Требования к структурным элементам

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Объем курсовой работы должен быть не менее 25 и не более 35 страниц печатного текста (без учета Приложений). Структурными элементами работы являются:

- титульный лист;

- содержание;

- перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов (при наличии);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при наличии).

Пример оформления титульного листа приведен в Приложении А.

Содержание включает: перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов (при наличии); введение; наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование); заключение; список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы (пример оформления содержания приведен в Приложении Б).

Заголовки содержания должны полностью соответствовать заголовкам глав и параграфов в тексте работы. Представление их в тексте в другой (сокращенной) редакции не допускается.

Принятые в работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка. Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте работы с необходимой расшифровкой и объяснениями. Перечень должен располагаться столбцом. Слева − в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа − их детальную расшифровку. Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в работе менее 3 раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте работы при первом упоминании.

Курсовая работа всегда начинается с введения, которое должно содержать: обоснование актуальности выбранной темы исследования, постановку задач исследования, используемые методы исследования. Объем введения не должен превышать 2-3 страницы печатного текста.

Основная часть работы должна содержать теоретические аспекты исследуемой проблемы, анализ существующей практики государственного (муниципального) управления, связанной с темой исследования.

Обычно основная часть работы состоит из двух разделов. В первом – дается систематизация теоретических положений, раскрывающих существо исследуемой проблемы. Оно предусматривает формулировку основных понятий, касающихся избранной темы, раскрытие их социально-экономического содержания. Теоретический раздел обязательно включает анализ 7-10 опубликованных научных работ.

Второй раздел работы должен содержать анализ современной российской практики государственного (муниципального) управления. Такой анализ должен основывался на использовании достаточного фактологического и статистического материала, отражающего современное состояние и динамику исследуемых процессов. Здесь обязательно наличие правильно оформленных таблиц и комментария к ним.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.

Список источников, использованных при написании, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы. Список должен включать библиографические описания всех использованных, цитируемых или упомянутых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Список должен включать не менее 15 источников.

Настоятельно рекомендуем отнестись к оформлению списка использованных источников с максимальной ответственностью и вниманием. Грамотное с точки зрения ГОСТа оформление научного аппарата исследования это не только формальное требование, но и показатель способности магистранта к самостоятельной научной работе.

Приложения являются возможным (не обязательным) компонентом курсовой работы. В приложениях помещаются большие и сложные таблицы данных, а также таблицы, содержащие промежуточные вычисления; иллюстративные материалы; распечатки решения задач на ЭВМ, анкеты и прочие вспомогательные материалы. Материалы, выполненные на листах формата A3, должны быть сложены по формату листа А4. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы, каждое оформляется на отдельном листе. Все страницы приложений должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Оформлять приложения необходимо в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 5 данного учебно-методического пособия.

Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок со словом «смотри», которое сокращается и заключается в круглые скобки (см. Приложение …).

ПРИМЕРЫ НАПИСАНИЯ

РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тема курсовой работы: Инвестиционная привлекательность региона.

Задача исследования: раскрыть содержание инвестиционной привлекательности региона

Пример решения задачи

Содержание инвестиционной привлекательности региона

Анализ публикаций, посвященных инвестиционной проблематике, показал, что в профессиональной литературе нет единого подхода к трактовке понятия «инвестиционная привлекательность региона».

Авторы инвестиционного паспорта Красноярского края полагают, что инвестиционная привлекательность региона – это комплекс составляющих, которые формируются под воздействием позитивных и негативных факторов социально-экономического развития: степени устойчивости и финансовой независимости, уровня жизни населения и уровня деловой активности[1].

В.В. Алексеева расширяет состав факторов инвестиционной привлекательности региона, включая, наряду с инвестиционным потенциалом, социально-политическую и экологическую безопасность для инвесторов (уровень бедности, преступности, безработицы, экологической загрязненности, конфликтности трудовых отношений, политической стабильности, а также отношение населения региона к процессам формирования рыночной экономики[2].

