигур; набор предметных картинок (зонт, шляпа, туфли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных (заяц, белка, лев, олень); счетные палочки.
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!
2. Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи щенку, какие упражнения для этого нужно вы
полнить.
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи: «Парус», «Жучок».
3. Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой (постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
4. Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет
нужные детали. Помоги ему, подай ему только ту деталь,
если в слове слышится звук [р]. А щенок тебе поможет.
Логопед поочередно предлагает ребенку детали — геометрические фигуры — и проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка, марка, белка, пулька, парта, полка, норка, норма. Ребенок должен взять деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком [р].
5. Отремонтировал водитель машину и завел. Покажи щенку,
как он это сделал (постановка звука [р] с механической
помощью).
Ребенок выполняет.
6. Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не
заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови
картинки и запомни символ на обратной стороне каждой из них. (Выкладывает картинки в виде дорожки, после называния каждую картинку переворачивает и ребенок видит соответствующий символ.)
7. Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое
рычание (постановка звука [р] с механической помощью).
Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит.
Покажи и назови это животное.
Ребенок выполняет.
8. Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая
клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку.
Ребенок выкладывает изображение клетки из счетных палочек.
Рад лев новой клетке и довольно рычит (постановка звука [р] с механической помощью).
9. Ходит щенок по зоопарку, животных рассматривает. По
стоял около ... льва, посмотрел на ... лису, увидел ... зайца,
остановился рядом с ... оленем, подошел к ... медведю, поду
мал о ... волке, посмеялся над ... обезьяной. Посмотри, щенка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы,
зайца, волка, льва, оленя, обезьяны чей хвост?
Ребенок образует прилагательные.
Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажи, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помоги ему вспомнить обратную дорогу. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.
Ребенок по символу вспоминает картинку, которую логопед тут же переворачивает, чтобы ребенок мог проверить правильность своего ответа.
10. Итог занятия.
Логопед. Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.