Сказки об отношении учеников к урокам и к знаниям
В период адаптации к школе у детей бывают сложности с выполнением уроков, домашних заданияй. Для одних учеников оценки являются мощным стимулом для хорошей учебы, а для других они — серьезное препятствие для раскрытия своих возможностей, причина школьных страхов. Адекватное отношение учеников к результатам учебы позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение учебных проблем станет для детей привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками учеников в течение всей их жизни.
В этом разделе содержатся следующие сказки:
«Домашнее задание»,
«Школьные оценки»,
«Ленивец»,
«Списывание»,
«Подсказка».
Домашнее задание
После дня рождения Белочки Волчонку было трудно сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа и уроки. Однако он еще помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал условие задачи.
— Ничего не понимаю! — крикнул он в отчаянии и закрыл книгу.
— Что случилось? — поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения «Лесной газеты».
— Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберется! — продолжал возмущаться Волчонок.
— Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? — заинтересовался папа Волк.
— Вот, смотри! — ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь от наскучившего задания.
— Так, так, так... — поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки.
— Ух ты! — воскликнул сынишка. — ты, папочка, так быстро решаешь задачи?!
Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты.
Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но никак не мог сосредоточиться, его мысли постоянно убегали куда-то, голова казалась пустой, как барабан.
— Ох, что же мне делать? — мучался ученик. — Пойду опять к папе.
— Что, опять не получается? — спросил отец, посмотрев на сынишку.
— Угу, — пробурчал Волчонок.
— Ну хорошо, давай посмотрю. — И задача вновь была им решена.
— Папочка, спасибо, ты так меня выручил! — прыгал счастливый Волчонок вокруг отца. — можно я пойду играть?
— Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти.
— Хорошо! Я соберу мигом! — И через несколько минут Волчонок будто на крыльях вылетел из дома.
На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу.
Учитель Еж проверил решение домашних задач и похвалил Волчонка за сообразительность.
Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.
— А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет, — сказал учитель, пригласив Волчонка к доске.
Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками ему не справиться, он даже не помнил папино решение.
— Я не знаю, как решать... — прошептал Волчонок.
— Но ведь ты справился с домашними задачами, значит, справишься и сейчас, — приободрял ученика Еж.
— Мне папа помогал, он мне все решил, — признался Волчонок.
— Значит, все домашнее задание выполнял твой отец? — удивился учитель.
— Да... — почти беззвучно ответил Волчонок.
— Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математических задачках. Но если он будет решать их за тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребята, кому задают домашнее задание?
— Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять знания, — уверенно произнес Медвежонок.
— Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребенку, — продолжал учитель.
— Я хотел, чтобы меня похвалили, — грустно объяснял Волчонок.
— А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа.
— Да, мне было немного приятно, но стыдно, — вспоминал свои чувства Волчонок. — А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно.
— Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что чувство радости и удовлетворения мы получаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик мог сам справляться со своими трудностями.
— А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно приходить с невыученными уроками? — поинтересовалась Белочка.
— Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно рассказать об этом мне, — предложил учитель. — И мы вместе постараемся понять и все исправить.
— А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно буду приходить с невыученными уроками? — волновался Волчонок.
— Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться объяснить тебе, как нужно решать задачи. Когда ученик старается, ему необходимо помогать. А если он ленится, не хочет трудиться, то помогать ему вряд ли кто захочет.
Волчонок опустил глаза и твердо сказал:
— Я буду стараться!
— Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок помогает нам решать задачу. Если ты справишься, Медвежонок, то получишь «пятерку». Эта самая лучшая отметка в школе. Но об отметках и оценках мы поговорим на следующем уроке.
Школьные оценки
Учитель на перемене раздал дневники ученикам. У Медвежонка по математике была «пятерка». Все ученики с удивлением ее рассматривали.
— Цифра как цифра, что в ней такого? — не понимал Лисенок.
— Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь! — любовался Медвежонок.
— Это тебе за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! — рассуждал Зайчонок.
А Белочка добавила:
— Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы тоже хотела получить «пятерку».
— Обязательно получишь! — с уверенностью произнес учитель Еж. — А сейчас поиграем в игру «Хорошо и плохо».
— Это опять о поведении говорить будем? — поинтересовался Волчонок.