По мнению И. Ройзмана количество факторов, определяющих инвестиционную привлекательность региона, может быть безграничным. Поэтому необходимо отобрать наиболее значимые факторы и отражающее их показатели. В числе предлагаемых им индикаторов: объем промышленного производства, уровень развития малого предпри-нимательства, экспорт продукции региона в дальнее и ближнее зарубежье, обеспеченность автомобильными и железными дорогами, природные запасы нефти и газа, доля малоимущего населения, уровень дискомфортности климата, уровень безработицы, уровень загрязненности природной среды, уровень угрозы осуществления террористических актов, потенциал разработки и применения высоких технологий в регионе, рекреационно-туристический потенциал, растительные природные ресурсы регионов (лесные и водно-биологические)[3].

В поле зрения международных экспертов оказываются действия региональных властей, призванных регулировать инвестиционную деятельность, осуществлять защиту инвестиций, прав интеллектуальной собственности обеспечивать снижение уровня коррупции, дебюрократизацию процедур управления.

Так, компания А.Т. Kearney, составляющая рейтинги инвестиционной привлекательности территорий на основе опросов руководителей, членов советов директоров и старших стратегов 1000 крупнейших мировых компаний, владеющих активами по всему миру, выделяет следующие факторы:

- качество регулирования и защиты инвестиций;

- объем внутреннего спроса;

- уровень бедности;

- уровень коррупции;

- качество защиты прав интеллектуальной собственности;

- уровень образованности населения;

- темпы роста или снижения бюрократии[4].

И.В. Скопина, Ю.О. Бакланова, А.А. Агаев полагают, что инвестиционная привлекательность региона – это система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих платежеспособный спрос на инвестиции в регион. Она формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, который обусловливается внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией[5].

М.И. Самогородская поддерживает данную точку зрения, считая, что инвестиционная привлекательность региона характеризуется объемом инвестиционных вложений, который может быть привлечен в регион исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска в нем. Чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже риск инвестиционной деятельности в нем, тем выше его инвестиционная привлекательность[6].

М.В. Ольшанская считает, что инвестиционная привлекательность субъекта РФ имеет объективную и субъективную составляющие. Первая — включает внешний для инвесторов состав факторов, определяющих выгодность для них реализации инвестиционных проектов в данном регионе. Эти факторы отражают, с одной стороны, существующий инвестиционный потенциал, с другой - риски, влияющие на уровень его реализации.

Вторая составляющая инвестиционной привлекательности региона характеризует систему предпочтений, которую выстраивает инвестор определенного типа, устанавливая «веса» важности отдельных объективных факторов.

Синтез объективных и субъективных составляющих, в конечном счете, пределяет инвестиционную привлекательность региона[7].

Рассмотрим подробнее объективные составляющие инвестиционной привлекательности региона: инвестиционный потенциал региона и инвестиционный риск региона.

Некоторые авторы под инвестиционным потенциалом региона понимают совокупную возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый доход[8].

По мнению Л.Б. Самойловой, инвестиционный потенциал региона есть совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств территорий, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в основной капитал региона[9].

С точки зрения Ю.П. Рябова и Е.П. Рябовой, инвестиционный потенциал региона учитывает основные макро- и микроэкономические показатели, насыщенность факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.[10]

Согласно рейтинговому агентству «Эксперт-РА», инвестиционный потенциал региона складывает из следующих основных частных потенциалов: трудовой, финансовый, производственный, потребительский, институциональный, инфраструктурный, инновационный, природно-ресурсный, туристический.

Трудовой потенциал региона включает в себя как качественную, так и количественную оценку рабочей силы. К качественным характеристикам относится уровень профессиональной подготовки населения, пол, возраст, состояние здоровья. К количественным характеристикам трудового потенциала региона можно отнести такие показатели, как общая численность экономически активного населения, уровень занятости и уровень безработицы.

В рамках финансового потенциала региона определяется удельный вес убыточных организаций региона. Особое внимание уделяется уровню прибыльности тех предприятий, которые влияют на налоговую базу региона, что определяет доходную составляющую регионального бюджета.

Производственный потенциал региона является показателем уровня валового продукта территории, уровня производства продукции на душу населения, т.е. характеризует состояние производственной сферы региона. Важным моментом в формировании производственного потенциала являются особенности отраслевой специализации региона[11].

