Здравствуй, дайния, и прощай!
Проснувшись утром, Даша внезапно вспомнила про серебряную подковку из Удивляндии, которая почему-то досталась Мише. Ещё не успев по-настоящему проснуться, она закричала брату:
—Дай! Отдай подковку!
Миша даже задохнулся.
- Ты, что? Спятила?—тоже заголосил он. —Это моя подковка. Не отдам!
- Ну подари, — сурово, с угрозой произнесла Даша; она наклонила голову и свела брови.
- И не подумаю, — отвернулся от неё брат.
Даша закусила губу, но промолчала… Пока.
…За завтраком Даша как невзначай обратилась к маме:
- Мам, пусть Мишка мне подковку подарит.
- Какую ещё подковку? — машинально переспросила мама. Она очень спешила. Утро… Всем по делам надо. — А чей сегодня день рождения? — пошутила мама и опять заспешила.
В детском саду Даша попыталась хитростью завладеть подковкой, то есть просто-напросто влезть в карман куртки, когда дети разделись. Но Миша был начеку: он переложил подковку в карман шортиков.
Чем больше сопротивлялся Миша, тем больше хотелось Даше заполучить эту блестящую вещичку.
…И вот вечером — встреча с Натали. Дети сидят спинами друг к другу, лица нахмуренные, даже Натали не улыбнулись. Натали опять забыла требование Миши и спросила встревоженно:
- Что такое? В чем дело?
Дети молчали.
Не дождавшись ответа, Натали достала волшебный лорнет и посмотрела на детей.
- Всё ясно. Как жаль! — Натали совсем погрустнела. — Придётся нам спешить в Дайнию, —и она взмахнула страусовым веером.
Дайния сначала показалась им совсем обычной, похожей на нашу страну Но вот по улице пробежал коротенький сосредоточенный человек, он очей спешил. Лицо у него было какое-то жёлто-зелёное, глаза меняли цвет. Потоп в другую сторону пробежала группа таких же коротеньких и жёлто-зелёньи человечков.
- Кто это? — прошептал Миша. — Какие у них здесь законы?
Натали с интересом посмотрела к мальчика: он уже понимает, чти попадая в другую страну, над интересоваться её законами, в традициями. "Правда, он пока не понимает, что надо уважать чужую культуру, чужие традиции, — подумал Натали. —Он просто боится попасть опасную ситуацию… Но всё же, во же…".
- Это, дайки, постоянные жители Дайнии. Будьте внимательны, господ; они очень бесцеремонные, — и Натали почему-то смутилась и взглянула на Дашу. Но Даша ничего не заметила: она рассматривала дайков.
- А почему они такие жёлто-зелёные? —спросила девочка.
Не успела Натали ответить, как трое дайков окружили детей.
- Дай, дай, дай, —пронзительным писклявыми голосами закричали он детям и Натали.
- Даже не поздоровались! - возмутился Миша. Ему почему-то сейчас хотелось, чтобы жители незнакомой Дайнии проявили к ним внимание.
- Чего они хотят? —крутила головой Даша и таращила глаза.
Натали повыше подняла веер, а Миша зажал в кулаке серебряную подковку, а руку спрятал в карман.
- Дай, дай, —визжали дайки. —Не хотите так давать, —сказал один из них,—тогда дарите!
Он прямо на глазах позеленел ещё больше.
-Боже! Какой ужас!—ужаснулась Натали и постаралась уберечь от назойливых дайков веер и сумочку, в которой было очень много важных вещей.
А Даша, как только услышала про подарки, сначала подумала: "Где я это недавно слышала?" и тут же покраснела, у неё даже руки опустились. Она перестала защищаться, и обрадовавшиеся дайки воспользовались её беспомощностью: один изловчился и сорвал с её головы заколку, а другой — оторвал пряжку от туфли.
Тогда Натали решительно открепила букетик искусственных цветов от платья и протянула его третьему дайку.
- Пожалуйста, примите от меня в подарок, я хотела бы просить вас… — очень вежливо начала Натали.
Но дайк просто выхватил из её протянутой руки букетик своей загребущей лапкой, и глазки его стали переливаться сине-жёлто-зелёным огнём.
