Предполагаемые результаты выполнения программы

Примерные и рабочие программы по пленэру.

Авторские программы по пленэру.

Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся. Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем.

Программа по предмету «Пленэр» для 2-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.

В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.

В программе дано содержание предмета, предметный учебно-тематический план.

Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данной дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.

Программа составлена грамотно, соответствует Федеральным государственным требованиям

Пояснительная записка

Программа по предмету пленэр (учебная практика) является частью процесса обучения в детской художественной школе, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

На пленэре учащиеся учатся изображать окружающую действительность, передовая при этом световоздушную перспективу естественную освещенность. Выполнение этих сложных доже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим предметам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков.

При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы педагог должен учитывать индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности его психики. Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над станковой композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры. Законы линейной перспективы, равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, сельские пейзажи и т.д. При этом длительные задания чередуются с кратковременными, живописные работы с работами по рисунку.

В настоящей программе представлен подробны перечень заданий, определен характер каждого из них, а также материал и время его выполнения. В разделах представлены общие задачи обучения, сводный тематический план занятий на пленэре и методические указания к заданиям.

Учебно-тематический план «Пленэр»

№ п/п Наименование задания Количество часов практических занятий Общее количество часов
  2 класс (28 часов)    
Этюд цветов и травы
Зарисовка листьев различных пород деревьев
Этюд цветущих растений (одуванчиков) в среде
Этюд ствола березы
Рисунок ветки сосны
Зарисовка деревьев разных пород
Этюд с деревьями
Зарисовка людей и животных
Этюд ели (сосны)
Этюд поляны в окружении деревьев
Работа над композицией «На поляне»
  Общее количество часов:
  3 класс (28 часов)    
Зарисовка жилых домов, прилегающих построек, предметов быта
Этюд предметов домашнего обихода на фоне сельской постройки
Зарисовка деревьев и их частей
Этюд деревьев на фоне неба
Зарисовка группы деревьев
Этюд группы деревьев и кустарников
Рисунок строения (группа строений) с отдельными деревьями, кустарниками и их группами
Этюд пейзаж с деревьями и архитектурными сооружениями
Этюд с изображением глади воды (с передним планом)
Зарисовка деревьев, строений и их отражение в спокойной воде
Композиция «Мой край»
  Общее количество часов:
  4 класс (28 часов)    
Зарисовка сельских мотивов (рисунок)
Рисунок фрагмента архитектурного сооружения (рисунок)
Зарисовка архитектурных деталей (рисунок)
Рисунок 1-2 деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения (рисунок)
Рисунок 1-2 деревьев на фоне деревянного архитектурного сооружения (рисунок)
Наброски фигур людей (рисунок)
Этюд планомерный (живопись)
Этюд фрагмент архитектурного сооружения (живопись)
Этюд 1-2 деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения (живопись)
Этюд 1-2 деревьев на фоне деревянного архитектурного сооружения (живопись)
Выполнение композиции на тему: «Село»
  Общее количество часов:
  5 класс (28 часов)    
Пейзаж с сельским мотивом
Тема: «Трудовые будни»
Тема: «Дом строится»
Тема: «На дороге»
Тема: «В школьном дворе»
Композиция «Работа в селе»
  Общее количество часов:
  Всего за курс обучения:

Содержание предмета.

2 класс (28 часов)

1. Этюд цветов и травы.

Задачи: выбор характерного растения; передача пропорций, движения; цветовое решение без связи с фоном (силуэт); изучение разнообразия растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав.

Материалы: бумага, акварель или гуашь.

1. Зарисовка листьев различных пород деревьев.

Задача: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев.

Материалы: бумага, тушь или гелевая ручка, карандаш.

1. Этюд цветущих растений (одуванчиков) в среде.

Задача: изучение и передача характерных особенностей цветка (одуванчика) в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, карандаш.

1. Этюд ствола березы.

Задачи: развитие наблюдательности и выбор выразительного ствола берёзы: изучение особенностей и характер ствола берёзы, выделение главного, влияние среды на цвет.

Материалы: бумага, акварель или гуашь.

1. Рисунок ветки сосны.

Задачи: выбор характерной ветки, изучение и передача характерных особенностей ветки, расположение иголок; связь со средой.

