Условия реализации программы

Программа коррекционной работыпредусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включающих:

Психолого­педагогическое обеспечение, в том числе:

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии;

обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная направленность учебно­воспитательного процесса;
учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных заня­
тиях);

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровитель­
ный и охранительный режим, укрепление физического и пси­
хического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение
санитарно­гигиенических правил и норм);

обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых
мероприятий;

развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития[7].

Программно­методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной рабо­
ты могут быть использованы коррекционно­развивающие программы, диагностический и коррекционно­развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессио­
нальной деятельности учителя, педагога­психолога, социального педагога, учителя­логопеда, учителя­дефектолога и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использова­
ние специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида),
в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная
работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя­дефектологи, учителя­логопеды, педагоги­психологи, социальные педагоги и др.)
и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен отвечать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития,
обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации
работников образовательных учреждений, занимающихся
решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники обра­
зовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного
и реабилитационного процесса.

Материально­техническое обеспечение

Материально‑техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материально‑технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно‑развивающую среду образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально‑технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пре­
бывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места,
специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, орга­
низации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных
и лечебно­профилактических мероприятий, хозяйственно‑
бытового и санитарно­гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно­коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого до­
ступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно­методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий
и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио­ и видеоматериалов.

3. Организационный раздел

3.1. Базисный учебный план
начального общего образования

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования (далее — базисный учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно­деятельностный подход и индивидуализацию обучения.

Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмот­
ренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов, курсов» примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокуль­
турные.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандартавнеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (духовно­нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно­оздоровительное).

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Образовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Для первой ступени общего образования представлены три варианта базисного учебного плана:

вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;

вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;

вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе
в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.

При проведении занятий по родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5‑дневная или 6‑дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в
течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

в 1 классе — 35 минут;

во 2—4 классах — 35—45 минут (по решению образовательного учреждения).


Базисный учебный план начального общего образования годовой. Вариант 1  
Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в год Всего часов  
I II III IV  
Обязательная часть  
Филология Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание Окружающий мир
Основы духовно­нравственной культуры народов России Основы духовно­нравственной культуры народов России
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технология Технология
Физическая культура Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Максимально допустимая годовая нагрузка
Базисный учебный план начального общего образования. Вариант 1  
Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего часов  
I II III IV  
Обязательная часть  
Филология Русский язык  
Литературное чтение  
Иностранный язык  
Математика и информатика Математика  
Обществознание и естествознание Окружающий мир  
Основы духовно­нравственной культуры народов России Основы духовно­нравственной культуры народов России  
Искусство Музыка  
Изобразительное искусство  
Технология Технология  
Физическая культура Физическая культура  
Итого  
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 2,5 8,5  
Максимально допустимая недельная нагрузка 26,5 99,5  
Базисный учебный план начального общего образования годовой. Вариант 2  
Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в год Всего часов  
I II III IV  
Обязательная часть  
Филология   Русский язык  
Литературное чтение  
Родной язык и литературное чтение  
Иностранный язык  
Математика и информатика Математика  
Обществознание и естествознание Окружающий мир  
Основы духовно­нравственной культуры народов России Основы духовно­нравственной культуры народов России  
Искусство Музыка  
Изобразительное искусство  
Технология Технология  
Физическая культура Физическая культура  
Итого  
Часть, формируемая участниками образовательного процесса  
Максимально допустимая годовая нагрузка  
Базисный учебный план начального общего образования. Вариант 2  
Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего часов  
I II III IV  
Обязательная часть  
Филология   Русский язык  
Литературное чтение  
Родной язык и литературное чтение  
Иностранный язык  
Математика и информатика Математика  
Обществознание и естествознание Окружающий мир  
Основы духовно­нравственной культуры народов России Основы духовно­нравственной культуры народов России  
Искусство Музыка  
Изобразительное искусство  
Технология Технология  
Физическая культура Физическая культура  
Итого  
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 0,5 2,5  
Максимально допустимая недельная нагрузка 26,5 99,5  
Базисный учебный план начального общего образования годовой. Вариант 3  
Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в год Всего часов  
I II III IV  
Обязательная часть  
Филология Русский язык и литературное чтение  
Родной язык и литературное чтение  
Иностранный язык  
Математика и информатика Математика  
Обществознание и естествознание Окружающий мир  
Основы духовно­нравственной культуры народов России Основы духовно­нравственной культуры народов России  
Искусство Музыка  
Изобразительное искусство  
Технология Технология  
Физическая культура Физическая культура  
Итого  
Часть, формируемая участниками образовательного процесса  
Максимально допустимая годовая нагрузка  
Базисный учебный план начального общего образования. Вариант 3  
Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего часов  
I II III IV  
Обязательная часть  
Филология Русский язык и литературное чтение  
Родной язык и литературное чтение  
Иностранный язык  
Математика и информатика Математика  
Обществознание и естествознание Окружающий мир  
Основы духовно­нравственной культуры народов России Основы духовно­нравственной культуры народов России  
Искусство Музыка  
Изобразительное искусство  
Технология Технология  
Физическая культура Физическая культура  
Итого  
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 0,5 2,5  
Максимально допустимая недельная нагрузка 26,5 99,5  
                                                         

Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели базисного учебного плана:

состав учебных предметов;

недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;

максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;

направления внеурочной деятельности и количество часов на их реализацию.

Примерный учебный план образовательного учреждения
Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего часов
I II III IV
Русский язык
Литературное чтение
Испанский язык
Математика
Окружающий мир
Основы духовно­нравственной культуры народов России
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Краеведение
Информатика
Итого

3.2. План внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от уроч­
ной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цели организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (спортивно­оздоровительное, духовно­нрав­
ственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультур­
ное).

Формы организации внеурочной деятельности, как и
в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет образовательное учреждение. Содер­
жание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться в формах, отличных от урочной системы обучения,
таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться
возможности учреждений дополнительного образования, куль­
туры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования реализации основной образовательной программы и составляет не более 1350 ч за 4 года обучения.

В зависимости от возможностей образовательного учреждения, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:

непосредственно в образовательном учреждении по типу школы полного дня;

совместно с учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;

в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательного учреждения (комбинированная схема).

Основное преимущество организации внеурочной деятель­
ности непосредственно в образовательном учреждении заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках основной образовательной программы образовательного учреждения.

При организации внеурочной деятельности непосредствен­
но в образовательном учреждении предполагается, что в этой
работе принимают участие все педагогические работники дан­
ного учреждения (учителя начальной школы, учителя­предметники, социальные педагоги, педагоги­психологи, учителя­дефектологи, логопед, воспитатели, тьюторы и др.).

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и до­
полнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как факультативы, детские научные общества, экологические и военно­патриотические отряды и т. д.

Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико­ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.

План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы началь­
ного общего образования.

При взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями создаются общее программно­методическое пространство, рабочие программы курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной про­
граммы начального общего образования конкретного обра­
зовательного учреждения.

3.3. Система условий реализации
основной образовательной программы

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эс­
тетического, физического, трудового развития обучающихся.

Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу начального общего об­
разования, условия должны:

•соответствовать требованиям Стандарта;

•гарантировать сохранность и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

•обеспечивать реализацию основной образовательной про­
граммы образовательного учреждения и достижение планируемых результатов её освоения;

•учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса;

•предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

Раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, должен содержать:

•описание кадровых, психолого­педагогических, финансовых, материально­технических, информационно­методических условий и ресурсов;

•обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;

•механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

•сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

•систему мониторинга и оценки условий.

Описание системы условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения должно базироваться на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико­обобщающей и прогностической работы, включающей:

•анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации основной образовательной программы начального общего образования;

•установление степени их соответствия требованиям Стан­
дарта, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированным
с учётом потребностей всех участников образовательного про­
цесса;

•выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;

•разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

•разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;

•разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).

3.3.1. Кадровые условия реализации
основной образовательной программы

Описание кадровых условий реализации основной образовательной программывключает:

•характеристику укомплектованности образовательного уч­
реждения;

•описание уровня квалификации работников образовательного учреждения и их функциональных обязанностей;

•описание реализуемой системы непрерывного профес­
сионального развития и повышения квалификации педагогических работников;

•описание системы оценки деятельности членов педагогического коллектива.

Кадровое обеспечение

Образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения.

Основой для разработки должностных инструкций, содер­
жащих конкретный перечень должностных обязанностей ра­
ботников, с учётом особенностей организации труда и уп­
равления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения, служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, спе­
циалистов и служащих[8] (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Образовательное учреждение должно быть укомплектовано медицинскими работниками, работниками пищеблока, вспомогательным персоналом.

Наши рекомендации