"Что будет дальше? — думала бедная Даша, оставшаяся без заколки и пряжки. — Они ведь, если не уйдут, нас совсем разденут. Какая отвратительная страна, эта Дайния!", но, вспомнив сегодняшнее утро, она опять покраснела и, конечно, опять потеряла бдительность. Дайкам только этого и надо было. Они опять закричали:
—Дай, дай! Подари! —и уже брали кольцом растерявшуюся Дашу.
Но тут на противоположной стороне улицы появился ещё один дайк — очень нарядный с букетом цветов и с коробкой, перевязанной розовой ленточкой, наверное, торт или конфеты. Дайки одновременно повернули свои жёлтые личики к дайку с букетом. А тот шёл себе и не чуял опасности. Трое дайков издали клич: "Даёшь!!" и ринулись через улицу к нарядному дайку. Тот сразу всё понял и понёсся от них. Дети и Натали ещё долго слышали шум погони и различали вопли: "Дай, дай!" и, наконец, всё затихло.
Даша молчала, опустив голову.
- Натали, скажи, пожалуйста, —спросил Миша, продолжая сжимать рукой подковку в кармане, —они так всё друг у друга отнимают?
Натали тяжело вздохнула:
- Да, к сожалению. Дайки просто не переносят, когда у другого что-то есть, им тут же хочется отнять…
- Но почему?—спросил Миша и покосился на Дашу.
Натали вздохнула ещё тяжелее, чувствовалось, что ей неприятно об этом даже говорить:
- Они очень завистливы и просто не переносят, когда другой имеет что-то — книгу, конфеты, дом или талант…
- Ка-а-ак? — поразился Миша. — Они и талант тоже отнимают? Тоже кричат "дай, дай".
-— Нет, что вы, Мишель, — возразила Натали, — они не такие глупые, как кажется. Кроме слов "дай, подари", они, конечно, знают и очень много других слов, но почти ими не пользуются. А вот талант не отнимешь, как букет или торт. Но здесь они поступают ещё хуже. Дайки отбирают у талантливого всё имущество и изгоняют из страны. Хоть жизнь оставляют, а раньше бывало совсем страшно… Видите, какие у них высокие заборы. Они прячут за ними всё друг от друга.
- Как можно так завидовать! —возмутился Миша.
- Наверное, можно, — вдруг прошептала Даша. — Прости, Миша. Я больше так не буду.
- Ты о чём? — смутился Миша. Он что-то не мог припомнить случая, чтобы сестра перед ним извинялась. Но они посмотрели друг другу в глаза и всё поняли.
И Миша улыбнулся первый, тогда, следом за ним робко улыбнулась и Даша.
Тут из-за одного забора выскочила жёлтая, вся ощерившаяся собачонка. Она налетела на детей и тявкнула злобно: "Дайф!". Собачонка вцепилась зубами в кружевную оборку Натали, оторвала кусочек и явно довольная убежала
Налетел ветер. В его завывании слышалось: "Да-а-уй". Ветер не успокоился, пока не сорвал листья с ближайших деревьев. Он и ребят бы закрутил своим вихрем, но Натали решительно прикрыла их спасительным веером.
Дайнинский ветер ещё шевелил волосы на головах детей, а они уже лежали в своих кроватках. И Натали ещё была тут.
- Как хорошо, что ты ещё не удалилась из нашего времени, Натали, — обрадовался Миша. Его очень мучил один вопрос. — А вот подарки, разве можно их требовать?
- Ну, конечно, нет, Мишель. Это такое счастье — дарить подарки, — Натали мечтательно посмотрела в потолок. — Подарок сначала обдумывают, ищут или готовят. А потом… Так приятно радоваться вместе с тем, кому даришь.
- Ну, ладно, с подарками… А вот если Костя Пронин рисует лучше меня, — с горечью вымолвил Миша, —да он вообще лучше всех рисует в детском саду. Даже лучше воспитательницы! — Миша даже слегка начал задыхаться от такой несправедливости… — Пусть бы он ходил в другой детский сад, — добавил мальчик, и ему стало как-то не по себе.
- Вы серьезно? Кроме шуток? — страшно удивилась и даже не поверила Натали. —Это должно понравиться дайкам.
