Сведения о затратах учебного времени
(4-х летняя программа обучения)
Годы обучения | ||||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | ||||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1,5 | |||
Общее количество часов на аудиторные занятия | 262,5 | |||
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | 1,5 | |||
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 262,5 | |||
Максимальная учебная нагрузка в часах |
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Содержание учебного предмета включает в себя работу над:
Гаммами:в общеразвивающей образовательной программе прохождение гамм начинается с первого года обучения и продолжается до четвертого включительно. Игра гамм преследует цель не только развития беглости пальцев, но и прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим плавным легато, достижения чёткой артикуляции пальцев.
В дальнейшем перед обучающимися ставится задача постепенного увеличения темпа, стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля за чёткостью и ровностью звучания.
Этюдами и упражнениями:для успешного технического развития, обучающегося важна планомерная работа над этюдами и умело подобранными разнообразными упражнениями. Работу над упражнениями следует вести систематически и на протяжении длительного времени, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенного наращивания темпа и ясности артикуляции постепенно расширяя спектр технических формул и усложняя задачи.
Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от художественных исполнительских задач. Спокойный, но не слишком медленный темп, чёткая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком - необходимые условия для продуктивных занятий.
Музыкальными произведениями:работа над музыкальными произведениями занимает значительное место в решении задач воспитания и обучения обучающихся. Уже с первых лет надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку и в доступной для них форме её анализировать.
Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом пристального внимания преподавателя.
Работая с обучающимся над музыкальным произведением, важно определить последовательность решений различных задач и спланировать этапы работы.
При подготовке обучающегося к публичному выступлению необходимо воспитывать в нем умение сосредоточиться, войти в образный строй музыкального произведения и вызвать в себе чувство радостного общения с аудиторией.
Важно также, работая с обучающимся над произведением на уроке, направить его собственную домашнюю работу, указать ему главные текущие задачи и создать положительную мотивацию к занятиям.
Работа с усилительной аппаратурой и электронной техникой обработки звука:
электрогитара в отличие от акустических инструментов обладает собственным ярко выраженным природным «голосом». Ее звучание практически полностью определяется цепочкой прохождения сигнала, полученного от механического колебания струн. На итоговый результат влияет абсолютно все – струны, звукосниматели, гитарная электроника, кабели, звукоусилительная аппаратура, педали «эффектов».
Знакомство ученика с элементами формирования и обработки звука гитары стоит проводить последовательно, начиная с середины первого - начала второго года обучения. В первую очередь необходимо провести знакомство ученика с конструкцией электрогитары. Его необходимо ознакомить с функциями основных составляющих инструмента, а также он должен понимать их влияние на формирование тембра и динамики гитары.
Также необходимо объяснить и показать принцип работы гитарного усилителя, познакомить учащегося с его разновидностями. Важно создать у гитариста правильное представление об отличительных особенностях ламповой и транзисторной конструкций прибора и их влияние на конечное звучание инструмента.
Наиболее распространенным в современной музыке гитарным «эффектом» является эффект «перегруза». Его использование требует от гитариста максимального контроля над звуком во время исполнения. Поскольку природа этого «эффекта» подразумевает искажение гитарного сигнала, ответственность за качество воспроизводимых звуков, при его эксплуатации, увеличивается в несколько раз. Поэтому знакомство с «перегрузом» рекомендуется не ранее третьего года обучения, в зависимости от навыков сольфеджио и уровня музыкальности учащегося, т.е. умения контролировать «чистоту» звучания и «мягкость» тембра гитары при эксплуатации гитарного усилителя с эффектом «перегруза».
Далее следует провести знакомство с, так называемыми, «эффектами задержки звука». Наиболее употребляемые «эффекты» из этой группы: хорус (chorus), дилэй (delay), ревербератор (reverb), фленджер (flanger), фейзер (phaser). Важно научить гитариста пользоваться любыми из вышеперечисленных «эффектов» экономично и рассудительно. Для этого педагог должен охарактеризовать каждый из них с художественной точки зрения, чтобы ученик впоследствии сам мог подбирать и создавать необходимые окраски звучания гитары относительно характера музыкального произведения.
Также рекомендуется познакомить ученика с функцией и предназначением компрессора (compressor).
Не рекомендуется использовать в процессе обучения гитарные «процессоры эффектов», т.е. устройства, имитирующие звучание аналоговых приборов обработки звука гитары, т.к. они дают неполное представление относительно функций и звуковых характеристик имитируемых ими устройств.
Если ученик не проявляет ярко-выраженного интереса к изучению гитарных «эффектов», то ознакомление с ними стоит провести на общеобразовательном уровне и потратить оставшиеся от занятий по данной теме учебные часы на работу с композициями из репертуара джаза, блюза и классической музыки, в исполнении на электрогитаре, с использованием скромных, но не менее выразительных средств звучания (динамика, баланс, мелизм, нюанс, штрихи, интонация, фразировка и т.д.).