Условия реализации программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КИНОСТУДИЯ «Белое солнце»
____________________________________________________
(наименование образовательной программы)
Год обучения
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся:11-22 лет
Автор-составитель:
Тарасов М.Н.,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Программа «Основы киновидеотворчества» реализуется в рамках деятельности детской киностудии «Белое солнце».
Направленность программы: научно-техническая.
Актуальность программы
Кино один из любимых видов искусства в России. Дети с раннего возраста тянутся к прекрасному, сложному миру кинематографа. Во многих семьях сейчас есть видеокамеры и видеомагнитофоны и за последние годы в УДОД Санкт-Петербурга появилось много детско-юношеских киновидеостудий. Детям предоставляется возможность познакомиться с огромным разнообразием профессий, без которых невозможно создать фильм, проявить себя в искусстве кино, раскрыть свои таланты, развить умение заниматься творческой работой.
Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Цель образовательной программы
Познание сложного искусства кинематографа, развитие образного мышления и навыков общение в творческой группе, так необходимых для создания фильма. Умение разбираться в жанрах и направлениях кинематографа, умение создать свой любительский фильм с применением последних достижений науки и техники.
Задачи программы
3.1. Обучающие:
- Ознакомление с основами кинематографа, жанрами и направлениями развития мирового кино.
- Обучение написанию сценария учебного, научно-популярного, документального, игрового и мультипликационного киновидеофильма.
- Обучение основам режиссуры кино, актерскому мастерству, видеосъёмке, видеомонтажу и озвучиванию киновидеофильма
- Обучение навыкам всех тех многочисленных профессий, необходимых при создании киновидеофильма
3.2. Развивающие
- Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира.
- Развитие познавательных способностей учащихся.
- Развитие устойчивого интереса к киноискусству.
- Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
3.3. Воспитательные:
- Привитие элементов общей культуры и поведенческой этики.
- Создание психо-эмоционального комфорта общения в группе.
- Развитие умения оценивать собственные возможности и умение работать в творческой группе. Воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, предприимчивости, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;
- Организация встреч с ведущими специалистами и творческими работниками кинематографа и творческих ВУЗов.
- Посещение и участие в творческих фестивалях и конкурсах.
Условия реализации программы
Возрастной диапазон обучающихся варьируется от 14 до 22 лет, приблизительно к такому возрасту человек определяется в направлении творчества. В этом возрасте ребенок становится взрослым и важно направить его энергию на созидание, на деланье какого-то ДЕЛА, результаты которого интересны не только ему, но и окружающим. Попробовав множество профессий входящих в кинематограф, ребенок сможет лучше определиться со своей будущей профессией.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа в первый год обучения (216 часов в год) и 2 раза в неделю по 3 часа во второй год обучения (216 часов в год).
Программа рассчитана на уровень освоения: общекультурный.
Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.
Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области кинематографа.
Программа строится с учетом личностных потребностей обучающихся в познавательной и преобразовательной творческой деятельности (сюжеты и жанр фильмов подбираются исходя из интересов обучающихся, которые существенно изменяются в соответствии с их возрастом и полом).
В связи с различным уровнем развития и личностными качествами занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).
Приемы и методы учебно-воспитательного процесса:
· словесный
· наглядный
· практический
· объяснительно-иллюстративный
· фронтальный
· индивидуально-фронтальный.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная в рамках групповой.
Ожидаемые результаты - это создание собственного или в составе творческой группы, фильма или видеосюжета.
Ожидаемый результат обучения:
- свободное владение обучающимися специфическими понятиями, терминологией
- умение творчески осмысливать действительность
- умение выполнять изученные технологические операции по созданию фильма.
- уважительное отношение к результатам труда
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе
На второй год обучения обучающийся проходит более углублённо такие понятия, как жанры кино, более серьёзно подходит к подготовительному процессу. Более углублённо преподаются творческие основы монтажа, озвучивания и сведения. В результате второго года обучения, обучающийся получает более полные знания по творческой стороне кино.