Натали стало очень жалко Мишу, но она всё-таки договорила, что хотела:
- Понимаете, Мишель, зависть так обгладывает человеческую жизнь — даже страшно… А радоваться успехам других — это тоже талант. Вот увидите, вы даже рисовать будете по-другому, гораздо лучше.
- От зависти позеленеть можно, — вдруг заявила Даша. И Мише сразу вспомнились жёлто-зелёные, сморщенные от зависти личики дайков.
- А какой главный город в Дайнии?—спросил мальчик.
- Простите, сейчас вспомню, — Натали задумалась. — Ах, да. Глазозавидущинск. Вот такое длинное название.
- Я так и думал, —почти обрадовался Миша. —Не совсем догадался, но что-то похожее думал, —перед Натали как-то трудно было врать.
- Пора спешить, — опомнилась Натали. — Уже поздно. Спокойной ночи, мои дорогие, —ласково прошептала Натали.
- Ой, боюсь, мне эти противные дайки приснятся, —зевая, пробормотала Даша.
- Не беспокойтесь, — тихонечко засмеялась Натали. Она могла говорить на своём любимом французском языке — Миша не сделает ей замечания. Дети уже спали, и чтобы их сон был спокойным и приятным, она слегка помахала над ними своим пушистым веером. И тут же растаяла в воздухе.
Дети крепко спали, а возле кроватки Даши стояли её туфли с одной пряжкой…
О собственности
(эмоциональный практикум для взрослых)
Ребёнок, который чаще других слов произносит "дай", требует к себе особого внимания. Может быть, у него нет своих собственных вещей, игрушек, и он старается завладеть чужими? Дети, конечно, должны иметь что-то, что для них ценно, чем бы они могли распорядиться по своему усмотрению (и даже подарить!).
В общей игре, конечно, детям не стоит "зажимать" свои игрушки. На то и общая игра! Нужно этому учить детей. Но требовать, чтобы при первом капризном заявлении "дай" даже со стороны карапуза ваш ребёнок мгновенно расстался с какой-то, может быть, очень любимой, очень ценной для него игрушкой или вещью, —это, извините, по отношению к нему жестоко. Попросить вместе с малышом разрешения посмотреть игрушку, продемонстрировать малышу образец такой деликатной просьбы —другое дело. Привычное правило, ставшее стереотипом "делится всем со всеми", всё же сомнительно. И никакого отношения не имеет к нравственному порыву: в критической ситуации поделиться с нуждающимся "последним куском хлеба".
Вообще-то это — очень тонкое дело, точнее, педагогическое искусство воспитать ребёнка так, чтобы он с радостью преподносил подарки, но не требовал их от других (можно, конечно, с замиранием сердца ожидать подарки, но не требовать!).
Тем более недопустимо отбирать понравившиеся предметы у других детей только на том основании, что у другого есть, а у меня нет. "Да, у тебя этого нет, но зато у тебя есть другие замечательные вещи, ведь правда?" — можете вы напомнить своему ребёнку. И особенно следите за собой. Взрослые порой и не замечают, как зависть, очень коварное и бесплодное чувство, начинает овладевать ими. "Ну, как же, у моего ребёнка этого нет! Что я хуже?.." Дети это моментально улавливают, так подпитывается зависть.
Наоборот, порадуйтесь, что у чужого ребёнка есть привлекательная вещь и пригласите ребёнка тоже порадоваться. Но и сами, даря что-то ребёнку, постарайтесь осуществить его мечту, если это позволяют, конечно, ваши возможности.
И уж обязательно (как бы вас это в глубине души ни ущемляло) радуйтесь вместе с ребёнком успехам других детей. Воспитателю совершенно необходимо владеть искусством —учить радоваться!
И здесь огромное значение будет иметь ваша собственная искренняя радость по поводу чьих-то успехов. Мы подчёркиваем — совершенно искренняя. Она без слов и назиданий может передаться детям.
ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ…
Если бы
Утро наступило тёмное, как вечер. Даже пришлось зажигать свет. Миша потянулся в постели, вставать не хотелось.
- Если бы хоть солнышко выглянуло… —зевая, тусклым голосом произнёс Миша. —Чуть-чуть бы сверкнуло.
