Условия реализации программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КИНОСТУДИЯ «Белое солнце»

____________________________________________________

(наименование образовательной программы)

Год обучения

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся:11-22 лет

Автор-составитель:
Тарасов М.Н.,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Программа «Основы киновидеотворчества» реализуется в рамках деятельности детской киностудии «Белое солнце».

Направленность программы: научно-техническая.

Актуальность программы

Кино один из любимых видов искусства в России. Дети с раннего возраста тянутся к прекрасному, сложному миру кинематографа. Во многих семьях сейчас есть видеокамеры и видеомагнитофоны и за последние годы в УДОД Санкт-Петербурга появилось много детско-юношеских киновидеостудий. Детям предоставляется возможность познакомиться с огромным разнообразием профессий, без которых невозможно создать фильм, проявить себя в искусстве кино, раскрыть свои таланты, развить умение заниматься творческой работой.

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Цель образовательной программы

Познание сложного искусства кинематографа, развитие образного мышления и навыков общение в творческой группе, так необходимых для создания фильма. Умение разбираться в жанрах и направлениях кинематографа, умение создать свой любительский фильм с применением последних достижений науки и техники.

Задачи программы

3.1. Обучающие:

- Ознакомление с основами кинематографа, жанрами и направлениями развития мирового кино.

- Обучение написанию сценария учебного, научно-популярного, документального, игрового и мультипликационного киновидеофильма.

- Обучение основам режиссуры кино, актерскому мастерству, видеосъёмке, видеомонтажу и озвучиванию киновидеофильма

- Обучение навыкам всех тех многочисленных профессий, необходимых при создании киновидеофильма

3.2. Развивающие

- Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира.

- Развитие познавательных способностей учащихся.

- Развитие устойчивого интереса к киноискусству.

- Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

3.3. Воспитательные:

- Привитие элементов общей культуры и поведенческой этики.

- Создание психо-эмоционального комфорта общения в группе.

- Развитие умения оценивать собственные возможности и умение работать в творческой группе. Воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, предприимчивости, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;

- Организация встреч с ведущими специалистами и творческими работниками кинематографа и творческих ВУЗов.

- Посещение и участие в творческих фестивалях и конкурсах.

Условия реализации программы

Возрастной диапазон обучающихся варьируется от 14 до 22 лет, приблизительно к такому возрасту человек определяется в направлении творчества. В этом возрасте ребенок становится взрослым и важно направить его энергию на созидание, на деланье какого-то ДЕЛА, результаты которого интересны не только ему, но и окружающим. Попробовав множество профессий входящих в кинематограф, ребенок сможет лучше определиться со своей будущей профессией.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа в первый год обучения (216 часов в год) и 2 раза в неделю по 3 часа во второй год обучения (216 часов в год).

Программа рассчитана на уровень освоения: общекультурный.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области кинематографа.

Программа строится с учетом личностных потребностей обучающихся в познавательной и преобразовательной творческой деятельности (сюжеты и жанр фильмов подбираются исходя из интересов обучающихся, которые существенно изменяются в соответствии с их возрастом и полом).

В связи с различным уровнем развития и личностными качествами занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса:

· словесный

· наглядный

· практический

· объяснительно-иллюстративный

· фронтальный

· индивидуально-фронтальный.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная в рамках групповой.

Ожидаемые результаты - это создание собственного или в составе творческой группы, фильма или видеосюжета.

Ожидаемый результат обучения:

- свободное владение обучающимися специфическими понятиями, терминологией

- умение творчески осмысливать действительность

- умение выполнять изученные технологические операции по созданию фильма.

- уважительное отношение к результатам труда

- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе

На второй год обучения обучающийся проходит более углублённо такие понятия, как жанры кино, более серьёзно подходит к подготовительному процессу. Более углублённо преподаются творческие основы монтажа, озвучивания и сведения. В результате второго года обучения, обучающийся получает более полные знания по творческой стороне кино.

Педагог объясняет обучающимся «стержневую» информацию, которую за тем воспитанники многократно закрепляют на практике.

В конце второго года обучения воспитанники должны снять фильм или видовой этюд самостоятельно или в группе.

Формы подведения итогов реализации программы - участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов.

