Об отношении учеников к урокам, к знаниям

В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощ нымстимулом, а для других это серьезное препятствие к рас крытию своих возможностей, причина возникновения школь ных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление труд ностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.

Двенадцатая сказка.

Домашнее задание

После дня рождения трудно было Волчонку сосре доточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не матема тика. Однако он еще помнил слова учителя о провер ке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учеб ник и несколько раз перечитал условие задачи.

— Ничего не понимаю! — крикнул он в отчаянии и закрыл книгу.

- Что случилось? — поинтересовалсяего папа, оторвавшись от чтения «Лесной газеты».

- Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберется — продолжал возмущаться Волчонок.

- Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? — заинтересовался пала Волк.

Вот, смотри! — ответил обрадованный Волчо нок, быстро избавляясь от наскучившего задания.

— Так, так, так... — поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки.

— Ух ты? — воскликнул сынишка. — Ты, папоч ка, так быстро решаешь? '

Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты.

Волчонок принялся выполнять следующее домаш нее задание. Но он никак не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан.

— Ох, что же мне делать? — мучился ученик. — Пойду опять к папе.

— Что, опять не получается? — спросил отец, посмотрев на грустного сынишку.

— Угу, — пробурчал Волчонок.

— Ну, хорошо, давай посмотрю. — И задача вновь была им решена.

— Папочка, спасибо, ты так меня выручил! — пры гал счастливым Волчонок вокруг отца. Можно я пойду играть?

— Собери портфель для завтрашнего дня и мо жешь идти.

— Хорошо! Я соберу мигом! — И через несколько минут Волчонок будто на крыльях вылетел из дома.

На следующий день перед уроком ребята сравни вали ответы в задачках. Волчонок с гордостью по казывал всем свою домашнюю работу.

Учитель - Ёж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность.

Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.

— А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет, — сказал Учитель, пригла сив Волчонка к доске.

Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками самостоятельно ему не спра виться, он даже не помнил папино решение.

— Я не знаю, как решать... — прошептал Волчо нок.

— Но ведь ты справился с задачами дома, значит, справишься и сейчас, — приободрял ученика Еж.

— Мне папа помогал, он мне все решил, — при знался Волчонок.

— Значит, все домашнее задание выполнял твой отец? — удивился Учитель.

— Да... — почти беззвучно прозвучал ответ.

— Передай своему папе, что он прекрасно разби рается в математике. Но если он будет решать за тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребя та, кому задают домашнее задание?

— Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять знания, — уверенно произнес Медвежонок.

— Верно! И такая помощь родителей мешает раз виваться их ребенку, — продолжал Учитель.

— Я хотел, чтобы меня похвалили, — грустно объяснял Волчонок.

— А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа.

— Да мне было немного стыдно, — вспоминал свои чувства Волчонок. — А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно.

— Это могло произойти с любым из наших учени ков. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудностями самостоятельно.

- А если мы не сможем выполнить домашнее задание то в школу можно приходить с невыученными уроками?— поинтересовалась Белочка.

- Есливы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно сказать об этом мне, - предложил Учитель. — И мы вместе постараемся понять и во всем разобраться.

—.А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи,постоянно буду приходить с невыученными уроками? — волновался Волчонок.

— Тогда на уроке или после уроков мы с ребята ми будем стараться объяснить тебе, чтобы ты все понял. Когда ученик старается, ему необходимо по мочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то по могать ему вряд ли кто захочет.

Волчонок опустил глаза и твердо сказал:

— Я буду стараться!

— Вот и замечательно! Продолжим урок, Медве жонок поможет нам решать задачу.

Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пя терку. Это самая лучшая отметка в школе.

Но об отметках и оценках на следующем уроке.

Тринадцатая сказка.

Школьные оценки

Учитель на перемене раздал ученикам дневники. У Медвежонка в дневнике красовалась пятерка по ма тематике. Все ученики с удивлением ее рассматривали.

— Цифра как цифра, что в ней такого? — не по нимал Лисенок.

— Есть в ней какая-то притягательная сила. Смот рю и восхищаюсь! — любовался Медвежонок.

- Это потому, что тебе эту оценку за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! – рассуждал Зайчонок.

А Белочка добавила:

— Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы тоже хотела полу чить пятерку.

—- Обязательно получишь! — с уверенностью про изнес Учитель-Еж. — А сейчас поиграем в игру «Хо рошо и плохо».

— Это опять о поведении, что ли, говорить бу дем? — поинтересовался Волчонок.