- Если бы да кабы во рту выросли грибы, то был бы не рот, а целый огород, —каким-то противным голосом, растягивая слова изрекла Даша.
По правде говоря, ей тоже не хотелось вставать, было как-то печально, даже где-то уже накапливались слёзы, но она не могла упустить такую возможность — поучить брата уму-разуму.
Но Миша неожиданно встрепенулся:
- А если бы правда —во рту выросли грибы! Представляешь как здорово! Даша представила себе человека с маленькими грибочками во рту вместо зубов.
- Нет, — решительно заявила девочка, — ему нечем будет жевать, грибы-то мягкие.
- Так он будет съедать эти грибы, а они снова будут вырастать. Здорово?! — неуверенно выкрикнул Миша.
Даша призадумалась, а потом спросила:
- Сырые?
- Но это же будут сыроежки! —уже из последних сил отбивался Миша. — Ты всегда, Даша, любую мечту испортишь своими дурацкими вопросами!
Но Даша встала с постели и уже брела в ванную.
- А если бы сейчас началась страшная буря, и мы бы не пошли в детский сад, —не унимался Миша.
Но как бы ему в насмешку, сквозь тяжёлые, набухшие тучи прорвалось солнышко. И Миша ему, конечно же, обрадовался. Как можно не обрадоваться такому смелому солнышку?!
"И всё-таки одна моя мечта сбылась", —радостно думал Миша весь день. И эта мысль как-то грела его изнутри.
…Вечером, как всегда, появилась Натали.
- Вот если бы я стал самым сильным человеком в мире, —заявил ей Миша, ободрённый своим удачным опытом вызывания солнца. Успех этого дела он всё же решил причислить себе, хотя, конечно, некоторые сомнения были.
- Добрый вечер, Мишель, здравствуйте, Дашенька, —с лёгким поклоном поздоровалась Натали. И дети, в который уже раз, ощутили приятную музыкальность её голоса: как будто бы все звуки, которые она произносила, тихонько пели и одновременно как будто бы вас гладили по коже чем-то мягким и пушистым.
- Ну да, здравствуй, Натали, — торопился Миша. Ему хотелось скорее поделиться с Натали своими мечтами. —Ты слышишь, Натали, если бы я стал самым сильным человеком в мире…
- И что бы тогда? —заинтересовалась Натали.
- Тогда? —удивился Миша такому глупому вопросу. —Тогда бы меня все боялись.
И Миша уже надул щёки от гордости, будто уже стал самым сильным.
- Je ne vous comprends pas, — сказала Натали по-французски, но тут же исправила свою ошибку: — Я вас не понимаю, Мишель. Почему вы хотите, чтобы вас все боялись?..
Брови Натали поднимались всё выше и выше. Даша подумала: "А вдруг они сейчас вспорхнут со лба Натали и улетят в небеса…"
- Тогда я никого не буду бояться! —уверенный в своей железной логике заявил Миша.
- Ну так, и не бойтесь, будьте смелым мальчиком. Это прекрасно. Но зачем же, чтобы вас боялись мама, папа, бабушка и Даша… или я? — Натали говорила всё тише и тише.
Миша понял, что запутался, но ему пришла на ум новая выдумка:
- А если бы среди зимы вдруг наступило бы лето… —воскликнул мальчик.
- Это уже было, — остановила его сестра, — в сказке "Двенадцать месяцев".
- Не помню я никаких твоих "Месяцев", я сам придумал, —рассердился Миша.
- Не спорьте, пожалуйста, — ласково попросила Натали и пробормотала как бы про себя: — Я давно хотела побывать в этой стране.
И тут же взмахнула своим замечательным веером…
И дети в тот же миг оказались в каком-то пропылённом тупике среди полуразрушенных домов, цветы под окнами засохли, газоны заросли репейником. Около окошка на первом этаже сидел человечек неопределённого возраста, подперев щёки кулачками и закатив глаза. Губы человека беззвучно шевелились.
- Где это мы? — спросили дети шёпотом, потому что боялись помешать человеку в окошке.