Контроль знаний проводится в виде творческих видео-этюдов, конкурсов и фестивалей фильмов.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п Содержание теория практик всего
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. -
2. Современный кинематограф -
3. Драматургия игрового фильма
4. Сценарии фильмов разных жанров
5. Режиссура фильмов разных жанров
6. Операторское мастерство
7. Различные виды съёмок -
8. Компьютер в кино
9. Линейный монтаж видеофильма
10. Компьютерный монтаж видеофильма
11. Звуковое оформление фильма
12. Дикторский текст и диалоги
13. Музыка в фильме
14. Техника видеопоказа
15. Участие в конкурсах и фестивалях -
16. Экскурсии -
17. Заключительное занятие -
  Итого

Содержание программы

II год обучения

1. Введение Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Цели и задачи второго года обучения. Демонстрация возможностей цифровой видеокамеры. Общие правила техники безопасности, санитарии, гигиены и противопожарных мероприятий. Знакомство с планом второго года обучения.

2. Современный кинематограф и телевидение.

Теория. Тенденции развития кино и телевидения. Техника кино и телевидения. Жанры. Основные этапы развития кинематографа.

Конец XIX в. — создание кинескопов, биоскопов, витаскопов и др. примитивных видов кинопроекторов.

1894 — изобретение немого кино. Демонстрация изобретения в США Т. Эдисоном, в Англии Р. У. Поллом.

1895 — изобретение синематографа (соединение пленки с проекционным фонарем) братьями Опостом и Луи Люмьерами. Появление первых документальных фильмов братьев Люмьер («Прибытие поезда», «Поливальщик» и т. д.).

1907—1908 — применение режиссером Ж. Мельесом технических трюков в кино (макеты, двойная экспозиция, комбинированные, замедленные и убыстренные съемки и т. д.). Съемки фантастических серий («Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное»), съемки кинофеерий («Красная Шапочка», «Золушка»).

1907 — изобретение профессором Петербургского технологического института Б. Л. Розингом электронно-лучевой трубки (кинескопа).

1908 — создание первого рисованного (мультипликационного) фильма во Франции.

1911 — Розинг впервые в мире осуществил в лабораторных условиях передачу изображения на расстояние нескольких метров (прообраз телевидения).

1914 — создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский).

1920 — массовое развитие мирового кино благодаря творчеству американских режиссеров Д. Гриффита и Т. Инса. Создание Ч. Чаплиным фильмов, вошедших в золотой фонд мирового искусства («Малыш», «Золотая лихорадка», «Цирк», «На плечо»). Появление в России работ талантливых режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, относящихся к наивысшим достижениям искусства XX в. («Броненосец "Потемкин"», «Потомок Чингисхана» и др.).

1927 — создание первого звукового фильма на киностудии «Уорнер Бразерс» (режиссер А. Кросленд, фильм «Певец джаза»). В России первые звуковые фильмы появились в 1931—1932 гг. («Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» С. Юткевича и Ф. Эрмлера).

1936 — первые передачи телевидения в России.

1940 — появление в России в продаже первых телевизоров.

1949 — модернизация телецентра на Шаболовке. Осуществление регулярного телевещания в России.

1970 — изобретение кассетного видеомагнитофона—приставки к телевизору.

1973 — начало массового выпуска японской фирмой «Сони» видеомагнитофонов и кассет

1980-е гг. и по настоящее время — внедрение в современное кино электронной техники, использование многоканальных систем записи и воспроизведения звука, использование компьютерной графики и синтезаторов, обеспечение эффекта непосредственного присутствия зрителя в воспроизводимом событии (стереоэффекты, эффект dolby).

3. Драматургия кино и телевидения

Теория. Разбор современного фильма по определённым признакам на составляющие компоненты – сценарий, режиссура, операторская работа, и т.д. Написание сценариев фильмов различных жанров.

Практика: «Основы драматургии и написания сценария».

Практика-индивидуальная работа..

Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма. Практика-индивидуальная работа.

4. Сценарии фильмов разных жанров.

Теория. Разбор сценария фильма по определённым признакам на составляющие компоненты. Написание сценариев фильмов различных жанров.

Практика: «Основы драматургии и написания сценария».

Практика-индивидуальная работа..

Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма.

5. Режиссура телепередачи, телефильма и кинофильма. Тележурналистика.

Теория. Теоретическая и практическая работа по постановке фильмов различных жанров

Практика: «Основы Тележурналистики».

Практика-индивидуальная работа.

Формы контроля: тест-опрос, съемка телефильма.

6. Операторское мастерство

Теория. Творческая сторона операторского мастерства. Постановка света. Цветовое решение. Балансировка света. «Рисующий» источник света. Размер и положение «Рисующего». Расположение рисующего источника и время суток. Размер «рисующего» источника и расстояние до освещаемого объекта. «Мягкий» и «жесткий» свет: что для чего. Цветовая температура.

Практика: «Операторское мастерство».

Практика-индивидуальная работа..