— Нет, не о поведении, вернее, не только о пове дении, — продолжал учитель: — В игре каждый из вас покажет свое отношение к тому, что я скажу. Показывать будем мимикой, то есть выражением сво его лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови.

— А если мне все равно и я никак не отношусь? — спросил Лисенок.

— Тогда твое лицо будет без выражения, равно душное, — пояснил Учитель. — Приготовились?

Еж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики мимикой выражали свое отноше ние.

— Ребята, вы заметили, какие мы все разные, и у нас бывают разные оценки одного и того же пред мета, но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре, можно назвать оценкой. Ведь каж дый из вас думал и анализировал. Вы оценивали все, что я называл, используя свой личный опыт.

— Да, я очень люблю есть морковку и яблочки, поэтому я мимикой показал свое положительное от ношение к этому, — улыбаясь, вспоминал Зайчонок.

— А я хотел сначала показать свое хорошее от ношение к такому занятию, как кричать, но потом вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал,— поделился своими мыслями Волчонок.

- А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам понять, что хорошо и что плохо - сделал вывод Зайчонок.

- Да, я посмотрю на маму, так сразу понимаю по её лицу, правильно я делаю или нет, — сказал Медвежонок.

- А я когда был маленький, — вспомнил Лисенок, — иногда баловался и папа мне жестами показывал, что бы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.

— Ой, а моя мама, — продолжила разговор Белочка — свое отношение к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она позовет меня по имени, и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.

— Это действительно так. Вы сами, ваши родители отражают свое отношение мимикой, жестами, интона цией и словами, — подтвердил Учитель. — Так мы пони маем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы идти правильным путем, наблюдают за оценками окру жающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?

— Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и ... на своего соседа, Волчонка, — призналась Белочка. — Если все правильно, то они утвердительно качают го ловой.

— Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри лучше на учителя, — посове товал Медвежонок.

— А я как услышу такие слова, как «хорошо», «мо лодец», от учителя, так понимаю, что хорошо спра вился с заданием, — рассказал о себе Волчонок.

— За весь урок учителю необходимо показать свое отношение к успехам и неудачам каждого ученика. Отметка подтверждает данное отношение, как резуль тат усвоенных знаний и умений, — объяснял Еж. — Отметку часто называют оценкой успеваемости, по тому что она помогает ученику, учителю и родителям оценивать школьную успеваемость. Это как специаль ные школьные сигналы.

— Как у моряков или военных? — заинтересовал ся Зайчонок.

— Наверное, что-то общее есть, — согласился Учитель. — Если пятерка — все прекрасно, так дер жать. Если четверка — хорошо, но можешь еще луч ше. Тройка — пора срочно браться за дело, изучать, стараться понять. А двойка — это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся за помощью.

— А единица? - поинтересовалась Белочка.

— Сидим на мели; кораблю нужен буксир!!!» — пошутил Лисенок. |Ученики дружно рассмеялись.

А Учитель, улыбаясь, продолжал:

— Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я на деюсь, каждый из вас будет стремиться получать чет верки и пятерки!

— А при неудачах обращаться за помощью к учи телю и к товарищам? — спросил Зайчонок.

— Конечно, и еще при неудачах помнить о том, что мы учимся, что главное — старание, и все обяза тельно получится!

Четырнадцатая сказка.

Ленивец

В Лесной школе все ученики добросовестно отно сились к заданиям. Медвежонок сначала тоже ста рался, но потом стал уставать, появились равноду шие и лень. Все чаще его находили на мягком диван чике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило.

— До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, — говорила она.

— Я решил зря силы не тратить! — ответил ей Медвежонок.

- Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! — ласково произнесла Медведица.

- Не хочу больше учиться! Надоело мне! — проворчал Медвежонок. — Я думал, что это легко — быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!! -- Конечно,иногда хочется быстрых результа тов— вздохнула мама. — Но ведь хорошо быстро не бывает!..

— Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми дня ми! — воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.

— Любой ребенок или взрослый испытывает чув ство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.

— Что это такое? — поинтересовался Медвежонок.

— Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник обезьянки, А может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не произошла одна история. Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную ус талость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Це лыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. «Лень!» — думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным запахом. «Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!» — продолжал размышлять Ленивец.

Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, Ленивец, поиграй с нами!» — кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. «Даже есть лень!» —удивлялся сам себе Ленивец.

Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве.

Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого суще ства на свете.

— Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? — закончила свой рассказ Медве дица,

—Нет, не хочу —- твердо произнес Медвежонок. — Но можно я хоть отдохну немножко?

— Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!

— Хорошо, мама! Я так и сделаю! — ответил Медвежонок.

