Тема 4. Бюджетные классификации и бюджетное регулирование.
4.1. Бюджетная классификация.
4.2. Составляющие бюджета.
4.3. Регулирование межбюджетных денежных потоков трансфертами, дотациями, субвенциями.
Бюджетная классификация.
Применение бюджетной классификации предусмотрено Бюджетным кодексом. Бюджетная классификация Украины применяется для контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств проведения необходимого анализа по статьям доходов, а также организационных, функциональных и экономических расходов, обеспечения общегосударственного и международного сравнения бюджетных показателей.
С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов, также для обеспечения взаимосвязи между функциональным назначением и экономическим характером расходов бюджета Министр Финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также её изменения и информирует об этом в обязательном порядке Верховный Совет Украины.
1. Рассмотрим возможные направления применения бюджетной классификации. Это:
1) Составление проекта бюджетов разных уровней.
2) Разработка индивидуальных свободных смет затрат для бюджетных учреждений.
3) Взаимосвязь Государственных планов экономического и социального развития страны, а также финансовых планов министерств и ведомств с бюджетом.
4) Обеспечение единого порядка составления бюджетов отдельных регионов, свободных местных бюджетов, бюджетов областей и АРК, консолидированный государственный бюджет.
2. Процесс выполнения бюджета с помощью классификации:
1) Способствует организации работы в каждом финансовом органе, министерстве, объединении с обеспечением доходов в бюджет и затрат.
2) Даёт возможность учитывать поступления доходов и финансирование затрат соответственно с утвержденным бюджетным распорядком.
3) Дает возможность составлять отчеты о выполнении бюджета, сводные отчеты по областям, административно – территориальными единицами и по Государственному бюджету в целом.
3. Анализируя бюджет с помощью классификации можно определить:
1) Поступления доходов по каждому виду.
2) Финансирование затрат по конкретным направлениям.
3) Отклонение от плановых показателей.
4) Сметные затраты по родственным организациям.
4. После статистической обработки бюджетных показателей можно определить:
1) Динамику тенденции показателей.
2) Разработку прогнозов развития бюджетных процессов.
В этих рисунках наглядно показана классификация, как расходов, так и доходов бюджетов.
Составляющие бюджета.
При планировании государственного и местных бюджетов необходимо отличать общий и специальный фонды. Распределение бюджета на фонды определяется Законом “Про Государственный бюджет Украины”. Источником формирования специального фонда определяются исключительно законами Украины.
Основанием для решения определенного совета про образование специального фонда в составе местного бюджета может быть только закон “О Государственном бюджете Украины”.
Передача средств от основного в специальный фонд бюджета разрешается только в рамках бюджетных назначений путем внесения изменений в Закон “Про Государственный бюджет Украины ” решением соответствующего совета. Платежи за счет специального фонда осуществляются в рамках средств, которые поступают в этот фонд с конкретным целевым назначением.
Создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными организациями не допускается.
Бюджетным кодексом определены части общего и специального фондов.