Формы контроля: съемка игрового фильма.

7. Различные виды съемок.

Практика: Практическая видеосъемка авторских фильмов и различных мероприятий. Телеоператор непосредственно осуществляет процесс съемок телепередачи или иного видеоматериала. Знание этапов работы по проекту, владение ПК, специальной техникой. Личностные: креативность, ответственность, стрессоустойчивость, аккуратность. Управление процессом съемок, планирование, организация и проведение съемок, контроль отснятого материала.

Практика: «Основы Телеоператорства».

Практика-индивидуальная работа..

Формы контроля: тест-опрос, съемка телевизионной передачи.

8. Компьютер в кино.

Теория. Использование компьютерных технологий в индустрии кино. Голливуд и кино. Современные спецэффекты.

Практика: «Основы драматургии и написания сценария».

Практика-индивидуальная работа.

Формы контроля: тест-опрос, сценарий игрового фильма.

9. Линейный монтаж видеофильма.

Теория. Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (проигрывателей, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.

Практический монтаж на видеомагнитофонах. Самостоятельная работа на монтажной аппаратуре (видеомагнитофоны, микшеры)

Практика: «Основы линейного монтажа фильма».

Практика-индивидуальная работа..

Формы контроля: тест-опрос, монтажателевизионной передачи.

10. Нелинейный (компьютерный) монтаж

Теория. При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.

Техническая сторона монтажа на компьютере. Программы монтажа. В качестве практики ученики монтируют ранее снятые материалы. Творческий компьютерный монтаж.

Практика: «Основы нелинейного монтажа фильма».

Практика-индивидуальная работа..

Формы контроля: тест-опрос, монтажателевизионной передачи на компьютере.

11. Звуковое оформление фильма.

Теория. Подбор музыкальной темы. Природные шумы. Оригинальная фонограмма. Ученики проходят техническую и творческую сторону звукового сопровождения. Необходимость музыки в сюжете, содержание дикторского текста, звуковые эффекты, микширование, аппаратура перезаписи звука, запись синхронного звука, и т.д.

Практика: «Озвучивание фильма».

Практика-индивидуальная работа.

Формы контроля: тест-опрос.

12. Дикторский текст

Теория. Практика.Запись диктора. Написание диалога и монолога.

Практика-индивидуальная работа.

Формы контроля: Фильм с дикторским текстом.

Формы контроля: Фильм с музыкальным озвучанием.

13. Музыка в фильме

Теория. Практика.Музыкальные редакторы. Сэмплы и фоновая музыка.

Практика-индивидуальная работа.

Формы контроля: Фильм с музыкальным озвучанием.

14. Техника видеопоказа

Теория. Практика.Рассказ о технической стороне демонстрации кинофильма и видеофильма, видеоформаты, стандарты цветности, видеомагнитофоны, видеопроекторы, и т.д. Практика-индивидуальная работа.

Формы контроля: Фильм.

15. Участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов.

Теория.Подготовка фильма к конкурсу. Начальные и конечные титры. Создание субтитров на иностранном языке. Оформление заявки на участие в конкурсе или фестивале изготовление представительской обложки фильма. Личное участие в конкурсах.

Практика: «Подготовка и участие в конкурсах и фестивалях любительских фильмов».

. Практика-индивидуальная работа..

Формы контроля: Показ фильмов на любительских кинофестивалях

16. Экскурсии

Выезд в профильные ВУЗы

17. Заключительное занятие

Педагог с воспитанниками подводит итоги всего пройденного за год, просмотр отснятых фильмов. Обсуждение.

Календарно-тематический план на 2014/15 учебный год

Год гр.-5

Тарасов М.Н.