Педагог объясняет обучающимся «стержневую» информацию, которую за тем воспитанники многократно закрепляют на практике.
В конце второго года обучения воспитанники должны снять фильм или видовой этюд самостоятельно или в группе.
Формы подведения итогов реализации программы - участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов.
Контроль знаний проводится в виде творческих видео-этюдов, конкурсов и фестивалей фильмов.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Содержание | теория | практик | всего |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | - | ||
2. | Современный кинематограф | - | ||
3. | Драматургия игрового фильма | |||
4. | Сценарии фильмов разных жанров | |||
5. | Режиссура фильмов разных жанров | |||
6. | Операторское мастерство | |||
7. | Различные виды съёмок | - | ||
8. | Компьютер в кино | |||
9. | Линейный монтаж видеофильма | |||
10. | Компьютерный монтаж видеофильма | |||
11. | Звуковое оформление фильма | |||
12. | Дикторский текст и диалоги | |||
13. | Музыка в фильме | |||
14. | Техника видеопоказа | |||
15. | Участие в конкурсах и фестивалях | - | ||
16. | Экскурсии | - | ||
17. | Заключительное занятие | - | ||
Итого |
Содержание программы
II год обучения
1. Введение Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Цели и задачи второго года обучения. Демонстрация возможностей цифровой видеокамеры. Общие правила техники безопасности, санитарии, гигиены и противопожарных мероприятий. Знакомство с планом второго года обучения.
2. Современный кинематограф и телевидение.
Теория. Тенденции развития кино и телевидения. Техника кино и телевидения. Жанры. Основные этапы развития кинематографа.
Конец XIX в. — создание кинескопов, биоскопов, витаскопов и др. примитивных видов кинопроекторов.
1894 — изобретение немого кино. Демонстрация изобретения в США Т. Эдисоном, в Англии Р. У. Поллом.
1895 — изобретение синематографа (соединение пленки с проекционным фонарем) братьями Опостом и Луи Люмьерами. Появление первых документальных фильмов братьев Люмьер («Прибытие поезда», «Поливальщик» и т. д.).
1907—1908 — применение режиссером Ж. Мельесом технических трюков в кино (макеты, двойная экспозиция, комбинированные, замедленные и убыстренные съемки и т. д.). Съемки фантастических серий («Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное»), съемки кинофеерий («Красная Шапочка», «Золушка»).
1907 — изобретение профессором Петербургского технологического института Б. Л. Розингом электронно-лучевой трубки (кинескопа).
1908 — создание первого рисованного (мультипликационного) фильма во Франции.
1911 — Розинг впервые в мире осуществил в лабораторных условиях передачу изображения на расстояние нескольких метров (прообраз телевидения).
1914 — создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский).
1920 — массовое развитие мирового кино благодаря творчеству американских режиссеров Д. Гриффита и Т. Инса. Создание Ч. Чаплиным фильмов, вошедших в золотой фонд мирового искусства («Малыш», «Золотая лихорадка», «Цирк», «На плечо»). Появление в России работ талантливых режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, относящихся к наивысшим достижениям искусства XX в. («Броненосец "Потемкин"», «Потомок Чингисхана» и др.).
1927 — создание первого звукового фильма на киностудии «Уорнер Бразерс» (режиссер А. Кросленд, фильм «Певец джаза»). В России первые звуковые фильмы появились в 1931—1932 гг. («Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» С. Юткевича и Ф. Эрмлера).
1936 — первые передачи телевидения в России.
1940 — появление в России в продаже первых телевизоров.
1949 — модернизация телецентра на Шаболовке. Осуществление регулярного телевещания в России.
1970 — изобретение кассетного видеомагнитофона—приставки к телевизору.
