Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
Данная дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин образовательной программы. Тесно взаимосвязана с другими дисциплинами профессионального цикла образовательной программы: анатомией, физиологией, физиологией физического воспитания и спорта, биомеханикой, базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами деятельности с методикой их преподавания и др. Компетенции, формируемые у студентов в процессе освоения «Теории и методики физической культуры и спорта», необходимы им для успешного выполнения программ учебно-воспитательной и производственных практик, а также для будущей профессиональной деятельности. В этой связи изучение данной дисциплины проходит в течение 3-5 курсов.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц или 216 часов.
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).
Курс | Семестр | Трудоемкость в ЗЕТ | Общая трудоемкость (час.) | Контактная работа | Всего контактных часов | Из них в интерактивной форме | Кол-во часов на СРС | Форма контроля | ||
ЛК | ПР | ЛБ | ||||||||
- | - | |||||||||
- | - | зачет; курсовая работа | ||||||||
- | - | - | ||||||||
- | зачет | |||||||||
- | экзамен | |||||||||
ИТОГО: | - |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Контактная работа (час.) | Всего контактных часов | Из них в интерактивной форме | Кол-во часов на СРС | |||
ЛК | ПР | ЛБ | ||||||
3 КУРС – 5, 6 семестр | - | |||||||
1. | Введение в ТиМФКиС | |||||||
1.1. | ТиФКиС как учебная дисциплина, ее основные понятия, исторические аспекты становления | - | - | - | ||||
1.2. | Система физического воспитания в Российской Федерации | - | - | - | - | - | ||
1.3. | Физическая культура как вид культуры | - | - | - | ||||
1.4. | Направленное формирование личности в процессе физического воспитания | - | - | - | - | - | ||
1.5. | Физически активный образ жизни человека. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Основы здорового образа жизни | - | - | - | ||||
2. | Дидактические основы ТиМФКиС | |||||||
2.1. | Средства физического воспитания | - | ||||||
2.2. | Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений | - | - | - | ||||
2.3. | Методы физического воспитания | - | ||||||
2.4. | Принципы физического воспитания | - | - | - | ||||
2.5. | Основы теории адаптации и закономерности ее использования в физическом воспитании | - | - | - | ||||
3. | Основы теории и методики обучения двигательным действиям | |||||||
3.1. | Основы обучения двигательным действиям | - | - | - | ||||
3.2. | Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании | - | - | |||||
3.3. | Структура процесса обучения и особенности ее этапов | - | - | |||||
4 КУРС – 7, 8 семестр | - | |||||||
4. | Теоретико-практические основы развития физических качеств | |||||||
Общая характеристика физических качеств. Сила и основы методики ее воспитания. Быстрота и основы методики ее воспитания. Выносливость и основы методики ее воспитания. Гибкость и основы методики ее воспитания. Координационные способности и основы методики их воспитания. | - | - | ||||||
- | - | - | - | |||||
- | - | - | - | |||||
- | - | - | - | |||||
- | - | - | - | |||||
- | - | - | - | |||||
5. | Формы построения занятий в физическом воспитании | |||||||
Общая характеристика форм построения занятий в физическом воспитании. Урочные формы занятий. Неурочные формы занятий. | - | - | - | |||||
- | - | - | - | - | ||||
- | - | - | - | - | ||||
6. | Планирование и контроль в процессе занятий физическими упражнениями | |||||||
Понятие о планировании в ФВ, его виды и содержание. Понятие контроля и учета в ФВ | - | - | ||||||
- | - | - | - | - | ||||
7. | Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста | |||||||
Значение и задачи, особенности функционального развития ФВ детей дошкольного возраста. Содержание, методика и формы организации ФВ детей дошкольного возраста. | - | - | ||||||
- | - | - | ||||||
8. | Физическое воспитание детей школьного возраста | |||||||
ФВ детей младшего и среднего школьного возраста. ФВ детей старшего школьного возраста. | - | |||||||
Урок – основная форма организации занятий в школе. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию. | - | - | ||||||
- | - | |||||||
5 КУРС –9 семестр | - | |||||||
9. | Физическое воспитание студенческой молодежи | |||||||
Значение и задачи ФВ студентов, методические основы ФВ в вузе | - | - | ||||||
10. | Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности | |||||||
Физическое воспитание взрослого населения: особенности, задачи, методика, формы занятий | - | - | ||||||
11. | Теория и методика спорта | |||||||
11.1. | Спорт в современном обществе, тенденции его развития | - | - | - | - | - | ||
11.2. | Спортивная ориентация и отбор в процессе многолетней подготовки | - | - | - | ||||
11.3. | Виды нагрузки и отдыха в тренировочном и соревновательном процессе | - | - | - | - | - | ||
11.4. | Технология планирования в спорте | - | - | |||||
11.5. | Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена | - | - | - | - | - | ||
12. | Теория и методика оздоровительной физической культуры | |||||||
12.1. | Общая характеристика оздоровительной физической культуры | - | - | - | ||||
12.2. | Характеристика современных физкультурно-оздоровительных технологий в оздоровительной физической культуре | - | - | - | ||||
ИТОГО: | - | |||||||
Экзамен | ||||||||
Краткое содержание разделов дисциплины
Раздел I. Введение в ТиМФКиС.
Появление опыта направленного воздействия физических упражнений на человека. Появление систем физического воспитания.
Профессиональное физкультурное образование в условия} реформирования системы образования. Ведущая роль дисциплины ТМФКиС в процессе интеграции профилирующих дисциплин в решении важной проблемы — формирования у студентов целостного представления и готовности к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта: физическая культура, физическое воспитание, спорт, спортивная подготовка, физическое развитие, физическая подготовленность, физкультурное образование, физическая активность, здоровый стиль жизни.
Двигательная деятельность как необходимый компонент существования и полноценной жизнедеятельности человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной деятельности, физической активности в жизни человека.
Физическая активность человека как мотивированная систематическая деятельность индивидуума по достижению физических кондиций, необходимых для обеспечения и поддержания оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья. Понятие физической активности.