Влияние экологии на здоровье человека

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.

Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызывать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке. Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют различную устойчивость в окружающей среде. Одни способны жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах, они быстро погибают. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является естественным местом обитания. Для четвертых - другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения. Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены. Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

Питание

Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ. Регулярное переедание, потребление избыточного количества углеводов и жиров - причина развития таких болезней обмена веществ, как ожирение и сахарный диабет. Они вызывают поражение сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, резко понижают трудоспособность и устойчивость к заболеваниям, сокращающая продолжительность жизни в среднем на 8-10 лет.

Рациональное питание - важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Пищевой фактор играет важную роль не только в профилактике, но и в лечении многих заболеваний. Специальным образом организованное питание, так называемое лечебное питание - обязательное условие лечения многих заболеваний, в том числе обменных и желудочно-кишечных. Лекарственные вещества синтетического происхождения в отличие от пищевых веществ являются для организма чужеродными. Многие из них могут вызвать побочные реакции, например, аллергию, поэтому при лечении больных следует отдавать предпочтение пищевому фактору. Рациональное питание предусматривает необходимость при составлении суточного рациона учитывать, с одной стороны, потребности организма в основных питательных веществах и энергии, с другой - содержание этих веществ и их энергетическую ценность. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические правила приготовления пищи. Тщательно мыть, подвергать термической обработке продукты питания. Все это делается для того, чтобы в организм человека не попали биологические загрязнители - болезнетворные и паразитические организма.

Режим труда и отдыха

Современный темп жизни, нагрузки( физические и психические) остро ставят вопрос о

- предельно-допустимых нагрузках в зависимости от пола и возраста;

- профессиональной ориентации и профессиональном отборе (особо для видов деятельности связанных большими физическими и психическими деятельности);

- психологической помощи для лиц, неизбежно, подвергающихся перегрузкам;

- синдром хронической усталости и методы снятия его.

Проблема переутомления

В настоящее время неоспоримо доказано, что утомление является естественным побудителем процессов восстановления работоспособности. С позиций физиологии, утомление — это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ. Усталость ощущается, когда организм израсходовал большую долю энергоресурсов, а их активное пополнение еще не началось. Как только включаются энергетические резервы, возбуждается кора головного мозга и работать становится легче. Это стадия компенсированного утомления. Если нагрузка продолжается, то чувство усталости нарастает и работа выполняется за счет силы воли. Это стадия некомпенсированного утомления. Дальнейшее продолжение нагрузки приводит к переутомлению, при этом симптомы усталости принимают стойкий характер. Происходит парабиотическое торможение в коре больших полушарий, которое защищает головной мозг от избыточного количества сигналов от рабочих органов и предохраняет его от повреждения. Тогда уже не срабатывает и воля — человек вынужден прекратить работу.

Тяжелая степень переутомления требует прекращения работы на длительный срок и специального лечения. Если эти меры не будут приняты, может развиться заболевание. Парадоксально, что отсутствие физической деятельности, называемое гиподинамией, тоже порождает своеобразное утомление уже от детренированности мышц. Нервная система, лишенная поддержки мышц, не может наладить правильную регуляцию функций, пополнение энергетических запасов. При этом даже небольшая нагрузка может привести к переутомлению, болезненному состоянию. Следовательно, утомление — это нормальное состояние организма, а переутомление — пограничное состояние между здоровьем и болезнью.

Социальные факторы

Высокий социальный, профессиональный статус, малая плотность населения, низкий уровень безработицы связаны с более высокой продолжительностью жизни. Выясняется, что дольше всех живут преподаватели высших учебных заведений. Средняя продолжительность их жизни составляет 75 лет. К долгожителям можно отнести и духовенство (73 года). Почему дольше живут преподаватели? Скорее всего − это эффект умственной деятельности. Нервная система является управляющей системой в организме. При постоянных умственных занятиях сохраняют целостность нейронные сети, управляющие организмом.

Психологические принципы, которые помогут быть здоровым человеком:

- Принцип обретения смысла жизни. Люди, не имеющие смысла, не добиваются значимых успехов в жизни, они несчастны и могут представлять опасность для окружающих. Важно понять, что существуют люди, для которых смысл жизни реализуется по-разному. Лучшие традиции материализма, а также некоторый опыт религиозного и идеалистического мировоззрения позволяют активизировать процесс педагогической ориентации учащейся молодёжи на здоровый образ жизни.

- Принцип самосовершенствования. Консультации со специалистами не помешают, но желательно, чтобы окончательный выбор оздоровительной программы остался за самим человеком. Однако надо иметь в виду, что успех от дорогостоящих методик, при осуществлении которых человек прикладывает минимум усилий, весьма кратковременный и при этом возможен возврат к более негативному состоянию. Педагог может приобщить ученика к процессу самосовершенствования, именно этот процесс приведёт к здоровому долголетию.

- Принцип сохранения оптимизма и эмоционального равновесия. Рекомендуется следить за самооценкой, добиваясь правильного восприятия собственного «Я».

- Принцип укрепления позитивных социальных контактов с окружающими. Эффективны меры по укреплению семьи, правильное сексуальное воспитание детей. При этом лучше отдать предпочтение неагрессивным методам воспитания, а также оградить детей от просмотра телепередач, содержащих сцены насилия.

- Принцип повышения социального статуса. Это увеличивает продолжительность жизни, так как появляется чувство удовлетворённости жизнью.

- Принцип совершения добрых дел. Чтобы быть здоровым, надо духовно совершенствоваться, стремиться совершать хорошие поступки.

- Принцип разумности желаний. Неосуществимые желания вызывают фрустрацию, порождают агрессию или печаль. Поэтому правильное формирование педагогами потребностей молодого поколения − залог его здоровья.

Заключение

Основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей средой. Чтобы снизить распространенность негативных факторов риска, уменьшить их влияние на человека и стимулировать благоприятные для здоровья факторы внутренней и внешней среды, необходима реализация политики укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Эти усилия должны быть направлены на формирование и поддержку стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни (через обеспечение качественными медико-гигиеническими знаниями, создание соответствующих мотиваций и отношения к здоровью, выработку умений и навыков здорового образа жизни и предупреждения заболеваний) и создание физической и социальной окружающей среды, благоприятствующей этим изменениям (по принципу "делать здоровый выбор более легким").

Список литературы

1) Выдрин В. М. – Физкультура студентов ВУЗов, 1991.

2) Физкультура студента под ред. В. И. Ильинича, 2000 г.

3) Лисицин Ю.П. "Модус" здоровья Россиян", - Ж. "Экономика здравоохранения", 2(52), - 2001 - с.32-37 4. Добротворская, С. Духовное здоровье молодежи. // Народное образование. – 2002. - №2. – с. 163-167.

4) Фогель Ф., МотульскиА. Генетика человека, тт. 1–3, М., 1990.

5) Романцов М. Г. – Биология здоровья – Методическое обеспечение образовательного процесса в ВУЗе, 2001.

Наши рекомендации