1973 — начало массового выпуска японской фирмой «Сони» видеомагнитофонов и кассет
1980-е гг. и по настоящее время — внедрение в современное кино электронной техники, использование многоканальных систем записи и воспроизведения звука, использование компьютерной графики и синтезаторов, обеспечение эффекта непосредственного присутствия зрителя в воспроизводимом событии (стереоэффекты, эффект dolby).
3. Драматургия кино и телевидения
Теория. Разбор современного фильма по определённым признакам на составляющие компоненты – сценарий, режиссура, операторская работа, и т.д. Написание сценариев фильмов различных жанров.
Практика: «Основы драматургии и написания сценария».
Практика-индивидуальная работа..
Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма. Практика-индивидуальная работа.
4. Сценарии фильмов разных жанров.
Теория. Разбор сценария фильма по определённым признакам на составляющие компоненты. Написание сценариев фильмов различных жанров.
Практика: «Основы драматургии и написания сценария».
Практика-индивидуальная работа..
Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма.
5. Режиссура телепередачи, телефильма и кинофильма. Тележурналистика.
Теория. Теоретическая и практическая работа по постановке фильмов различных жанров
Практика: «Основы Тележурналистики».
Практика-индивидуальная работа.
Формы контроля: тест-опрос, съемка телефильма.
6. Операторское мастерство
Теория. Творческая сторона операторского мастерства. Постановка света. Цветовое решение. Балансировка света. «Рисующий» источник света. Размер и положение «Рисующего». Расположение рисующего источника и время суток. Размер «рисующего» источника и расстояние до освещаемого объекта. «Мягкий» и «жесткий» свет: что для чего. Цветовая температура.
Практика: «Операторское мастерство».
Практика-индивидуальная работа..
Формы контроля: съемка игрового фильма.
7. Различные виды съемок.
Практика: Практическая видеосъемка авторских фильмов и различных мероприятий. Телеоператор непосредственно осуществляет процесс съемок телепередачи или иного видеоматериала. Знание этапов работы по проекту, владение ПК, специальной техникой. Личностные: креативность, ответственность, стрессоустойчивость, аккуратность. Управление процессом съемок, планирование, организация и проведение съемок, контроль отснятого материала.
Практика: «Основы Телеоператорства».
Практика-индивидуальная работа..
Формы контроля: тест-опрос, съемка телевизионной передачи.
8. Компьютер в кино.
Теория. Использование компьютерных технологий в индустрии кино. Голливуд и кино. Современные спецэффекты.
Практика: «Основы драматургии и написания сценария».
Практика-индивидуальная работа.
Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма.
9. Линейный монтаж видеофильма.
Теория. Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (проигрывателей, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.
Практический монтаж на видеомагнитофонах. Самостоятельная работа на монтажной аппаратуре (видеомагнитофоны, микшеры)
Практика: «Основы линейного монтажа фильма».
Практика-индивидуальная работа..
Формы контроля: тест-опрос, монтажателевизионной передачи.
10. Нелинейный (компьютерный) монтаж
Теория. При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.
Техническая сторона монтажа на компьютере. Программы монтажа. В качестве практики ученики монтируют ранее снятые материалы. Творческий компьютерный монтаж.
Практика: «Основы нелинейного монтажа фильма».
Практика-индивидуальная работа..
Формы контроля: тест-опрос, монтажателевизионной передачи на компьютере.
11. Звуковое оформление фильма.
Теория. Подбор музыкальной темы. Природные шумы. Оригинальная фонограмма. Ученики проходят техническую и творческую сторону звукового сопровождения. Необходимость музыки в сюжете, содержание дикторского текста, звуковые эффекты, микширование, аппаратура перезаписи звука, запись синхронного звука, и т.д.
Практика: «Озвучивание фильма».
Практика-индивидуальная работа.
Формы контроля: тест-опрос.
12. Дикторский текст
Теория. Практика.Запись диктора. Написание диалога и монолога.
Практика-индивидуальная работа.