— Нет, не о поведении, вернее не только о поведении, — продолжал учитель. — В игре каждый из вас покажет свое отношение к тому, что я назову. Показывать будем мимикой, то есть выражением лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то радостно улыбнитесь. А если плохо, тогда хмуро сдвиньте брови.
— А если мне все равно? — спросил Лисенок.
— Тогда твое лицо будет без выражения, равнодушное, — пояснил учитель. — Приготовились?
Еж по очереди называл занятия, еду, увлечения, игрушки, а ученики своей мимикой показывали отношение к этому.
— Ребята, вы заметили, какие мы все разные, и у нас бывает разное отношение к одним и тем же предметам, но бывает и одинаковое. То, что вы делали сейчас в игре, можно назвать оценкой. Вы оценивали все, что я называл, используя свой личный опыт.
— Да, я очень люблю есть морковку и яблочко, поэтому я мимикой показал свое положительное отношение к этому, — улыбаясь, вспоминал Зайчонок.
— А я хотел сначала показать свое хорошее отношение к такому занятию, как кричать, но потом вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал, — поделился своими мыслями Волчонок.
— А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам понять, что хорошо и что плохо, — сделал вывод Зайчонок.
— Да, я как посмотрю на маму, так сразу понимаю по ее мимике, правильно я делаю или нет, — сказал Медвежонок.
— А я, когда был маленький, — вспоминал Лисенок, — иногда баловался, и папа мне жестами показывал, чтобы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.
— Ой, а моя мама, — продолжала разговор Белочка, — свое отношение к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она назовет меня по имени, и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.
— Это действительно так. Ваши родители выражают свое отношение к вам мимикой, жестами, интонацией и еще словами, — подтвердил учитель. — Так мы понимаем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы идти правильным путем, наблюдают за оценками окружающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?
— Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и... на своего соседа, Волчонка, — призналась Белочка. — Если все правильно, то они утвердительно качают головой.
— Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри лучше на учителя, — посоветовал Медвежонок.
— А я как услышу такие слова, как «хорошо», «молодец», от учителя, так понимаю, что справился с заданием, — рассказал о себе Волчонок.
— За весь урок учителю необходимо показать свое отношение к успехам и неудачам каждого ученика. Отметка подтверждает данное отношение, — объяснял Еж. — Отметку часто называют оценкой успеваемости, потому что она помогает ученику, учителю и родителям оценить школьную успеваемость. Это как специальные школьные сигналы.
— Как у моряков или военных? — заинтересовался Зайчонок.
— Наверное, что-то общее есть, — согласился учитель. — Если «пятерка» — все прекрасно, так держать. Если «четверка» — хорошо, но можешь еще лучше. «Тройка» — пора срочно браться за дело, изучать, стараться понимать. А «двойка» — это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся за помощью.
— А единица? — поинтересовалась Белочка.
— Сидим на мели, кораблю нужен буксир! — пошутил Лисенок.
Ученики дружно рассмеялись.
А учитель, улыбаясь, продолжал:
— Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я надеюсь, каждый из вас будет стремиться получать «четверки» и «пятерки»!
— А при неудачах можно обращаться за помощью к учителю и к товарищам? — спросил Зайчонок.
— Конечно, и еще при неудачах нужно помнить о том, что мы учимся, где главное — старание, и все обязательно получится!
Ленивец
В Лесной школе все ученики добросовестно относились к занятиям. Медвежонок сначала тоже старался, но стал уставать, иногда у него появлялось равнодушие и лень. Все чаще близкие находили его нежившимся на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило:
— До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, — не понимала она.
— Я решил зря силы не тратить! — ответил ей Медвежонок.
— Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! — ласково произнесла Медведица.
— Не хочу больше учиться! Надоело мне! — проворчал Медвежонок. — Я думал, что быть школьником легко, что все будет получаться само собой, а оказывается надо трудиться. Не хочу!
— Конечно, иногда хочется быстрых результатов, — вздохнула мама. — Но ведь хорошо быстро не бывает!..
— Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! — воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.
— Любой ребенок или взрослый иногда испытывает чувство усталости, но хороший отдых на воздухе и сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в ленивца.
— Что это такое? — поинтересовался Медвежонок.
— Не что, а кто.
И мама рассказала сыну такую историю.