Пятнадцатая сказка.

Списывание

Медвежонок пришел вшколу вхорошем настрое нии, готовый к новым испытаниям.

На уроке Учитель дал всем задание придумать рас сказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись за дело. Медвежонок вспомнил отом, как он позна комился с дикими пчелами, ирешил описать это в своем рассказе. Лисёнок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от купания в нем. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге все сам скушал. Белочка — свой первый поход за грибами, как она набрала од них мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспом нить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики уже закончили свою работу, только у Зайчонка была чистая тетрадка.

- Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за ходили, — обратился Зайчонок к своему соседу.

— Ладно, списывай, — разрешил Медвежонок. — А на другом уроке я у тебя списывать буду.

— Договорились! — обрадовался Зайчонок и бы стро переписал всю историю медвежонка в свою тетрадочку.

— Прошу всех сдать тетради, — попросил Учи тель.

Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.

— Отдохните на перемене, а я проверю ваши со чинения, — предложил Еж.

Ребята веселой толпой выходили из класса, рассказывая друг другу свои истории.

Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетер пением ждали результатов.

— Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый из вас понятно и грамотно выра жал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки у всех хорошие — четверки и пятерки. Молодцы, ребята! — с гордостью произнес Учитель.

Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадоч ки, изучали оценки. - А у нас с Медвежонком странная какая-то от метка поставлена, и что она означает, мы не зна ем, — обратился Зайчонок к Ежу.

— Да какая-то дробь получается: четыре вторых или четыре разделить на два. Что это? По двойке нам с Зайцем? Да? — удивлялся Медвежонок.

— Не совсем, — ответил Учитель. — Вам за одну работу поставлена одна отметка, а так как она в двух тетрадях одинаковая, то, значит, четверка на двоих.

- Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! — возмутился Зайчонок.

— Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе ходили за медом, то одно бы со бытие описывали по-разному, мысли и чувства отли чались бы в ваших историях, — объяснял Еж.

— А что же нам теперь делать? — спрашивали расстроенные Зайчонок и Медвежонок.

— Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потру диться по-настоящему, чтобы получить заслуженную оценку, — спокойно предложил Учитель.

— Я не лодырь, — обиделся Зайчонок. — Просто мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Мед вежонка помочь.

— Разве это помощь? — возмутились ученики.

— Это медвежья услуга! — воскликнула Белоч ка. — Тебе, Заяц, от такой услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать.

— А мне Медвежонка жалко, — тихо произнес Лисенок. — Он старался, сочинял, а ему попало.

— Не надо было Зайчонку такую услугу оказы вать! — крикнул Волчонок.

— Давайте сейчас перестанем спорить и дадим воз можность виновникам самим исправить положение вещей, —- предложил Учитель. — Если Зайчонок при несет завтра новое сочинение, то Медвежонок полу чит свою законную четверку.

— Я все понял, — согласился Зайчонок.

— И я понял... — произнес Медвежонок.

— Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит больше вреда, чем" пользы! — подвел итог Учитель.

— Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья услуга... — прошептал Волчонок.

— Ну что же теперь, так и будете меня ругать? — спросил обиженный Медвежонок. — Я ведь как луч ше хотел!

- Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты действительно умеешь помогать! — успокоила Белочка. — Но неудачную помощь мы будем называть «медвежьей услугой», ладно, без обид?

- Ладно... — проворчал Медвежонок, почесывая лапой свойзатылок.

Шестнадцатая сказка.

Подсказка

Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учи лись писать и читать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но также ошибки в поведении.

За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголенным лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежин ке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь порывистому ветру. Но снежинка не хотела улетать, на против, к ней прилипали ее подружки, собираясь в настоящий снежный ком на стекле. Это зрелище за ворожило Волчонка своим волшебством, и он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белоч ка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать.

— Мы сейчас познакомились с новым видом кус тарника, который не встретишь в нашем лесу, но его часто! сажают в парках как «живую изгородь», — обратился к Волчонку Учитель. — Мне бы хотелось, чтобы ты, Волчонок, еще раз произнес его название.

Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытал ся вспомнить известные ему названия кустарников, однако «живую изгородь» он еще не встречал.

В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Молящим взглядом он обратился к сосед ке. Белочка тихим шепотом произнесла: «Барбарис».

- Борис! – громко и уверенно ответил Волчонок.

Все ученики громко засмеялись.

— Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! — успо коил их Еж.

Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название, и вновь с мольбой во взгля де посмотрел на Белочку. Она тихо повторила: «Бар барис».