Основой потребительского потенциала региона выступает платежеспособный спрос. Структура платежеспособного спроса положительно коррелирована с доходами населения. Следовательно, при оценке потребительского потенциала региона можно рассматривать такие показатели, как среднедушевые денежные доходы населения в месяц, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума и др.

От степени развития институционального потенциала региона зависит эффективность обмена на товарном, ресурсном и финансовом рынках. Как следствие, необходимым условием растущей экономики является развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, развитие рынка страховых услуг и реформирование банковского сектора.

Инфраструктурный потенциал региона зависит от экономико-географического положения региона, территориального размещения, инфраструктурной освоенности и обеспеченности, развития систем коммуникаций в регионе. Низкий уровень инфраструктурного потенциала может послужить серьезным препятствием для привлечения инвестиций в регион.

Инновационный потенциал региона включает уровень развитие фундаментальной и прикладной науки, наличие в регионе инновационно-технологической инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые и консалтинговые компании, центры трансфера технологий и др.).

Природно-ресурсный потенциал региона – это часть совокупности природных ресурсов, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территорий могут быть использованы в хозяйственной или иной деятельности человечества.[12]

Под туристическим потенциалом региона понимают совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности.

Второй составляющей инвестиционной привлекательности региона является инвестиционный риск.

Инвестиционный риск представляет собой вероятность возникновения финансовых потерь в виде снижения капитала или утраты дохода, вследствие неопределённости условий инвестиционной деятельности.

В экономической литературе описывается более двух десятков видов рисков, которые в той или иной степени оказывают влияние на инвестиционный процессы в регионе.

Согласно А.В. Бугрову, выделяются три вида инвестиционных рисков: финансовый, экономический и социальный.

Финансовый риск в регионе характеризуется как общим балансом задолженностей между регионом и Федеральным центром, так и внутренней взаимной задолженностью предприятий. При анализе финансового риска региона особое внимание необходимо уделять коэффициентам ликвидности и финансовой устойчивости.

При анализе экономического риска необходимо учитывать удельный вес убыточных предприятий по отраслям, доли отраслей в валовом региональном продукте, соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, соотношение заемных и собственных средств[13].

Социальный риск региона определяет возможности создания и развития производств с привлечением новой рабочей силы. Для оценки социального риска должны быть использованы такие показатели, как уровень развития инфраструктуры, уровень медицинского обслуживания, состояние рынка труда региона, уровень среднемесячной заработной платы, прожиточный минимум по региону и экологическое состояние региона[14].

Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» выделяет следующие инвестиционные риски в регионе: финансовый, экономический, экологический, управленческий, криминальный и социальный.

Финансовый риск региона, как было сказано ранее, отражает степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий.

Экономический риск отражает негативные тенденции в развитии региона, текущей экономической ситуации в целом и в режимах финансово-кредитной деятельности.

Экологический риск отражает вероятность возникновения и развития неблагоприятных природно-техногенных процессов, сопровождающихся существенными экологическими последствиями. На региональном уровне представляет интерес оценка величины суммарных экологических ущербов от загрязнения атмосферы, водных ресурсов, биоресурсов и земельных ресурсов[15].

Управленческий риск в регионе проявляется в оппортунистическом поведении органов власти, отсутствии их заинтересованности в привлечении внешних инвесторов, в том числе, иностранных, и активизации деятельности инвесторов, функционирующих на территории региона, масштабах коррупции и др.

При рассмотрении криминального риска в регионе потенциальных инвесторов интересует уровень криминогенной опасности, заказные убийства, коррумпированность структур власти.

Характеристиками социального риска в регионе являются тенденции демографической ситуации, уровень и образ жизни населения, социальная инфраструктура, а также социальное неблагополучие (безработица, забастовки, неудовлетворительные условия труда, большое количество беженцев).

Ю.В. Наролина согласна с подобной классификацией инвестиционных рисков, однако в своей работе дополняет ее законодательным и политическим рисками[16].

Так, при расчете законодательного риска в регионе учитываются как федеральные, так и региональные законы, а также нормативные акты, регулирующую инвестиционную деятельность. Основным направлением в рамках исследования законодательного риска являются юридические условия инвестирования, степень развития законодательной базы, наличие механизмов гарантий и защиты инвестиций, использование отдельных факторов производства.