Это зверек, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то обезьянкой давным-давно, пока с ним не произошла одна история. Так же как и ты, он почувствовал однажды сильную усталость от учебы и объявил всему лесу о том, что отказывается учиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет ленивец висел на дереве вниз спиной, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда они его покусывали. «Лень!» — думал он. Конечно же, ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым и грязным, у него были темные зубы, от него шел неприятный запах. «Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!» — продолжал думать ленивец.
Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, ленивец, поиграй с нами!» — кричали они ему. Но ленивец молча наблюдал за своими бывшими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. «Даже есть лень!» — удивлялся сам себе ленивец.
Жизнь проходила стороной. Много интересного совершалось рядом. Однако ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве, ему и думать было лень.
Вот и сейчас есть такой ленивец в далеких лесах Америки.
— Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого ленивца? — закончила свой рассказ Медведица.
— Нет, не хочу! — твердо произнес Медвежонок. — Но можно я хоть отдохну немножко?
— Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!
— Хорошо, мама! Я так и сделаю! — ответил Медвежонок.
Списывание
Медвежонок пришел в школу в хорошем настроении, готовый к новым испытаниям.
На уроке учитель дал ученикам задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись за дело.
Медвежонок вспомнил о том, как он познакомился с дикими пчелами, и решил описать это в своем рассказе.
Лисенок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от прохладного купания в нем.
Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге все сам и съел.
Белочка тихо хихикала, вспоминая свой первый поход за грибами: она набрала одних мухоморов.
А Зайчонок не смог ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики уже заканчивали свою работу, только у Зайчика была чистая тетрадка.
— Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за медом ходили, — обратился Зайчонок к своему соседу.
— Ладно, списывай, — разрешил Медвежонок. — А на другом уроке я у тебя списывать буду.
— Договорились! — обрадовался Зайчонок. — И быстро переписал всю историю медвежонка в свою тетрадочку.
— Прошу всех сдать тетради, — попросил учитель.
Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.
— Отдохните на перемене, а я пока проверю ваши сочинения, — предложил Еж.
Ребята веселой толпой выходили из класса, рассказывая друг другу свою историю.
После звонка на урок ученики с нетерпением ждали результатов.
— Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый из вас понятно и грамотно выражает свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки у всех хорошие — «четверки» и «пятерки». Молодцы, ребята! — с гордостью произнес учитель.
Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки.
— А у нас с Медвежонком странная какая-то отметка поставлена, и что она означает, мы не знаем, — обратился Зайчонок к Ежу.
— Да какая-то дробь получается: четыре вторых или четыре разделить на два. Что это? По двойке нам с Зайцем? Да? — удивлялся Медвежонок.
— Не совсем, — ответил учитель. — Вам за одну работу поставлена одна отметка, а так как она в двух тетрадях одинаковая, то значит, «четверка» на двоих.
— Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! — возмутился Зайчонок.
— Конечно, как не бывает одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе ходили за медом, то одно и то же событие описали бы по-разному, — объяснил Еж.
— А что же нам теперь делать? — спрашивали расстроенные Зайчонок и Медвежонок.
— Кто-то из вас старался, а кто-то воспользовался трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потрудиться по-настоящему, чтобы получить заслуженную оценку, — спокойно предложил учитель.
— Я не лодырь, — обиделся Зайчонок. — Просто мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Медвежонка помочь.
— Разве это помощь? — возмутились ученики.
— Это медвежья услуга! — воскликнула Белочка. — Тебе, Заяц, от такой услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать.
— А мне Медвежонка жалко, — тихо произнес Лисенок. — Он старался, сочинял, а ему попало.
— Не надо было Зайчонку такую услугу оказывать! — крикнул Волчонок.
— Давайте сейчас перестанем спорить и дадим возможность виновникам исправить положение вещей, — предложил учитель. — Если Зайчонок принесет завтра новое сочинение, то Медвежонок получит свою законную «четверку».
— Я все понял, — согласился Зайчонок.
— И я понял... — произнес Медвежонок.
— Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит больше вреда, чем пользы! — подвел итог учитель.
— Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья услуга... — прошептал Волчонок.
— Ну что же теперь, так и будете меня вспоминать? — спросил обиженный Медвежонок. — Я ведь как лучше хотел!
— Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты действительно умеешь помогать! — успокаивала Белочка. — Но неудачную помощь мы будем называть «медвежьей услугой», ладно, без обид?
— Ладно... — проворчал Медвежонок, почесывая лапой затылок.
Подсказка
Быстро пролетело время, наши ученики повзрослели. Они научились писать и считать, исправлять свои школьные ошибки и ошибки в поведении.
За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголенным лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев кустарников, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежинке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь порывистому ветру. Но снежинка не хотела улетать, напротив, к ней прилипали ее подружки, собираясь в настоящий снежный ком на стекле. Это зрелище заворожило Волчонка своим волшебством, и, конечно, он не сразу услышал вопрос учителя: он почувствовал, что Белочка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать.
— Мы сейчас познакомились с новым видом кустарника: его не встретишь в нашем лесу, но его часто сажают в парках как «живую изгородь», — обратился к Волчонку учитель. — Мне бы хотелось, чтобы ты, Волчонок, еще раз всем нам произнес его название.
Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытался вспомнить известные ему названия кустарников, однако «живую изгородь» он еще не встречал.
В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Он обратил молящий взгляд к соседке. Белочка тихим шепотом произнесла: «Барбарис».
— Борис!— громко и уверенно ответил Волчонок.
Все ученики громко засмеялись.
— Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! — успокаивал Еж.
Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название и вновь с мольбой во взгляде посмотрел на Белочку. Она тихо повторила: «Барбарис».
— Барбара, — уже менее уверенно сказал Волчонок.
Грохот смеха раздался после слов Волчонка. Некоторые ученики даже утирали слезы от смеха.
У Волчонка тоже появились слезы, но не от радости.
– Борис и Барбара — это имена. А название кустарника «барбарис», — серьезно начал свою речь учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном положении и успокоить класс. — На этом кустарнике растут плоды, из которых можно варить варенье. Какое ты любишь варенье, Волчонок?
– Земляничное... — с трудом произнес Волчонок.
– А я люблю вишневое варенье! —воскликнула Белочка.
– Почему же ты, Волчонок сейчас не просил подсказки у Белочки? — улыбаясь, спросил Еж.
— Свое любимое варенье я и сам знаю, — грустно ответил Волчонок.
— Если кто-то что-либо забыл, отвлекся, не услышал, пусть он прямо об этом говорит. С подсказкой бывают самые смешные и неприятные для учеников истории, — обратился учитель ко всему классу. — Расскажи, Волчонок, как ты себя чувствовал в этой ситуации?
— Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне казалось, что я проваливаюсь сквозь пол или раскалываюсь, как чайник от перегрева, — поделился своими переживаниями Волчонок.
— О чем же ты думал, что не слышал объяснения и названия? — поинтересовался Еж.
— Я рассматривал снежинку на стекле и сочинял про нее сказку. Как путешествовала смелая снежинка и заглядывала в окна. Ей было любопытно, что происходит в домах. Когда она находила что-то интересное, то созывала своих подруг. Вместе с подружками они беседовали, делились впечатлениями, отдыхали перед новой дорогой.
Волчонок заметил, что все его товарищи с огромным вниманием слушали сказку, мечтательно засмотревшись на снежинку.
— Вот об этом я и думал, — ответил Волчонок.
— А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство было у тебя? — продолжал спрашивать учитель.
— Мне было приятно, что я свободно рассказываю о своих мыслях и что весь класс понимает и внимательно слушает меня, — сказал повеселевший Волчонок.
— Ты еще раз подтвердил, что можно обойтись и без подсказки, — отметил Еж. — А сказка у тебя получилась очень романтичная. И про отдых надо подумать не только снежинкам, но и нам. Наступает время каникул. Они не такие длинные, как летние, но все же почти две недели.
— Конечно, летние каникулы длятся целых три месяца, — подтвердила Белочка.
— А есть еще зимние и весенние, но они тоже короткие, — вспомнил слова папы Лисенок.
— Важна не длина каникул, а как мы их проведем: нужно как следует отдохнуть, — высказал свое мнение Медвежонок.
— На каникулах вы сможете поиграть, выспаться, повстречаться с гостями и многое другое. А потом — вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям.
Этими словами учителя и закончилась первая четверть наших первоклассников.