Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
На титульном листе должны быть обозначены:
· название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
· название;
· фамилия, имя, отчество автора;
· название города;
· год разработки.
На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
· сути рассматриваемых вопросов;
· предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);
· источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод. рекомендации);
· возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
· обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
· определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
· краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);
· обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
· описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
· дать советы по решению:
· организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
· финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
· кадровому обеспечению (требования к экспертам);
· вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
· планы проведения конкретных дел, мероприятий;
· тестовые задания;
· методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
· примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
· методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
· схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
· примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.