— Барбара, — уже менее уверенно сказал Волчо нок.

Грохот смеха раздался после5 слов Волчонка. Не которые ученики даже утирали слезы от смеха. У Волчонка тоже появились £дезы, но не от радости.

— Борис и Барбара — это имена. А название ку старника «Барбарис», ~ серьезно начал свою речь Учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном положении и успокоить класс. — На этом кустарнике растут плоды, из которых можно варить варенье. Какое ты любишь варенье, Волчонок?

— Земляничное... — с трудом произнес Волчонок.

— А я люблю вишневое варенье! — воскликнула Белочка.

— Почему же ты, Волчонок, сейчас не просил под сказки у Белочки? — улыбаясь, спросил Еж.

— Любимое варенье я и сам знаю, — грустно от ветил Волчонок.

— Если кто-то забыл, отвлекся, не услышал, пусть он прямо об этом говорит. С подсказкой бывают са мые смешные и неприятные для учеников истории, — обратился Учитель ко всему классу. — Расскажи, Волчонок, как ты себя чувствовал в этой ситуации?

— Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне казалось, что я проваливаюсь сквозь пол или раска лываюсь, как чайник от перегрева, — поделился сво ими переживаниями Волчонок.

— О чем же ты думал, что не слышал объяснения и названия? — поинтересовался Еж.

Я рассматривал снежинку на стекле и сочинял про неё сказку. Как однажды путешествовала смелая снежинка и заглядывала в окна. Ей было любопытно, что происходит в домах. Когда она находила что-то интересное, созывала своих подруг.

Вместе с подружками они беседовали, делились впечатлениями,

отдыхали перед новой дорогой. Волчонок заметил, что все его товарищи с огромным вниманием слушали сказку, мечтательно засмотревшись на снежинку.

Вот об этом я и думал» — ответил Волчонок.

- А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство было у тебя? продолжал спрашивать Учитель.

- Мне было приятно, что я свободно рассказываю о своих мыслях и что весь класс понимает м внимательно слушает меня, — сказал повеселевший Волчонок.

- Ты ещё раз подтвердил, что можно обойтись * бел подсказки, — отметил Еж. — А сказка у тебя получилась очень романтичная. И про отдых надо подумать не только снежинкам, но и нам. Наступает время каникул. Они не такие длинные, как летние; но

все же почти две недели.

- Конечно, летние каникулы целых три месяца, - подтвердила Белочка.

- А есть ещё зимние и весенние, но они тоже короткие – вспомнил

слова папы Лисёнок.

- Важна не длина каникул, а как мы их проведем, чтобы как следует отдохнуть, высказал свое мнение Медвежонок.

- На каникулах вы сможете играть; высылаться встречаться с друзьями и многое другое. А потом - вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям. Этими словами Учителя и закончилась первая четверть наших первоклассников;

Предлагаемые шестнадцать сказок включили основной материал по школьной адаптации, поэтому их лучше исполь зовать в первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки содер жат позитивные модели Поведения для детей и взрослых. Не которая идеализация образа учителя соответствует возрастным требованиям и особенностям личности старшего дошкольни ка и младшего школьника. После прослушивания этих сказок повышается учебная мотивация, понижается уровень тревожности, дети хотят учиться в школе, справляться со своими) трудностями.

Сказки о здоровье и о том

Как стать большим.

Первый класс для детей – это серьёзное испытание выносливости. Нагрузка на руку, сидячий образ жизни в школе, переутомление при выполнении домашних заданий порой приводят к соматическим заболеваниям (сколиоз, головные боли, желудочно – кишечные расстройства и др.) А если ребёнок ограничивает своё пребывание на воздухе, капризен в питании и увлекается телевизионными передачами или игрой в компьютер, то проблемы усталости, раздражительности можно сказать обеспечены. Требования родителей, строгие убеждения педагогов, к сожалению малоэффективны. Может быть поможет сказкотерапия.

Семнадцатая сказка.

Режим. Телевизор.

Приближались холода. Всё реже солнце появлялось на небе, где – то снег уже прикрывал землю, а ночи стали длинными и холодными. Лес уснул до весны.

Но в школе жизнь продолжалась. После каникул вернувшись в класс, ребята долго не могли наговориться о своих впечатлениях. Особенно увлекательными были истории Лисёнка. Он с утра до вечера смотрел телевизор и пересказывал друзьям фильмы и мультики.

- А мне мама не разрешает долго смотреть телевизор, - пожаловалась Белочка.

- Да и мне не разрешает, ответил Лисёнок. – Но как только родители заняты каким – то делом или легли спать, я сразу же использую счастливый момент, включаю телевизор и смотрю.