Политический риск также очень важен, поскольку от таких факторов, как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности в регионе.

Проведенный нами анализ позволил сфокусировать внимание на положениях, в совокупности раскрывающих содержание инвестиционной привлекательности региона.

Тема курсовой работы: Инновационная политика в России.

Задача исследования: дать оценку современной практики разработки инновационной политики в России.

Пример решения задачи

Современная практика разработки инновационной политики в России

В долгосрочных стратегиях социально-экономического развития регионов России инновационный сценарий развития признается безальтернативным.

Реализация региональной инновационной политики в регионах России происходит преимущественно посредством использования программно-целевого метода. Популярность использования целевых программ инновационного развития регионов обусловлена полномочиями субъектов РФ в инновационной сфере и программным принципом формирования расходной части региональных бюджетов. В настоящее время в большинстве субъектов РФ существуют региональные законодательные акты, определяющие инновационную политику. Лидирующие позиции в этой области занимают Республики Башкортостан и Татарстан, Ставропольский и Краснодарский края, а также Московская, Калужская, Воронежская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Томская, Челябинская области, города Москва и Санкт-Петербург.

Пять лет назад восемь субъектов РФ консолидировались, чтобы активно развивать новые технологии. Так образовалась Ассоциация инновационных регионов России – крупнейшее объединение в своей сфере. За это время список территорий расширился до 14. По мнению экспертов, в течение пяти лет регионы АИРР успешно реализуют социально-экономическую и инновационную политику. Территории Ассоциации оказывают большое влияние на развитие страны. В частности, на регионы объединения приходится свыше трети всего экспорта инновационной продукции страны[17].

Рейтинг инновационных регионов состоит из 23 показателей, оценивающих уровень инновационного развития в субъектах РФ[18]. Лидерами рейтинга являются 11 регионов, в которых значение индекса инновационного развития превышает 130% от среднего по стране уровня. Четверка лидеров осталась прежней по сравнению с рейтингом прошлого года: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Нижегородская область. По сравнению с предыдущей версией рейтинга Москва обошла Санкт-Петербург и вышла на первое место по уровню инновационного развития. Пять регионов АИРР относятся к группе «сильных инноваторов» – Республика Татарстан, Калужская область, Томская область, Новосибирская область и Пермский край. Воронежская область занимает 12 место, на одно ниже прошлого года.

Информационную базу для анализа региональной инновационной политики составили стратегии социально-экономического развития Белгородской[19] (36-е место в рейтинге), Калужской[20] (5-е место в рейтинге), Новосибирской[21] (10-е место в рейтинге), Ростовской[22] (29-е место в рейтинге), Самарской[23] (14-е место в рейтинге) областей и стратегия инновационного развития Челябинской области[24] (15-е место в рейтинге).

С целью наглядного сопоставления стратегий субъектов РФ представим информацию о выбранных нами регионах в табличном виде.

Таблица 1 – Инструментарий, востребованный в обосновании инновационной составляющей в стратегиях развития субъектов РФ[25]

Субъекты РФ SWOT-анализ Экономико-статистический анализ Компаративный анализ
А
Белгородская область + + -
Калужская область + + +
Новосибирская область + + +
Ростовская область + + -
Самарская область - + +
Челябинская область + + -

Оценка инструментальной базы разработки стратегий позволяет зафиксировать ряд моментов:

- обоснование целевых ориентиров стратегий осуществляется с использованием экономико-математических методов, позволяющих учесть существующую многофакторную детерминацию процессов развития инновационной сферы в регионе. Для этой цели чаще всего в стратегиях используют такие показатели, как количество организаций, выполняющих исследования и разработки, затраты и источники финансирования исследований и разработок и количество человек, занятых в научной сфере;

- метод компаративного анализа оказался невостребованным в Белгородской и Челябинской областях, Калужская область сравнивается преимущественно с соседними регионами, Новосибирская область указывает на свое место в сфере инноваций по сравнению со всеми остальными регионами, не выделяя какие-либо из них. В стратегии развития Ростовской области компаративный анализ применяется практически во всех сферах, в том числе и в образовании, но инновационное развитие он не затрагивает вообще. Успехи в инновационном развитии Самарской области в большинстве случаев показаны в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа или в соотношении с общероссийскими показателями;