Материалы: бумага, акварель или гуашь.

1. Зарисовка деревьев разных пород.

Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор композиции, передача пропорций и характера особенностей строения ствола и ветвей деревьев.

Материалы: бумага, тушь или гелевая ручка, карандаш.

1. Этюд с деревьями.

Задачи: развитие наблюдательности и остроты восприятия предметов, навыков в работе кистью; передача пропорций и характерных особенностей различных пород деревьев; решение работы в цвете, изображение листьев на фоне неба и дальнего плана.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.

1. Зарисовка людей и животных.

Задачи: развитие наблюдательности и остроты восприятия предметов, навыков в работе кистью; передача

пропорций и движения.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.

1. Этюд ели (сосны).

Задачи: изучение характерных особенностей строения ствола и кроны хвойных пород дерева и передача воздушной среды, пропорций, движения ветвей; выделение главного в этюде, обобщение заднего плана.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.

1. Этюд поляны в окружении деревьев.

Задачи: развитие способностей цельного восприятия натуры; выбор композиционного решения этюда; передача пространства и глубины.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.

1. Работа над композицией «На поляне».

Задачи: на основе пленэрных работ выполнить эскиз композиции, развить воображение, наблюдательность.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.

3 класс (28 часов)

1. Зарисовка жилых домов, прилегающих построек, предметов быта. (Рисунок).

Задачи: закрепить знания линейной перспективы, умение их применять при рисовании с натуры; изучение сельской архитектуры.

Материал: карандаш.

1. Этюд предметов домашнего обихода на фоне сельской постройки. (Живопись).

Задачи: проследить изменения цвета зелени под воздействием воздуха; передать связь предметов с окружающей средой, её влияние на цветовую характеристику предметов.

Материал: бумага, акварель или гуашь, кисть.

1. Зарисовка деревьев и их частей. (Рисунок).

Задачи: изучить породы деревьев, их части (ветки, листья); передать характер ствола и кроны дерева, силуэт.

Материал: карандаш, тушь, уголь.

1. Этюд деревьев на фоне неба. (Живопись).

Задачи: дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева; проследить касание изображения дерева с фоном.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.

1. Зарисовка группы деревьев. (Рисунок).

Задачи: передать связь деревьев в группе; выявить её главные особенности, обобщить детали; передать перспективное сокращение величины деревьев в зависимости от расстояния.

Материалы: карандаш, гелевая ручка.

1. Этюд группы деревьев и кустарников. (Живопись).

Задачи: дать цветовую характеристику групп деревьев; проследить влияние освещения на цветовую гамму, воздушной среды на цветовую характеристику деревьев.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.

1. Рисунок строения (группа строений) с отдельными деревьями, кустарниками и их группами. (Рисунок).

Задачи: научится передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, гелевая ручка.

1. Этюд пейзаж с деревьями и архитектурными сооружениями. (Живопись).

Задачи: выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу при решении планов.

Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.

1. Этюд с изображением глади воды (с передним планом). (Живопись).

Задачи: через передний план, используя законы линейной и воздушной перспективы, передавать характер отражений объектов в воде и цветовые отношения изображаемого.

Материал: бумага, акварель или гуашь.

1. Зарисовка деревьев, строений и их отражение в спокойной воде. (Рисунок).

Задачи: научиться передавать характер отражений объектов в воде.

Материал: карандаш.

1. Композиция «Мой край».

Задачи: на основе собранного материала выполнить пейзажную композицию (при необходимости использовать зарисовки и этюды фигуры человека и животных).

Материалы: карандаш, акварель или гуашь.

4 класс (28 часов)

1. Зарисовка сельских мотивов (рисунок).

Задачи: познакомится с характерными особенностями сельской жизни, научиться цельному восприятию натуры.

Материалы: карандаш, гелевая ручка, уголь.

1. Рисунок фрагмента архитектурного сооружения (рисунок).

Задачи: изучить особенности конструктивного построения объектов, соотношение его больших и малых форм.

Материалы: карандаш, гелевая ручка, уголь.

1. Зарисовка архитектурных деталей (рисунок).

Задача: изучить детали архитектурных сооружений.

Материал: карандаш.

1. Рисунок 1-2 деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения (рисунок).