- Почему же взрослые такими вредными бывают, ни телевизор, ни компьютер не разрешают? Жалко им, что ли? – обиженно спросил Зайчонок.

- Конечно, жалко! – вмешался в разговор Учитель.- Только не телевизор или компьютер, а своих любимых детей. Они хотят, чтобы вы ребята, росли крепкими и здоровыми. Учёба отнимает много сил, поэтому дополнительные нагрузки ещё больше принесут вреда здоровью. Полезнее будет бегать, играть на воздухе, полноценно питаться и своевременно ложиться спать.

- Но ведь нельзя же детей от любимых занятий во время отдыха отрывать? – возмутился Волчонок.

- Это обманный отдых! Если занятия, хоть и любимые, ухудшают зрение и память, способствует усталости, перевозбуждают, то зачем они нужны дорогому сыночку или доченьке? – продолжал Учитель – Ёж.

- Но у меня прекрасная память, я все телепередачки наизусть помню, - похвастался Лисёнок.

- Да, это точно, он так здорово их нам рассказывал, - подтвердил Волчонок.

- Всё яркое, удивительное запоминается легко, вытесняя нужные, но не всегда интересные события или знания, - объяснил Учитель. – Вот попробуй вспомни сейчас таблицу умножения?

- Всю? – удивился Лисёнок. – Но я помню самые лёгкие примеры, а сложные, наверное, все за каникулы позабыли.

- Но почему же? Я помню! – возразила Белочка. – И протараторила таблицу в один миг.

- И мы тоже помним! – ответили Волчонок и Зайчонок.

- Правильно! – продолжал Учитель. – Потому что вы как следует отдыхали, и в вашей памяти те лепередачи не поселились.

— Но зато они интереснее, чем таблица, — про ворчал Лисенок. — А отдыхать мне не нужно, я и так хорошо смогу учиться.

— Вот и Поющий Цветок тоже так думал, а полу чилось совсем по-другому, — сказал Учитель.

— Вы расскажете нам историю о нем? — попро сили ученики и устроились поудобнее...

«В одном доме жил-был Поющий Цветок. Вооб ще-то это комнатное растение, с длинным зеленым стеблем и листьями, похожими на гладкие атласные ленты. Но раз в год, в начале лета у него появлялись чудесные цветы, которые напоминали крупные золо тистые колокольчики. Они мелодично звенели, когда Цветок поливали или рыхлили его землю. Но самое удивительное пение этих колокольчиков можно было услышать на закате летнего дня. Все растения и пти цы замирали эти минуты и наслаждались волшеб ными звуками.Но эта песня отнимала много сил у Поющего Цветка, ему требовался отдых. Цветок ставили в темное место, чтобы листья замедляли свой рост и не вытягивали из клубня питательные веще ства. Затем его подкармливали, удобряли, и на сле дующий год он продолжал радовать всех своим пе нием. Но однажды Поющий Цветок очень загордился собой:

— Я могу своим пением покорить весь мир!

— Как же ты будешь покорять, если большую по ловину своей жизни ты спишь? — возразил ему во робей, который примостился на подоконнике.

— А я не буду спать! Буду петь круглый год! — ответил Поющий Цветок.

Так он и сделал. Перелетные птицы улетели в теп лые края, деревья сбросили листву, все готовились к отдыху. Но Цветок продолжал петь, правда, меньше радости звучало в его мелодиях, меньше волшебства.

Может быть, потому, что против всех законов приро ды Поющий Цветок отказывал себе в отдыхе? Скоро изменились его колокольчики, они стали бледными и вялыми. А песня исчезла совсем.

— Что же ты не поешь? — спросил его воробей.

— Не могу, не получается, — грустно ответил Цве ток.

— Конечно! — произнес воробей. — Ведь ты потратил все силы, а новых не накопил. Нам, воробьям, как всему живому, тоже нужно накапливать силы, а не только их тратить.. Поэтому мы кушаем разнооб разную пищу, спим нужное количество времени, ды шим свежим воздухом. А иначе крылышки слабеют, глазки тускнеют, так и заболеть недолго.

— По-моему, я уже заболел, голоса совсем нет. Что же теперь мне делать? — спросил приунывший Цветок.

— Теперь уж лечиться, а затем отдыхать, чтобы следующим летом ты смог нас вновь радовать вол шебным пением своих колокольчиков, — посовето вал Поющему Цветку воробей».

— Грустная история, — заметила Белочка.