- SWOT-анализ во всех случаях был применен для стратегии развития региона в целом, и инновационный аспект был отражен только там. Отдельного анализа ни в одной стратегии проведено не было. Например, в стратегии социально-экономического развития Челябинской области полностью представлен анализ сильных и слабых сторон, а также анализ возможностей и угроз, однако основная часть анализируемой информации связанна с сырьевой ориентацией региона, соответственно, инновации упомянуты лишь вскользь. В инновационной стратегии есть перечень сильных и слабых сторон с разделением по сферам, но угроз и возможностей не выявлено. В стратегии Ростовской области приведены угрозы и проблемы инновационного развития. В стратегии Самарской области авторы ограничились подробным описанием успехов региона в инновационной сфере и кратким описанием проблем в ней же. В стратегиях Белгородской, Калужской и Новосибирской областей в качестве инструментария был использован SWOT-анализ социально-экономического развития региона, где и была упомянута инновационная составляющая.

Информация, приведенная в табл. 2 отражает различные подходы к инновационному развитию в регионах.

Таблица 2 – Стратегические цели инновационного развития субъектов РФ[26]

Субъекты РФ Стратегические цели в инновационной сфере
А
Белгородская область Перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь является целью Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Для достижения этой цели необходимо в первую очередь развивать кадровый потенциал в сфере науки, образования, технологий и инноваций, повышать инновационную активность бизнеса и ускорить появление новых инновационных компаний, максимально широко внедрить в деятельность органов государственного управления современные инновационные технологии, сформировать сбалансированный и устойчиво развивающийся сектор исследований и разработок.
Калужская область Основной целью является построение инновационной экономики, создание условий для раскрытия человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности Калужской области в долгосрочной перспективе.
Новосибирская область Стратегической целью инновационного развития Новосибирской области является достижение долгосрочной конкурентоспособности региона (на внутренних и внешних рынках) в формирующейся экономике знаний за счет его превращения в главный инновационный центр востока страны
Ростовская область Стратегической целью развития научно-инновационной сферы Ростовской области на период до 2020 года является обеспечение конкурентоспособности экономики региона на глобальных рынках как в производственно-технологической, так и научно-образовательной сферах.
Самарская область Стратегической целью инновационного развития Самарской области является формирование инновационного профиля экономики области.
Челябинская область Стратегической целью инновационного развития Челябинской области является устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности экономики Челябинской области на основе использования ее научно-технического потенциала.

Однако, если в Белгородской и Калужской областях стратегические цели опираются прежде всего на человеческий потенциал и его развитие, то в Новосибирской, Челябинской и Ростовской областях акцент делается прежде всего на конкурентоспособность экономики региона за счет использования его научно-технического потенциала. Однако, по мнению экспертов, инновационное развитие - это стимул для деловой активности, базирующийся на интеллектуальном капитале и поддерживающий в обществе систему новейших комбинаций факторов производства. Такая система — не только основа конкурентоспособности экономики, она создает условия для всестороннего развития личности через творческую самореализацию и инвестиции в человеческий капитал[27].

Стратегическая цель инновационного развития Белгородской области заявлена слишком расплывчата и больше похожа на перечисление стратегических направлений развития.

По нашему мнению, из представленных вариантов стратегические цели Калужской области заявлены наилучшим образом, так как сформулированы более четко.

Впрочем, все заявленные цели по-своему отражают главную цель Стратегии инновационного развития РФ до 2020[28] – перевести экономику России на инновационный путь развития к 2020 году.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи - развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений; активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Большинство регионов откликнулось на этот призыв и выбрали для себя различные стратегические направления инновационного развития (см. табл. 3).