Формы контроля: Фильм с дикторским текстом.
Формы контроля: Фильм с музыкальным озвучанием.
13. Музыка в фильме
Теория. Практика.Музыкальные редакторы. Сэмплы и фоновая музыка.
Практика-индивидуальная работа.
Формы контроля: Фильм с музыкальным озвучанием.
14. Техника видеопоказа
Теория. Практика.Рассказ о технической стороне демонстрации кинофильма и видеофильма, видеоформаты, стандарты цветности, видеомагнитофоны, видеопроекторы, и т.д. Практика-индивидуальная работа.
Формы контроля: Фильм.
15. Участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов.
Теория.Подготовка фильма к конкурсу. Начальные и конечные титры. Создание субтитров на иностранном языке. Оформление заявки на участие в конкурсе или фестивале изготовление представительской обложки фильма. Личное участие в конкурсах.
Практика: «Подготовка и участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов».
. Практика-индивидуальная работа..
Формы контроля: Показ фильмов на любительских кинофестивалях
16. Экскурсии
Выезд в профильные ВУЗы
17. Заключительное занятие
Педагог с воспитанниками подводит итоги всего пройденного за год, просмотр отснятых фильмов. Обсуждение.
Календарно-тематический план на 2014/15 учебный год
Год гр.-5
Тарасов М.Н.
№ п/н | Раздел тема | Количество часов | Группа № | Группа №3 | ||
Планируемая дата | Фактическая дата | Планируемая дата | Фактическая дата | |||
1. Вводное занятие. | ||||||
Цели и задачи второго года обучения. Общие правила техники безопасности, санитарии, гигиены и противопожарных мероприятий Демонстрация возможностей цифровой видеокамеры. Знакомство с планом второго года обучения | 05.09.2014 | |||||
2. Современный кинематограф | ||||||
Тенденции развития кино и телевидения. | 07.09.2014 | |||||
3. Драматургия игрового фильма | ||||||
Разбор современного фильма. | 12.09.2014 | |||||
Разбор современного фильма. | 14.09.2014 | |||||
Написание сценариев. | 19.09.2014 | |||||
Написание сценариев. | 21.09.2014 | |||||
Написание сценариев. | 26.09.2014 | |||||
Основы драматургии. | 28.09.2014 | |||||
Основы драматургии. | 03.10.2014 | |||||
4. Сценарии фильмов разных жанров | ||||||
Разбор сценария. Практика-индивидуальная работа.. | 05.10.2014 | |||||
Разбор сценария. | 10.10.2014 | |||||
Разбор сценария. Практика-индивидуальная работа.. | 12.10.2014 | |||||
Разбор сценария. | 17.10.2014 | |||||
Написание сценариев. Практика-индивидуальная работа.. | 19.10.2014 | |||||
Написание сценариев. | 24.10.2014 | |||||
Написание сценариев. Практика-индивидуальная работа.. | 26.10.2014 | |||||
Основы драматургии. | 31.10.2014 | |||||
Основы драматургии. Практика-индивидуальная работа.. | 02.11.2014 | |||||
5. Режиссура фильмов разных жанров | ||||||
Теоретическая работа. | 07.11.2014 | |||||
Теоретическая работа. Практика-индивидуальная работа.. | 09.11.2014 | |||||
Практическая работа. | 14.11.2014 | |||||
Практическая работа. Практика-индивидуальная работа.. | 16.11.2014 | |||||
Практическая работа. | 21.11.2014 | |||||
Основы Тележурналистики. Практика-индивидуальная работа.. | 23.11.2014 | |||||
Основы Тележурналистики. | 28.11.2014 | |||||
6. Операторское мастерство | ||||||