— Но я думаю, что потом все хорошо закончи лось, — приободрил учеников Еж, — и Поющий Цве ток и в летние вечера где-то поет.

— Так, с отдыхом все понятно, а как же мне ус петь все, что я хочу, и что нужно мне сделать? — спросил растерявшийся Лисенок.

— Для этого многие школьники соблюдают ре жим дня. То есть расписание, примерное время сво их дел, игр, занятий, еды, прогулки и сна. Вы еще не пробовали этого сделать? — спросил Учитель.

— Нет!!! — ответили ребята.

— Тогда я предлагаю всем продумать режим дня вместе со своими родителями и завтра поделиться результатами, — предложил Учитель-Еж.

Восемнадцатая сказка.

Бабушкин помощник.

На следующий день» вернувшись в класс, ребята увидели новенького ученика, маленького Енота. Ока зывается, добрая слава о Лесной школе быстро рас пространялась по всей округе. В скором времени обе щали принять в школу и других желающих учиться.

Учитель познакомил всех ребят с новеньким, по просил быть с ним внимательными и добрыми.

Как всегда со звонком начался урок.

— Как успехи с режимом дня? — напомнил до машнее задание Еж.

Ученики по очереди зачитывали свой вариант, объясняли его, иногда спорили друг с другом, наста ивая на своем.

— Интересно, а что думает наш новенький о ре жиме дня? — полюбопытствовала Белочка.

— Я думаю, что он очень полезен. У меня тоже есть свой режим дня, и там есть время работы и от дыха, — ответил Енот.

— Работы? Какая же у тебя работа? — продолжала интересоваться Белочка. — Мы вот делаем дома уро ки! А что делал ты?

— Я? — переспросил Енот. — Помогал бабушке по хозяйству. Мы, Еноты, очень любим чистоту, моя бабушка устает целыми днями убирать и стирать, вот я ей и помогал. Сейчас, конечно, труднее мне будет, ведь надо учиться, но бабушке я буду продолжать помогать, и это отмечу в режиме дня.

— А я почему-то не помогаю своей бабушке, — удивилась Белочка. — Наверное, потому, что она меня об этом не просила. Но зато я помогаю маме убирать мою комнату.

— Но ведь это твоя комната, ты себе и помога ешь! — засмеялся Зайчонок.

— А меня моя мама не просит помогать, я сам пред лагаю ей помощь, — вспомнил Лисенок. — Я знаю, что ей приятно. Однажды я даже пирожки сам пек, а потом мы с мамой книжку вместе читали.

— Да, ребята, оказывается, вам есть чему поучиться у новенького ученика. Енот предложил нам тему, ко торую мы будем обсуждать в нашей газете, — объя вил всем Учитель.

— В какой газете? — удивились ученики.

— Сейчас на уроке рисования мы будем вместе оформлять, раскрашивать нашу «Школьную газету». Там будут темы: «Школьные новости», «Наши успе хи», «Веселые рассказы» и «Помощники». Мы выбе рем ответственных, и каждый месяц новый номер газеты расскажет нам удивительные истории.

— А можно я буду собирать веселые школьные рассказы? — попросила Белочка.

— А я хочу отвечать за «Наши успехи»! — вос кликнул Зайчонок.

— О «Школьных новостях», наверное, у меня по лучится рассказать, — предложил себя Лисенок.

— А я буду «Помощников» изучать! — обрадо вался Волчонок.

— Хорошо, только «Школьным новостям» нужен еще один рассказчик, то есть корреспондент, — важно сказал Учитель. — Я предлагаю Енота в помощь Ли сенку. Вы не против? Так он быстрее со школой по знакомится, да и Лисенку поможет.

Все с удовольствием согласились. Весь урок уче ники старались сделать газету красивой, рисовали снежинки в этом номере, подписывали яркими цвета ми названия тем. А статьи Учитель предложил подго товить дома.

Волчонок прибежал домой запыхавшийся. Когда он влетел в комнату, бабушка мыла пол и даже ахну ла от неожиданности:

— Что случилось? — спросила она внука.

- Бабуля, быстро дай мне поесть, а то у меня нет времени!

— скомандовал волчонок.

Бабушка бросила мыть пол и поспешила разогревать обед.

— Ты чего спешишь, на пожар, что ли? — пошутила она.

— Нет, не на пожар! — ответил Волчонок. — Я — ответственный корреспондент нашей школьный газе ты, собираю материал о помощниках. Сейчас поку шаю и побегу смотреть, как мои друзья бабушкам и мамампомогают.

— Интересно… - размышляла бабушка. — А к кому же ты сейчас побежишь?