- Мы в Еслибы-да-Кабынии — стране мечтантов, — ответила Натали и посмотрела на Мишу. Тот оживился.
- Здравствуй, страна мечтантов? — вдруг крикнул Миша так громко, что человек в окне вздрогнул, и глаза его от неожиданности сошлись к переносице. Как только глаза вернулись на своё место, человек сказал строго: Не мешай! — и опять закатил глаза. —А чем он занят? — проворчал Миша.
- Тихо, —прошипела Даша. —Послушай, что он говорит.
Ребята прислушались.
- А вот если бы… —вдохновенно бормотал человек, но дальнейшее они не услышали.
Дети и Натали вошли в дом. И что же они увидели? Полную разруху.
- Смотри, Карабас-Барабас, —зашептала Даша и схватила за руку брата, а потом и вовсе спряталась за Натали.
- Это тоже мечтант, а не Карабас-Барабас. Они так давно только мечтают и ничего не делают, что даже свои имена забыли, — тихонько рассказывала Натали.
- Как это можно? —страшно удивилась Даша.
- Воздушный корабль!!! — вдруг завопил мечтант у окна и восторженно уставился в голубое-голубое, но абсолютно пустое небо.
- Он с ума сошёл? — рассердился Миша, потому что вопль застал его врасплох, и теперь уже он вздрогнул от неожиданности.
- Нет, он с ума не сошёл. Просто он видит свою мечту. Раньше мечтанты смотрели на мир через волшебные очки и видели вокруг себя всё, о чём мечтали. А теперь им даже очки не нужны, они уже не видят, что вокруг них на самом деле. Вот на подоконнике лежат волшебные очки. Посмотрите в них.
Миша подбежал к окну быстрее Даши, и первый схватил очки. У них одно стекло было розовое, другое — голубое. Когда он их надел, то раскрыл рот от изумления, да так и забыл его закрыть. То, что он увидел, его потрясло—это были Мишины мечты.
О, как это было замечательно! Миша протянул руку, чтобы взять мороженое. Дальше он хотел принять приглашение на аттракцион, а потом уж взять велосипед… Но тут противная Дашка сорвала с его носа очки с криком: "Теперь я!!"
Миша огляделся вокруг и только теперь закрыл рот.
- То прекрасное мороженое вам всё равно не пришлось бы отведать, хотя вы и очень любите мороженое, Мишель, —ласково улыбнулась Натали.
- Почему это? —возмутился Миша.
- Потому, что его нет, — ответила Натали и, увидев расстроенное Мишино лицо, добавила: — Извините.
Даша в этот момент уже надела очки и вскрикнула от счастья.
Даша "схватила" куклу, которая была рядом, но в руках у неё ничего не оказалось. Даша вздохнула и сняла очки. Кругом было неуютно и некрасиво,. "Хоть бы порядок навели", — сердито подумала девочка и посмотрела на бородатого. А тот, о ужас! Вдруг оторвался от дивана и поплыл по воздуху прямо к открытому окну. А человек, сидевший раньше у окна, уже парил в небе среди белых воздушных облаков. В облаках плавали и другие люди.
- Они витают в облаках. Вокруг себя они ничего не замечают. У них бы давно остановилась жизнь, если бы им не помогали соседние страны. Даже жадные дайки подкармливают мечтантов. А ведь здесь так много талантливых людей. Так жаль, так жаль! —сокрушённо покрутила головой Натали.
Тем временем мечтанты стали спускаться с неба. Они очень удачно опускались на ноги и сонно брели к своим креслам и диванам.
- А чего их жалеть-то? —удивилась Даша. —Они просто лодыри.
- Жаль, потому что у них не только пустые мечты, а есть и прямо гениальные проекты, догадки, но проверять свои догадки и заниматься наукой, искусством, строительством им неохота, —печально говорила Натали.
- Давайте махнём в другую страну, —предложила Даша. —А можно взять с собой розово-голубые очки. Ведь мечтателям они не нужны?
- Нет, нет, —запротестовала Натали. —Вдруг вы станете такими же ?
- Я люблю мечтать, —заявил вдруг Миша.
- Я тоже, —призналась Даша.
- Я тоже люблю, даже очень, — улыбнулась Натали. Помолчала и добавила: —Только надо же и ещё что-то делать. Правда же?