Творческая работа оператора. Практика-индивидуальная работа.. | 30.11.2014 | |||||
«Рисующий» источник света. | 05.12.2014 | |||||
Расположение. «Рисующий» источник света. Практика-индивидуальная работа.. | 07.12.2014 | |||||
Размер. «Рисующий» источник света.. | 12.12.2014 | |||||
Операторское мастерство. Практика-индивидуальная работа.. | 14.12.2014 | |||||
7. Различные виды съёмок | ||||||
Практическая видеосъемка. | 19.12.2014 | |||||
Практическая видеосъемка. | 21.12.2014 | |||||
Этапы работы по проекту, владение ПК, специальной техникой. Практика-индивидуальная работа.. | 26.12.2014 | |||||
Управление съемкой. | 28.12.2014 | |||||
8. Компьютер в кино | ||||||
Использование компьютерных технологий в индустрии кино. Голливуд и кино. | 16.01.2014 | |||||
Современные спецэффекты. Практика-индивидуальная работа.. | 18.01.2015 | |||||
Современные спецэффекты. | 23.01.2015 | |||||
Современные спецэффекты. Практика-индивидуальная работа.. | 25.01.2015 | |||||
9. Линейный монтаж видеофильма | ||||||
Практический монтаж. | 30.01.2015 | |||||
Самостоятельная работа на монтаже. Практика-индивидуальная работа.. | 01.02.2015 | |||||
Самостоятельная работа на монтаже. | 06.02.2015 | |||||
10. Компьютерный монтаж видеофильма | ||||||
Техника монтажа. Практика-индивидуальная работа.. | 08.02.2015 | |||||
Техника монтажа. | 13.02.2015 | |||||
Программы монтажа. Практика-индивидуальная работа.. | 15.02.2015 | |||||
Программы монтажа. | 20.02.2015 | |||||
Монтаж видо. Практика-индивидуальная работа.. | 22.02.2015 | |||||
Монтаж видео. | 27.02.2015 | |||||
Творческий монтаж. Практика-индивидуальная работа.. | 01.02.2015 | |||||
Творческий монтаж. | 06.03.2015 | |||||
11. Звуковое оформление фильма | ||||||
Подбор музыкальной темы. Практика-индивидуальная работа.. | 08.03.2015 | |||||
Озвучивание фильма. | 13.03.2015 | |||||
Озвучивание фильма. Практика-индивидуальная работа.. | 15.03.2015 | |||||
12. Дикторский текст и диалоги | ||||||
Запись диктора. | 20.03.2015 | |||||
Запись диктора. Практика-индивидуальная работа.. | 22.03.2015 | |||||
Запись диктора. | 27.03.2015 | |||||
Запись диктора. Практика-индивидуальная работа | 29.03.2015 | |||||
13. Музыка в фильме | ||||||
Музыкальные редакторы. | 03.04.2015 | |||||
Музыкальные редакторы. Практика-индивидуальная работа.. | 05.04.2015 | |||||
Фоновая музыка. | 10.04.2015 | |||||
Фоновая музыка. Практика-индивидуальная работа.. | 12.04.2015 | |||||
14. Техника видеопоказа | ||||||
Техника кинопоказа. | 17.04.2015 | |||||
Техника кинопоказа. Практика-индивидуальная работа.. | 19.04.2015 | |||||
Техника видеопоказа. | 24.04.2015 | |||||
15. Участие в конкурсах и фестивалях | ||||||
Подготовка фильма к конкурсу. | 26.04.2015 | |||||
Подготовка фильма к конкурсу. Практика-индивидуальная работа.. | 03.05.2015 | |||||
Подготовка фильма к конкурсу. | 08.05.2015 | |||||
Подготовка фильма к конкурсу. | 10.05.2015 | |||||
16. Экскурсии | ||||||
Выезд в профильные ВУЗы | 15.05.2015 | |||||
Выезд в профильные ВУЗы | 17.05.2015 | |||||
17. Итоговое занятие | ||||||
Подведение итогов всего пройденного за год, просмотр отснятых фильмов. Обсуждение | 22.05.2015 | |||||
ИТОГО |