— Сначала к Белочке, она меня уже в коридоре ждет, а потом к Зайчонку и Лисенку, — ответил с полным ртом Волчонок, проглатывая последний ку сок.

Бабушка хотела что-то еще сказать, но Волчонок бежал уже по коридору, к Белочке.

— А посуду помыть? — крикнула вдогонку бабушка,

Что -тoневнятное пробурчал Волчонок из коридо ра и хлопнул входной дверью.

Бабушка оглядела грязную посуду, недомытый пол, поохала и принялась наводить порядок.

А темвременем наши «корреспонденты» работа ли с полной ответственностью к порученному дел

Девятнадцатая сказка.

Прививка

Утром самым первым в газете появился материал «Наши успехи». Зайчонок так подробно расписал свои математические победы, отметил, что Волчонок стал грамотно писать сочинения, а Белочка аккуратнее оформлять тетрадь.

Следом за Зайчонком поспешил порадовать всех «помощников» Волчонок. Он рассказал, как наши ученики дома проявляют настоящую заботу к бабушкам и мамам. Ребята читали и гордились собой и друг дру гом. Но что это? Тема помощников продолжалась и Белочкой в веселом рассказе «Лучший бабушкин по мощник». Она по-доброму, но с юмором написала про Волчонка когда он забегал домой на обед. Ученики долго смеялись над такой «заботой» внука. Волчонок тоже смеялся, он знал, что так лучше реагировать на шутки, хотя ему было немного грустно. «Как же я о своей бабушке-то не подумал? — рассуждал он.

Енот и Лисенок познакомили всех с «Школьными новостями». В основном новости были хорошими, но одна заставила некоторых учеников встревожиться.

—- Как это сегодня будут делать прививки от грип па? Зачем? Мы и так здоровы! — забеспокоился Зай чонок.

— Прививки делают только здоровым, для того чтобы организм смог сопротивляться болезни, — объяснил Доктор-Филин. Он был в белоснежном ха лате, в белой шапочке и с чемоданчиком в руке.

— А это больно? — спросил Зайчонок.

— Каждый по-разному относится к боли. Кому-то кажется, что и комар кусается больно, а кто-то на сильные ушибы не обращает внимания. Это зависит от чувствительности, — no-научному отвечал на воп росы Доктор и подготавливал шприц для укола.

- А я не боюсь уколов! — храбро воскликнул Волчонок и приготовился это всем доказать. Ему очень хотелось загладить ^неприятное впечатление о себе перед друзьями. Он отвернулся, чтобы не видеть это го процесса, но, к его удивлению, укол был почти незаметным.

— Ну как? — спросил Лисенок.

— Я ничего не почувствовал, Доктор-Филин хоро шо умеет делать уколы, — ответил Волчонок.

- Следующий! – улыбаясь, пригласил Доктор.

Ученики один за другим подходили к Филину. Нельзя сказать, что им было приятно, но они понимали, что ради здоровья можно немного и потерпеть.

— Все сделали прививку или кто-то остался? — уточнил Доктор.

— Я... Я... Я... остался, — простонал Зайчонок. — Я очень боюсь... Я, наверное, очень чувствительный?

Все ребята начали уговаривать Зайчонка, а он со всем сжался в комочек и задрожал.

— Если ты будешь так напрягаться, то укол дей ствительно будет болезненным, расслабься, — по просил Зайчонка 'Доктор.

— Н... Н... Нне... Не могу! — еле выговорил Зай чонок.

— Можно я попробую? — предложил помощь ма ленький Енот. — Я в школе совсем еще недавно, и мне страшновато бывает на уроках, да и на переме нах тоже. Моя мама дает мне с собой «Храбрую кон фету». Она похожа на обыкновенный леденец, но в ней содержится средство от страха. Возьми ее себе, Зайчонок, она сейчас тебе нужнее, чем мне.

— Спасибо... — произнес Зайчонок и быстро по ложил конфету в ротик.

— Досчитай до ста, чтобы она подействовала, и ты сможешь выдержать прививку, — произнес тихо Енот.

Заяц начал сосать «Храбрую конфету» и считать с закрытыми глазами. Затем подошел к Доктору и...

Полная тишина возникла в этот миг, и все ученики с удивлением отметили, что у Зайца действительно при бавилось храбрости, ведь он смог, даже не охнул.

— Ура «Храброй конфете»! Ура смелому Зайчон ку! Ура маленькому Еноту! — прокричали радостные ученики.

А Доктор-Филин загадочно улыбнулся, он много знал об этом волшебстве.

Двадцатая сказка.