Дети кивнули и задумались. А Натали взмахнула своим веером, который уже успел покрыться пылью.
КОЛЮЧИЙ ЁЖИСТАН
- Это Ёжистан. Его ещё называют Колючий Ёжистан, —сказала Натали.
На площадях было много людей. Все они громко кричали. Со всех сторон слышалось: "Нет, нет и нет!", "Ни за что!", "Никому!", "Никогда!"
Казалось, что вот-вот в разных местах начнутся драки, много-много драк.
- Они не соглашаются друг с другом никогда. Всё время спорят. Видите, как у всех взъерошены волосы.
—Да, да, —согласилась Даша. —Они похожи на колючих ёжиков. И тут один взъерошенный человечек с размаху налетел на Мишу. Миша от неожиданности сказал ему:
—Добрый день!
- Что-о-о? — возмутился налетевший. — Вы считаете этот день добрым. Ни-ког-да! Это — отвратительнейший день. Ветер дует холодный. Солнце ослепляет. Деревья отвратительно шелестят листьями. Где эти добрые дни? Ну, покажите, покажите мне их. Дети растерялись.
- Извините, пожалуйста, — вмешалась Натали. — Мишель только хотел пожелать вам доброго дня. Чтобы у вас всё было хорошо…
Но она не успела договорить.
- Добрый день! Вы слышали?! — снова взорвался ёжистанец. — Ну где, где он, этот добрый день? День просто прегнусный.
Но только он это произнёс, немедленно около него возник, как будто вырос из земли, другой ёжистанец.
- Вы что спятили? Сегодня великолепный день, — щёки у спорщиков разгорелись, причёски ощетинились ещё больше.
- Они же даже не слушают друг друга! —возмутилась Даша.
- Будто ты всегда слушаешь?! Ничего тебе сказать нельзя, — запротестовал Миша.
- Ничего подобного, — начала было Даша, но запнулась. Потому что со всех сторон неслось: "Ничего подобного! Ни за что! Никогда!"
Но тут вдруг зазвучал мощный металлический голос. Он шёл из рупора, помещённого на крыше высокого здания.
"Всем! Всем! Всем!"
Ежистанцы прекратили споры и обратили свои взоры к рупору.
"Все —в столовую!" —произнёс металлический голос. Ежистанцы, толкая друг друга, бросились к зданию.
Дети вопросительно посмотрели на Натали. Она грустно улыбнулась:
- Ёжистанцы в далёкие времена жили хорошо. Но потом у них появилось много не согласных ни с чем, они хотели чего-то совсем другого. Но точно не знали, чего хотят. В их стране было много очень умных и образованных людей, но их никто не слушал. Все хотели получить всё сразу. Умные уехали в другие страны или исчезли куда-то. А власть тут захватил Ёжинос Старший. Никто не знает: робот это или человек? Его никто не видел. Но Ёжиноса Старшего все очень боятся. С ним не спорят, только подчиняются ему.
Натали пока рассказывала, совсем расстроилась.
- Что же они так и будут жить? —с ужасом спросил Миша.
- Да, —ответила Натали в большом волнении. —Пока не начнут слушать друг друга. Учиться у других, а не отрицать всё сразу подряд. Ведь до них люди уже кое-что сделали.
- Конечно, ведь существует наука, —важно заметил Миша.
- Да, наука, искусство, культура, — подхватила Натали и улыбнулась Мише.
- Но ведь спорить всё-таки можно? — растерянно спросила Даша и посмотрела на Натали. Миша тоже повернулся к ней с немым вопросом о том же самом.
- Конечно, несомненно! —- воскликнула Натали. — Но вот только как?! Я вот, например, когда со мной не соглашаются, всегда думаю: а ведь я, наверное, это плохо знаю. И поэтому всегда выслушиваю очень внимательно.
—Даже если говорят глупости? —страшно удивился Миша.
- Но ведь на счёт глупостей тоже можно ошибаться, Мишель. Вы меня понимаете? — немного заволновалась Натали.
Но Миша решительно отрезал:
- Глупости есть глупости.