Таблица 3 – Стратегические направления инновационного развития субъектов РФ[29]

Субъекты РФ Стратегические направления инновационного развития
А
Белгородская область - развитие человеческого потенциала; - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; - закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (аграрный сектор, переработка природных ресурсов); - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций, повышение эффективности участия в общероссийском и мировом разделении труда; - переход к новой модели пространственного развития экономики
Новосибирская область - расширение сфер инновационного образования и экспорта образовательных услуг; - развитие креативности мышления населения; - усиление инновационности сферы услуг; - формирование и развитие инновационных кластеров высоких технологий и созда­ние на их базе ведущих отраслей экономики; - усиление инновационности традиционных отраслей; - создание мультимодального транспортного узла и транспортных коридоров с ин­новационным сопровождением логистики; - использование накопленных научных заделов мирового уровня в организациях для создания современных технологий
Калужская область - пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового «пакета ресурсов»; - создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития области; - поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития.
Ростовская область - стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий; - устранение в системе государственного регулирования барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности; - опережающее увеличение расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний; - поддержка развития внутрифирменной науки; - совершенствование инструментов инвестиционного стимулирования инновационной деятельности предприятий; - усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития; - совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной, новой продукции (услуг); - определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий; - расширение поддержки стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития, через областные программы инновационного развития и поддержки малого, среднего предпринимательства, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих федеральных и областных целевых программ и других программ; - формирование механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, включая формирование эффективно действующих технологических платформ.
Челябинская область - стимулирование развития инновационной деятельности существующих промышленных предприятий, формирующих экономическую систему региона; - подготовка управленческих кадров инновационных предприятий, а также организаций сектора генерации знаний и органов государственного и муниципального управления
Самарская область - развитие среды генерации знаний; - формирование и обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок; - формирование и поддержка спроса на инновационную продукцию со стороны частного сектора; - поддержка воспроизводства кадрового потенциала науки, подготовка кадров для инновационной сферы; - создание системы технологического прогнозирования и реализации прорывных технологических проектов

Анализ данных, представленных в табл. 3 свидетельствует о следующем:

- в Калужской и Новосибирской областях одним из приоритетных направлений является развитие инновационной инфраструктуры, отдельное внимание уделяется формированию и развитию инновационных кластеров высоких технологий. в Белгородской области – создание высококонкурентной институциональной среды, Ростовская область делает акцент на поддержке стартапов через институты развития и различные программы инновационного развития;

- в Калужской, Самарской и Челябинской областях в составе направлений отсутствуют векторы, определяющие содержание процессов интеграции субъектов РФ в мировое экономическое пространство; Белгородская и Новосибирская области делают акцент на своем положении в мире, укреплении внешнеэкономических связей; Ростовская область – на экспорте высокотехнологичных продуктов и импорте передовых технологий.

- важность развития науки и образования не нашла никакого отражения в Калужской, Ростовской и Челябинской областях. В стратегических целях Новосибирской области наиболее широко раскрыта эта тема – два отдельных направления по развитию креативности населения и по усилению инновационности образования. В Белгородской области сказано лишь о развития человеческого потенциала, но о науке ничего не сказано. Калужская область, несмотря на то, что имеет целью создание условий для раскрытия человеческого потенциала, в стратегических направлениях ничего для этого не предпринимается; Челябинская и Самарская области ратуют за развитие среды генерации знаний[30].

- во всех случаях говорится о необходимости развивать территорию на основе имеющегося потенциала и усилении конкурентных преимуществ в традиционных сферах. По мнению экспертов, это очень важно, ведь в рамках региональной инновационной системы происходит управление инновационными процессами, характер которых напрямую зависит от территориальных особенностей.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Общие требования

Страницы текста курсовой работы и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4. Работа должна быть выполнена с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги черным шрифтом через полтора интервала, шрифт Times New Roman, цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12, рекомендуемая кафедрой высота шрифта – 14 кегль). Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, применяя шрифты разной гарнитуры. Рекомендуемый кафедрой шрифт выделения – курсив.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В нем должны быть четкие, нерасплывающиеся линии, буквы, цифры и знаки. Опечатки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белым красителем и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом. Вписывать в отпечатанный текст работы отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения. Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

Наименования структурных элементов работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ. ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» служат заголовками структурных элементов диссертации. Заголовки структурных элементов работы, разделов и подразделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и писать прописными буквами не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Основную часть курсовой работы следует делить на разделы (главы), которые следует начинать печатать с абзацного отступа. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15–17 мм. Заголовки глав должны четко и кратко отражать содержание данных разделов. Заголовки глав располагаются с абзацного отступа и печатаются прописными буквами. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Наши рекомендации