№ п/н Раздел тема Количество часов Группа № Группа №3
Планируемая дата Фактическая дата Планируемая дата Фактическая дата
  1. Вводное занятие.
  Цели и задачи второго года обучения. Общие правила техники безопасности, санитарии, гигиены и противопожарных мероприятий Демонстрация возможностей цифровой видеокамеры. Знакомство с планом второго года обучения     05.09.2014  
  2. Современный кинематограф
  Тенденции развития кино и телевидения.     07.09.2014  
  3. Драматургия игрового фильма
  Разбор современного фильма.     12.09.2014  
  Разбор современного фильма.     14.09.2014  
  Написание сценариев.     19.09.2014  
  Написание сценариев.     21.09.2014  
  Написание сценариев.     26.09.2014  
  Основы драматургии.       28.09.2014  
  Основы драматургии.       03.10.2014  
  4. Сценарии фильмов разных жанров
  Разбор сценария. Практика-индивидуальная работа..     05.10.2014  
  Разбор сценария.     10.10.2014  
  Разбор сценария. Практика-индивидуальная работа..     12.10.2014  
  Разбор сценария.     17.10.2014  
  Написание сценариев. Практика-индивидуальная работа..     19.10.2014  
  Написание сценариев.     24.10.2014  
  Написание сценариев. Практика-индивидуальная работа..     26.10.2014  
  Основы драматургии.     31.10.2014  
  Основы драматургии. Практика-индивидуальная работа..     02.11.2014  
  5. Режиссура фильмов разных жанров
  Теоретическая работа.     07.11.2014  
  Теоретическая работа. Практика-индивидуальная работа..     09.11.2014  
  Практическая работа.     14.11.2014  
  Практическая работа. Практика-индивидуальная работа..     16.11.2014  
  Практическая работа.     21.11.2014  
  Основы Тележурналистики. Практика-индивидуальная работа..     23.11.2014  
  Основы Тележурналистики.     28.11.2014  
  6. Операторское мастерство
  Творческая работа оператора. Практика-индивидуальная работа..     30.11.2014  
  «Рисующий» источник света.     05.12.2014  
  Расположение. «Рисующий» источник света. Практика-индивидуальная работа..     07.12.2014  
  Размер. «Рисующий» источник света..     12.12.2014  
  Операторское мастерство. Практика-индивидуальная работа..     14.12.2014  
  7. Различные виды съёмок
  Практическая видеосъемка.     19.12.2014  
  Практическая видеосъемка.     21.12.2014  
  Этапы работы по проекту, владение ПК, специальной техникой. Практика-индивидуальная работа..     26.12.2014  
  Управление съемкой.     28.12.2014  
             
  8. Компьютер в кино
  Использование компьютерных технологий в индустрии кино. Голливуд и кино.       16.01.2014  
  Современные спецэффекты. Практика-индивидуальная работа..     18.01.2015  
  Современные спецэффекты.     23.01.2015  
  Современные спецэффекты. Практика-индивидуальная работа..     25.01.2015  
  9. Линейный монтаж видеофильма
  Практический монтаж.       30.01.2015  
  Самостоятельная работа на монтаже. Практика-индивидуальная работа..     01.02.2015  
  Самостоятельная работа на монтаже.     06.02.2015  
  10. Компьютерный монтаж видеофильма
  Техника монтажа. Практика-индивидуальная работа..     08.02.2015  
  Техника монтажа.       13.02.2015  
  Программы монтажа. Практика-индивидуальная работа..     15.02.2015  
  Программы монтажа.     20.02.2015  
  Монтаж видо. Практика-индивидуальная работа..     22.02.2015  
  Монтаж видео.     27.02.2015  
  Творческий монтаж. Практика-индивидуальная работа..     01.02.2015  
  Творческий монтаж.     06.03.2015  
  11. Звуковое оформление фильма
  Подбор музыкальной темы. Практика-индивидуальная работа..     08.03.2015  
  Озвучивание фильма.     13.03.2015  
  Озвучивание фильма. Практика-индивидуальная работа..     15.03.2015  
  12. Дикторский текст и диалоги
  Запись диктора.     20.03.2015  
  Запись диктора. Практика-индивидуальная работа..     22.03.2015  
  Запись диктора.     27.03.2015  
  Запись диктора. Практика-индивидуальная работа     29.03.2015  
  13. Музыка в фильме
  Музыкальные редакторы.     03.04.2015  
  Музыкальные редакторы. Практика-индивидуальная работа..     05.04.2015  
  Фоновая музыка.     10.04.2015  
  Фоновая музыка. Практика-индивидуальная работа..     12.04.2015  
  14. Техника видеопоказа
  Техника кинопоказа.     17.04.2015  
  Техника кинопоказа. Практика-индивидуальная работа..     19.04.2015  
  Техника видеопоказа.     24.04.2015  
  15. Участие в конкурсах и фестивалях
  Подготовка фильма к конкурсу.       26.04.2015  
  Подготовка фильма к конкурсу. Практика-индивидуальная работа..     03.05.2015  
  Подготовка фильма к конкурсу.     08.05.2015  
  Подготовка фильма к конкурсу.     10.05.2015  
  16. Экскурсии
  Выезд в профильные ВУЗы     15.05.2015  
  Выезд в профильные ВУЗы     17.05.2015  
             
  17. Итоговое занятие
  Подведение итогов всего пройденного за год, просмотр отснятых фильмов. Обсуждение     22.05.2015  
  ИТОГО

Наши рекомендации