- Но ведь можно так сильно что-то не знать, что то, что не знаешь, и покажется глупостью? — видно было, что Даша, говоря это, сама очень сильно думала.
- Да, конечно. Совершенно верно. — отозвалась Натали и даже не перевела французские слова на русский. Но и так было ясно, что она поддерживает Дашу.
"Во, ляпнула", — подумал Миша про Дашины слова, но не сказал вслух: что-то его удержало. Но вот что? В этом Миша ещё не разобрался.
Натали посмотрела на детей. Они явно устали: ещё бы — Еслибы-да-Кабыния, а потом сразу Ёжистан. И Натали взмахнула над ними веером.
Через несколько секунд Миша и Даша уже спали в своих кроватках. Мише во сне приснилось, что он спорит с ёжистанцами и, не слушая того, что они говорят, убеждает их, что надо слушать его, Мишу.
О мечтателях
(эмоциональный практикум для взрослых)
Поговорим сначала о наших детях-мечтателях. Если ребёнок стремится рассказать вам о своих мечтах, никогда не отмахивайтесь от него. В детских фантазиях может проступить очень многое, о чём ребёнок не может или просто не хочет рассказать прямо: например, вы можете узнать о его страхах, об отношении к другим людям (и к вам, в том числе), о его глубоких мотивах поведения, о его переживаниях и т.д. Надо только суметь заслужить добровольное приглашение ребёнка "войти" с ним вместе в мир его мечтаний.
Никогда не говорите: "Опять ты со своими выдумками!" Эти выдумки могут оказаться для вас очень информативными: например, ваш ребёнок размечтался о том, чтобы вдруг стать самым сильным. С чем это может быть связано? — он обижен, он напуган, он хочет за кого-то вступиться, или он кому-то завидует, не хочет уступать, или же это мстительные мотивы? Чтобы разобраться во всём, помочь ребёнку, поддержите его фантазию, помечтайте с ним вместе, разверните какой-то общий, интересный для вас обоих сюжет.
Если получилось интересно, запишите всё, пусть будет ваша общая сказка или история, а потом можно прочитать её другим взрослым или детям.
Можно предложить ребёнку реализовать свои мечты, фантазии на бумаге, в строительном материале. Тем самым вы будете способствовать развитию продуктивного воображения, а фантазирование будет уравновешиваться деловой активностью, и не возникнет вероятность развития болезненного фантазирования, когда и его образ в собственных мечтах и реальные возможности ребёнка будут представлять мучительный контраст.
Мечты ребёнка сопровождаются очень сильными эмоциями. Если вы переживаете вместе с ним, если у вас есть доступ в его мир фантазий, то вы поможете ребёнку избавиться от тяжёлых нежелательных переживаний.
Страхи у детей — это огромная проблема, которая выходит за рамки нашего эмоционального практикума. Мы рекомендуем вам практическое пособие для родителей австрийского автора, доктора медицины Гизелы Эберлейн. Эта книга интересна тем, что одним из видов лечения страха предлагается метод рассказывания ребёнку фантастических историй. Итак, Эберлейн Г. "Страхи здоровых детей" (перевод с немецкого. М., 1981).
Поговорим ещё об одном явлении — о детском негативизме. Вы, безусловно, сталкивались с таким поведением, когда действия или слова ребёнка намеренно противопоставляются требованиям и ожиданиям других, чаще всего взрослых.
О чём говорит подобное поведение? Либо о том, что у ребёнка не удовлетворена потребность в самоутверждении, в защите своего Я, либо о том, что в личности ребёнка начинают закрепляться эгоистические тенденции. Здесь важно сохранять доброжелательное спокойствие, не переходить на крик, может быть, даже постараться насмешить или удивить ребёнка, показав на каких-то примерах, до чего может довести негативизм взрослых. Последнее особенно желательно, если ребёнок сильно возбуждён, находится на пороге истерики.
Улыбка вызванная у ребёнка, лишает агрессивного заряда его поведение. Негативизм ребёнка — это сигнал того, что ваше взаимодействие с ним находится в стадии кризиса. И что следует немедленно искать выход из него.
Ваше равнодушие может привести к отчуждению ребёнка и желанию самоутверждения, защиты своего Я от вашего непризнания.