Предполагаемые результаты реализации программы.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению «Почитай-ка» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС)
В качестве учебного материала для формирования второклассников-читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка и произведения УНТ. Выбор сделан не случайно. Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.
Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».
Основное содержание программы основывается на работе со сказкой.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Программа подскажет, не только чему учить, но и как учить. Поэтому она полезна учителям, воспитателям детских садов, родителям, желающим помочь своим детям научится анализировать пролизведения УНТ, успешно учиться.
Программа рассчитана на 68 часов.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы, изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений УНТ возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувства прекрасного приобщить к культуре и искусству
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
1. игра
2. беседа
3. иллюстрирование
4. изучение основ сценического мастерства
5. инсценирование прочитанного произведения
6. постановка спектакля
7. работа в малых группах
8. актёрский тренинг
9. экскурсия
10. выступление
Основными формами учёта знаний являются КВНы, викторины, тесты по прочитанному произведению, выполненные проекты.
Цель:формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора второклассников.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развивать эмоционально – чувственной сферы;
- обучать чтению – рассматриванию;
- формировать навык чтения
- учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
· оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
· воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
· подробно пересказывать текст;
· составлять устный рассказ по картинке;
· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Дата |
Жанры произведений | Знакомство с жанрами произведений | |||
Мои помощники | Работа со справочниками, энциклопедиями | |||
Автор – художественный текст – читатель | Знакомство с авторскими произведениями | |||
Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки | Отмечаем позицию автора в прочитанных произведениях | |||
Устное народное творчество. История происхождения жанров | Из истории УНТ | |||
Структура жанра «считалка» | Находим отличительные признаки считалки | |||
Сочини свою считалку | Выполнение творческого проекта | |||
Структура жанра «потешка» | Находим отличительные признаки потешки | |||
Сочини свои потешки | Выполнение творческого проекта | |||
Структура жанра «загадка» | Находим отличительные признаки загадки | |||
Сочинение загадок | Выполнение творческого проекта | |||
КВН | Конкурсная программа с использованием загадок, скороговорок потешек | |||
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | Прослушивание и сравнение сказок. Анализ содержания | |||
14-15 | Рисуем и показываем сказку | Инсценировка сказки «Репка». | ||
Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | |||
Смотрим мультфильм | Сравнение сюжета сказки со сценарием мультфильма | |||
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | |||
Рисуем героев сказки | Рисование героев сказки. Анализ героев Инсценировка сказки | |||
Русская народная сказка «Заяц – хваст». Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми.. | |||
Сравнение сказки «Заяц – хваст» и Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки | |||
Адыгейская сказка «Кто сильнее» мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. | |||
Сказки про зайцев. | Викторина. | |||
Сочини и нарисуй сказку про зайцев | Выполнение творческого проекта | |||
Украинская народная сказка «Рукавичка». | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | |||
Сказка «Теремок» в разных обработках. | ||||
Сказка В.Сутеева «Под грибом» | ||||
Викторина «Теремок, теремок…» | Обобщение по сказкам | |||
32-33 | Проект: «Сочини и нарисуй сказку про теремок» | Выполнение творческого проекта. Презентация проекта | ||
Чукотская сказка «Хвост». | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | |||
Русская народная сказка «Три медведя». | Чтение сказок. Составление вопросов по содержанию сказок. | |||
Русская народная сказка «Вершки и корешки» | ||||
Ненецкие народные сказки «Белый медведь и бурый медведь»,Как медведь хвост потерял» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Чтение сказок. Иллюстрирование. Викторина. | |||
Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. | |||
Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | |||
Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Чтение сказки. Иллюстрирование. | |||
Игра: «Угадай сказку» | Игра -тест | |||
Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. | |||
Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | |||
Сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. | |||
Мордовская сказка «Разудалый петушок». | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. | |||
Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. | |||
Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | |||
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Чтение сказки. Анализ прочитанного. | |||
Подготовка и проведение праздника «В гостях у сказки» | Литературный праздник | |||
Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом. | |||
Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. | |||
Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Чтение и инсценирование сказки. | |||
58- | Русская сказка «Лиса и тетерев». Инсценирование | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. | ||
Сказки про птиц. | Выставка книг. Чтение. Сравнение. | |||
Моя любимая сказка о животных. | Чтение и пересказ любимых сказок. | |||
63-65 | Подготовка и защита проектов: «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | ||
66-68 | Подготовка и проведение викторины | Литературная викторина |
Использованная литература:
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007
4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»
5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007
6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.
7. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
8.http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/rabochaya_programma_kruzhka_v_gostyah_u_skazki.doc