Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Раздел «Введение в педагогическую деятельность.

Раздел «Введение в педагогическую деятельность.

История образования и педагогической мысли»

Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли» направлена на формирование профессиональной компетенции бакалавра посредством освоения основных механизмов социализации личности, способов профессионального самопознания и саморазвития, ценностных основ профессиональной деятельности в сфере образования, историко-педагогического знания и методов изучения сущности и закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, ведущих к научному осмыслению и пониманию объективной педагогической реальности.

В результате изучения дисциплины должно быть освоено историко-педагогическое знание, раскрывающее закономерности всемирного историко-педагогического процесса и ценностные основы и особенности педагогической профессии на различных этапах развития образования в мире. Студенты должны понимать специфику социальной значимости будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, используя систематизированные историко-педагогические знания и общенаучные методы при решении профессиональных задач.

Изучение дисциплины «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли» будет проходить в рамках разных форм организации учебной деятельности студентов.

Основными среди них являются лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа, зачет.

Важное место занимают практические занятия в форме педагогических дебатов, дискуссий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов представляет собой систему разнообразных заданий. Это задания: по выбору студентов; разного уровня сложности; индивидуальные и групповые; репродуктивные и творческие; интерактивные (проектные или исследовательские).

Для формирования практического опыта обучающихся предлагаются задания на обработку текста, интерпретацию текста, создание собственных текстов. Большой удельный вес имеет работа с художественными текстами, так как работа с произведениями художественной литературы является средством развития профессионального мышления и служит основой для развития навыков самоанализа. Тексты отечественных и зарубежных авторов способствуют углублению интереса к профессии учителя в ее современном и историческом аспектах.

Использование дебатов как чётко структурированного и специально организованного публичного обмена мнениями по актуальным темам направлено на формирование у студентов положительного впечатления от собственной позиции, основ научно-педагогического мировоззрения, а также ценностного отношения к педагогической теории и практике.

Целью проектного метода является овладение студентами умениями проектирования, конструирования, организации и анализа педагогической деятельности; создание условий для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности при решении педагогических задач.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.

Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики

Цель: формирование у студентов целостного представления о педагогической деятельности, ее целях, структуре, видах и разнообразии содержания; проанализировать, сравнить, сопоставить различные подходы к сущности профессионально-педагогической деятельности учителя современной школы.

Задачи:студенты должны знать особенности педагогической деятельности, нормативные и законодательные основы профессиональной педагогической деятельности; уметь раскрывать гуманистическую природу педагогической деятельности, ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем; овладевать основными информационно-познавательными умениями, связанными с получением, переработкой и освоением информации, приобретенной в процессе изучения различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ, электронные средства массовой информации и др.).

Основные понятия: педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, педагогическое мастерство, профессия, профессионализм учителя, компетентность, профессиограмма, профессионально-значимые ценностные ориентации, знания, умения и навыки, гуманистическая направленность педагогической профессии.

Форма изучения:семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия), самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии.

2. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека).

3. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье.

4. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности

5. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем.

Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия

При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам необходимо выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установление связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.

При подготовке вопроса №1, необходимо дать описание, т.е. выявить, на основе информационных источников (список литературы, интернет), ключевые признаки таких понятий как «педагогическая деятельность», «педагогическая профессия», позволяющие выделить данные объекты из ряда подобных.

При подготовке вопроса №2, необходимо описать специфику педагогической деятельности, для этого нужно объяснить структуру данного явления целиком и значение каждого элемента этой структуры в отдельности (цель, содержание, результат). По выявленным элементам структуры педагогической деятельности, проведите её сравнение с другими видами социальной деятельности (медицинской, военной и др.), для того, чтобы объяснить сферу применения, а также оценить значение в жизни современного человека.

Для ответа на вопрос №3, необходимо дать описание понятий «непрофессиональная педагогическая деятельность», «педагогическая деятельность в семье». Затем сравнить выявленные свойства понятий «непрофессиональная педагогическая деятельность», «педагогическая деятельность в семье» со свойствами профессиональной педагогической деятельности, установленными в вопросе №2.

Вопрос №4 предполагает поиск и выявление педагогических основ в различных видах не педагогической профессиональной деятельности. Для этого необходимо проанализировать структуру нескольких видов не педагогической профессиональной деятельности, в которой необходимо выделить существенные признаки, имеющие связь с профессиональной педагогической деятельностью.

Для ответа навопрос №5, необходимо дать описание понятий: «ценностные характеристики педагогической деятельности», «условия осуществления педагогической деятельности», средства осуществления педагогической». Для установления гуманистической природы педагогической деятельности, требуется оценить влияние ценностные характеристики педагогической деятельности на условия и средства её осуществления.

Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины».

Основная литература

1. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник / А.Г. Бермус. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4458-3047-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 (7.09.2016).

2.Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 250 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (7.09.2016).

Дополнительная литература

1. Бестужев-Лада, И.В. Современная российская школа / И.В. Бестужев-Лада // Народное образование. - 2016. - №1. - С. 28-31. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/46673333

2. Елькина, О.Ю. Новый учитель для новой школы: сборник статей/О.Ю. Елькина, Л.Я. Лозован, И.В. Щербакова. - М. –Берлин:Директ-Медиа, 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=429262

3. Жегульская, Ю.В. История педагогики и образования: учебно-методический комплекс / Жегульская О.В., Ю.В. Жегульская .— Кемерово : КемГУКИ, 2012. URL: http://rucont.ru/efd/245050?cldren=0

4. Курганский, С.М. Любовь и строгость педагога / С.М. Курганский // Народное образование. – 2015. - № 4. – С. 77-84. - http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/45298952

5. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс], -http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984. – Загл. с экрана.

6. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс], - http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/. – Загл. с экрана.

7. Шацкий, С.Т. Мой педагогический путь/С.Т. Шацкий. – М.: Директ-Медиа, 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=97387

II. Практическая часть

1. Используя справочную психолого-педагогическую литературу или учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность» (А.А. Орлов, А.С. Агафонова), дайте описание основных понятий темы: педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, педагогическое мастерство, профессия, профессионализм учителя, компетентность, профессиограмма, профессионально-значимые ценностные ориентации, знания, умения и навыки, гуманистическая направленность педагогической профессии. Выпишите в тетрадь определения данных понятий.

2. Подготовьте доклады и сообщения на следующие темы:

1) «Общая характеристика педагогической профессии»

2) «Возникновение и становление педагогической профессии»

3) «Педагогическая деятельность: в чем ее уникальность?»

4) «Современные социально-педагогические проблемы учительского труда»

5) «Гуманистическая направленность профессии учителя: что это значит?»

6) «Цели педагогической деятельности»

7) «Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе»

8) «Деятельность современного учителя: ремесло или творчество?»

9) «Как будет развиваться педагогическая профессия в XXI веке?»

10) «Современный учитель: развитие или выживание?»

11) «Профессиональный идеал современного учителя: каков он?»

12) «Какого учителя можно назвать мастером?»

13) «Учитель новой школы: каков он?»

При подготовке докладов и сообщений желательно привлечение результатов собственного микроисследования, использование современных документов о школе («Профессиональный стандарт «Педагог»», Закон «Об образовании в РФ»).

Методические рекомендации по подготовке выступления на семинаре.

Прежде всего, выберите тему, которая Вас интересует. Если это основной доклад, то обратитесь к преподавателю, чтобы ввел Вас в число основных докладчиков на семинаре. Если вы готовите содоклад или дополнительное сообщение, попросите слова при обсуждении основного вопроса и выступите.

Как правило, время выступления - 5-7 минут. За это время необходимо сказать о самом главном, не тратя время на ненужные детали и подробности.

Запомните несколько несложных правил:

1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться слушать других.

2. Готовя выступление, не только вникайте в смысл написанного, но и постарайтесь увидеть, услышать, понять и записать художественные особенности языка, речевые обороты.

3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведите словарь для записи новых слов, тренируйте себя в запоминании и произнесении, подбирайте к словам антонимы, синонимы, изучайте слова, употребляемые в переносном смысле.

4. Стремитесь не только записать смысл предстоящего выступления, но и продумайте приемы его построения – вступление, риторические вопросы, тезисы и антитезисы и т. д.

5. Следите за тем, чтобы в Вашем выступлении не встречались слова-паразиты, не допускайте ненужных повторов: это обедняет.

6. Следите за построением предложений, избегайте сложных конструкций.

Постарайтесь при выступлении не читать заготовленный текст, а изложить его основные положения в живой и убедительной форме. Ни в коем случае не излагайте текст, который Вы не понимаете, написанный сухим, скучным, казенным языком. Такое выступление обречено на неудачу. Во время семинарского занятия внимательно слушайте выступающих и фиксируйте в тетради основные моменты их докладов. Если у Вас возникли вопросы, запишите их и задайте выступающему после того, как тот закончит свою речь.

Задавая вопросы и делая замечания выступающему, всегда приводите убедительные доводы и аргументы в пользу Вашего мнения.

Наши рекомендации