Задача: проследить взаимосвязь природных и архитектурных форм.

Материал: карандаш.

1. Рисунок 1-2 деревьев на фоне деревянного архитектурного сооружения (рисунок).

Задачи: передать особенности изображения деревянной постройки, его связь с живым деревом.

Обратить внимание на материал, в котором решается конструктивный замысел архитектуры.

Материалы: карандаш, гелевая ручка, уголь.

1. Наброски фигур людей (рисунок).

Задача: найти в натуре выразительные движения и позы человека для использования в итоговой композиции.

Материал по выбору учащегося.

1. Этюд планомерный (живопись).

Задачи: проследить законы воздушной перспективы; влияние воздушной среды на изображение переднего и дальнего планов.

Материал: бумага, акварель или гуашь.

1. Этюд фрагмент архитектурного сооружения (живопись).

Задача: изучить цветовое и тоновое решение объекта в условиях пленэра.

Материалы: бумага, акварель или гуашь.

1. Этюд 1-2 деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения (живопись).

Задачи: передать цветотональную среду; взаимосвязь архитектурного сооружения с окружающей средой.

Материалы: бумага, акварель или гуашь.

1. Этюд 1-2 деревьев на фоне деревянного архитектурного сооружения (живопись).

Задачи: передать связь деревянного архитектурного сооружения с окружающей средой.

Материалы: бумага, акварель или гуашь.

1. Выполнение композиции на тему «Село».

Задача: на основе полученных знаний выполнить композицию сельского пейзажа, передать состояние.

Материалы: бумага, акварель или гуашь.

5 класс (28 часов)

1. Пейзаж с сельским мотивом.

Задача: сбор материала (зарисовки, наброски, этюды) к заданному сюжету.

Материалы: карандаш, акварель или гуашь.

1. Тема: «Трудовые будни».

Задача: познакомится с работай сельских тружеников; собрать материал (зарисовки, наброски, этюды) к заданному сюжету.

Материалы: карандаш, акварель или гуашь.

1. Тема: «Дом строится».

Задача: ознакомление учащихся со строительством здания, обратить внимание на своеобразие сельской архитектуры. Выполнить зарисовки, наброски, этюды.

Материалы: карандаш, акварель или гуашь.

1. Тема: «На дороге».

Задача: познакомить ребят со спецификой труда дорожных рабочих; собрать материал к заданному сюжету (зарисовки, наброски, этюды) .

Материалы: карандаш, акварель или гуашь.

1. Тема: «В школьном дворе».

Задача: сбор материала для исполнения в композиции (ритм строений, выразительность силуэтов).

Передать определенное состояние в природе, конкретизировать, выявить главное, обобщить увиденное.

Материалы: карандаш, акварель или гуашь.

1. Композиция «Работа в селе».

Задачи: на основе избранное темы и собранного по ней на пленэре материала составить эскиз; дать возможность учащимся самостоятельно выбрать сюжет; научиться выделять из общей массы впечатлений наиболее интересные и типичные; использовать знания всех законов и средств композиции приемов раскрытия идейного содержания; применять контрасты в цвете, тоне, ритме, движении.

Материалы: карандаш, акварель или гуашь.

Предполагаемые результаты выполнения программы.

В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь:

- о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия;

- способы передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;

- сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

- навыки передачи световоздушной перспективы;

- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Оборудование:

- планшеты;

- складные стульчики;

- мольберты.

Материалы:

- бумага;

- краски акварельные или гуашь;

- кисти различных размеров;

- палитра;

- видоискатель (рамка);

- карандаш;

- гелевая ручка;

- уголь;

- ластик;

- кнопки.

Литература

1. Алексеев С.С. «О цвете и красках» - М. Искусство 1995 г.

2. Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодарск, 1967.

3. Беда Г. Живопись. М., 1977.

4. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе

5. Белютин Э. Начальные сведения о живописи. М., 1955.

6. Маслов Л. А. Пленэр. М., 1988 .

7. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция» - М. Просвещение 1978 г.

8. Шорохов Е.В. «Основы композиции» - М. 1979 г.

9. Шаронов В. Свет и цвет. М., 1961.

10. О живописи. М., 1959.

11. Живопись. М., 1964.

Наши рекомендации