Больной друг

Наступила настоящая зима. Морозы рисовали узо ры на окнах, сугробами завалило всю школьную пло щадку, ученики в них сооружали крепости для игры, заливали горки и ледяные дорожки. На прогулке ре бята веселились. С блестящими глазами, полные сил, ученики возвращались в класс, переодевались, просу шивали свою обувь и одежду и принимались за уроки.

— Скоро у нас будет а школе праздник, — объя вил Учитель-Еж. — Мы будем встречать Новый Год!

— А чего его встречать, он что» дороги не знает? — удивилась Белочка.

— Конечно, знает, — улыбнулся Волчонок. — Это нам важно его заметить, не пропустить!

— Я слышал, что на празднике Дед Мороз со Снегурочкой приходят в гости, надо для них песни петь и стихи читать, — вспомнил Зайчонок.

— А можно какой-нибудь мультик сыграть, то есть сказку-спектакль, — предложил Лисенок.

— Хорошо, вы как следует подумайте, а сейчас пусть каждый расскажет новогоднее стихотворение, — продолжил урок Учитель.

Ученики читали стихотворение с выражением, пред ставляя себя уже на праздничном выступлении. Ког да Лисенок пошел к Учителю, чтобы прочитать сти хотворение, все ребята увидели, что он не: успел пе реодеться и одежда от растаявшего снега была мокрой. Друзья шептали ему об этом, но Лисенок ничего не слышал, какой-то туман плыл перед глаза ми, а уши будто заложило ватой.

— По-моему, дружок, тебе сейчас надо к врачу, — заметил его состояние Учитель. — Что же ты не по заботился сам о себе? Скорее лечись, чтобы к праз днику быть здоровым.

Волчонок проводил друга в кабинет доктора Филина. Когда он вернулся, то рассказал, как сердился Филин на Лисенка за мокрую одежду, как прибежа ла - встревоженная высокой температурой мама Лисёнка к своему сыночку. Всем было очень жалко больного друга.

- Что же, он теперь все уроки пропустит, что ли? — спросила Белочка Учителя. — И будет после болезни с трудом нас догонять в учебе?

— Выходит, что так, — грустно ответил Еж. — Но выможете ему помочь.

— Как это? — удивился Волчонок.

— Узнавать eго состояние, поддерживать своим вниманием. А когда ему станет полегче, проведайте его» передайте домашние задания, — предложил Учитель.

— Конечно? — обрадовался Зайчонок. — И Мед вежонка надо проведать, он уже давно в школу не ходит.

— У него зимняя спячка началась, — объяснила Белочка. — Но я ему все задания передавала. Его мама говорит, что между сном он их выполняет. Так что за него не волнуйтесь. К весне он будет в полном порядке.

— Почему же ты нам ничего не говорила? — спро сили ребята.

— Мне казалось, что вы знаете, — растерялась Белочка.

— Вот видите, ребята, как важно интересоваться своими друзьями, — подтвердил Учитель-Еж. — Каж дый день она брала у меня задания для Медвежонка. Но больше никто, кроме Белочки, и не вспомнил о своем товарище.

Ученики сидели, опустив голову, было стыдно, а не которые представляли, что на месте забытого больного друга мог оказаться любой из них. Очень грустно бо леть, да остаться без внимания своих товарищей.

- А давайте все вместе каждый день навещать Лисенка и Медвежонка, — сказал Зайчонок.

— Я думаю, что всем вместе не стоит, когда боле ют, трудно принимать много гостей. Лучше по очере ди и ненадолго, чтобы забота не была навязчивой, — объяснил Учитель.

— Хорошо, кто пойдет к Лисенку и Медвежонку завтра? — спросил Волчонок. — Будем делать гра фик посещений.

Пока ученики составляли график, Еж внимательно наблюдал за тем, как изменились его, ученики, каки ми стали серьезными и совсем большими.

Благодаря заботам своих друзей Лисенок вернул ся после болезни как раз к празднику.

Праздничная Елка сверкала разноцветными огня ми, звучали музыка, смех. Вместе с ребятами Лисе нок пел песни, танцевал и читал стихи. А когда Дед Мороз со Снегурочкой подарили вкусные подарки, Лисенок не выдержал и закричал громче всех:

— Спасибо всем! Я так рад, что мы вместе!!! Дружным хороводом вместе с Лисенком ученики закружились вокруг елки. Всем было весело, даже сонный Медвежонок приободрился и поздравлял всех с Новым Годом!

— С Новым Годом!!! С Новым Годом!!! — раздава лось эхом по всему лесу.

Наши рекомендации