Вопрос №26. Бюджетное право. Понятие и предмет. Бюджетные правоотношения (общая характеристика)

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, ко­торые регулируются особым подразделением (подотраслью) фи­нансового права — бюджетным правом.

Бюджетное право — центральный раздел особенной части фи­нансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.

Бюджетное право отличается от других подразделений и инсти­тутов финансового права своим предметом, т.е. содержанием от­ношений, которые оно регулирует.

Специфика состоит в том, что:

а) бюджетное право регулирует отношения Российской Федера­ции, ее субъектов, муниципальных образований и соответствую­щих органов представительной и исполнительной власти;

б) эти отношения возникают в связи с образованием, распреде­лением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Такая общая характеристика бюджетного права и его предмета нуждается в конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими подразделениями и институтами финансового права. С этой целью в бюджетном праве можно выделить следую­щие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:

а) бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

б) структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюд­жетами;

в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

г) бюджетный процесс, т е. порядок формирования и реализа­ции бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить, исходя либо из общей, либо конкретной харак­теристики предмета бюджетного права.

Итак, бюджетное право — это раздел (подотрасль) финансового права, состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

Однако такое понятие недостаточно четко определяет пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с бюджетом отношения (на­пример, касающиеся налоговых платежей в бюджет, расходова­ния бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.). Избежать этого можно путем введения в определение поня­тия бюджетного права уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета. При таком подходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс.

Центральное место бюджетной системы в составе финансов РФ обусловливает и место бюджетного права в системе финансового права: именно с него начинается особенная часть этой отрасли права.

Конкретно нормы бюджетного права устанавливают:

основы бюджетного устройства;

структуру бюджетной системы Российской Федерации;

роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы;

объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уров­нях;

перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы;

правовое положение субъектов бюджетного права.

В рамках бюджетного права можно также выделить матери­альные нормы права, содержащие количественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, и процессуальные нормы права, определяющие порядок бюджет­ного процесса. Материальные нормы бюджетного права опреде­ляют в стоимостной форме состав доходов и направления рас­ходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношении между бюджетами и т.п. Велика роль в бюджетном праве про­цессуальных норм. Эта категория определяет формы организа­ции работы с бюджетом. И именно она чаще всего оказывается без должной проработки, вследствие чего проблематичным ста­новится достижение бюджетных целей. Возможно, поэтому нормы Бюджетного кодекса РФ детально регламентируют все стадии бюджетного процесса.

В процессе образования и расходования бюджетных средств у государства, субъектов Федерации, органов местного само­управления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие назва­ние бюджетных правоотношений.

В юридической науке бюджетные правоотношения обычно рассматри­ваются как вид финансовых правоотношений, урегулированных норма­ми бюджетного права. Под бюджетными правоотношениями понимают охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере и представляющие собой социально значимую связь субъектов, посредством прав и обязанностей, предусмотренных норма­ми бюджетного права. Основания возникновения, изменения и пре­кращения бюджетных правоотношений предусмотрены в бюджетном законодательстве РФ.

Согласно положениям ст. 1 БК РФ бюджетные правоотношения включают в себя следующие составные части:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотноше­ний в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных

заимствований, регулирования государственного и муниципального долга,

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотноше­ний в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением;

• отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.

2. Любые правовые отношения в юридической науке рассматриваются как общественно-правовые явления, имеющие определенную структуру и состав. При этом под составом конкретного бюджетного правоотноше­ния понимается совокупность его участников, то есть субъектов бюд­жетных правоотношений. Права и обязанности указанных субъектов (на­логоплательщиков, бюджетных органов и т. д.) в составе бюджетного правоотношения выступают в качестве юридических свойств этих учас­тников.

3. Структура бюджетных правоотношений представляет собой внутрен­нее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения. Струк­туру бюджетных правоотношений образуют следующие три элемента:

• субъекты правоотношения; содержание (юридическое и материальное) правоотношения; объект правоотношения.

Субъекты бюджетных правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание бюджетных правоотношений образуют субъек­тивные права и юридические обязанности указанных субъектов - учас­тников рассматриваемых общественных отношений. Материальное содержание бюджетных правоотношений представляет

собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реа­лизацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом бюджетных правоотношений выступает то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере всту­пают в правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные блага.

Наши рекомендации