Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

М1.Б.8 Организация профессиональной деятельности

Психолого-педагогического направления

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры

Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки

с указанием наименования магистерской программы)

очная форма обучения

Составитель: Синкевич И.А., доцент, канд. педагог. наук, доцент, зав. кафедрой психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы. - student2.ru (протокол №10 от 06 июня 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

М1.Б.8 Организация профессиональной деятельности

Психолого-педагогического направления

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры

Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки

с указанием наименования магистерской программы)

очная форма обучения

Составитель: Синкевич И.А., доцент, канд. педагог. наук, доцент, зав. кафедрой психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 06 июня 2016 г.) Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич  

Наименование дисциплины (модуля).

М1.Б.8 Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Аннотация к дисциплине.

Психолого-педагогическое образование – одно из наиболее престижных направлений подготовки специалистов в развитых и развивающихся странах мира. Оно дает возможность получить широчайший спектр знаний и умений в сфере психологии, педагогики, общего менеджмента и менеджмента персонала.

Целями освоения дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»является формирование профессиональных компетенций магистра в области психолого-педагогической поддержки студентов в процессе их личностной и социальной адаптации в ходе учебно-профессиональной деятельности.

Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач:

· ознакомление студентов с требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

· ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

· ознакомление с составом, структурой и видами профессиональной деятельности; классификацией профессий;

· формирование у студентов представлений о профессионально важных качествах и психологическом портрете профессионала;

· формирование умения осуществлять на практике применения знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

· ознакомление студентов с индивидуальным стилем профессиональной деятельности психолого-педагогического направления и др.

Содержание курса «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» способствует овладению магистрами основными видами будущей профессиональной деятельности:

· психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

· психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании;

· педагогическая деятельность;

· научно-исследовательская деятельность;

· организационно-управленческая деятельность.

Учебная программа построена в соответствии с требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности».

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), обучающийся М.2.Б.5.«Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способностью выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития (ОПК-1);

· умением организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ОПК-4);

· способность к конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся (ПК-31);

· способностью применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательную деятельность (ПК-44);

· готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими работниками по вопросам обучения и воспитания (ПК-47).

Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Учебный курс "Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления " направлен на интеграцию теоретических знаний магистров об изучении и проектировании профессиональной деятельности, является дисциплиной профессионального цикла в системе подготовки – базовая (общепрофессиональная часть) и вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза).

В процессе изучения педагогической психологии студенты осваивают систему фундаментальных понятий психологической науки, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами этой науки.

Изучение данной дисциплины тесно связано с дисциплинами: «Теоретико-методологические основы психологии образования»; «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»; «Социальная психология образования»; «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Психологическая служба в образовании». Дисциплина тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-исследовательской и производственной практикой, научно-исследовательской работой в семестре и подготовкой магистерской диссертации.

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Курс Семестр Трудоемкость в ЗЕТ Общая трудоемкость (час.) Контактная работа Всего контактных часов Из них в интерактивной форме Кол-во часов на СРС Форма контроля
ЛК ПР ЛБ
  зачет

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

№ п/п Наименование темы (раздела) Контактная работа (час.) Всего контактных часов Из них в интерактивной форме Кол-во часов на СРС
ЛК ПР ЛБ
Модуль 1. Теоретико-методологические основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления  
1. Актуальные проблемы российского психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования.      
2. Основные требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях реализации ФГОС      
3. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога: социально-личностные компетенции и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога.      
4. Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий      
Модуль 2. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолого-педагогического направления  
5. Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала      
6. Психологические характеристики профессии учитель. Педагогические способности.      
7. Профессиональное сознание и самосознание педагога.      
8. Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности      
9. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолого-педагогического направления      
Модуль 3 Профессиональное становление  
10. Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога    
Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение      
12. Изучение и проектирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.      
13. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.      
14. Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога      
  Всего  

Краткое содержание дисциплины

Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий. Профессиональная деятельность педагога-психолога. Понятия «профессионал» и «деятельность». Состав деятельности. Структура компонентов трудовой деятельности. Виды профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессиональная деятельность педагога-психолога: научно-исследовательская деятельность; организационно-воспитательная деятельность; коррекционно-развивающая деятельность; преподавательская деятельность; культурно-просветительная деятельность; консультативная деятельность.

Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала.Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Психологический портрет профессионала. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме. Схема описания профессии. Профессиональные качества психолога. Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. Психологический портрет профессионала. Психоэмоциональное состояние. Самооценка. Уровень субъективного контроля.

Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентаций человека. Мотивация педагогической деятельности.Операциональная модель жизненных ориентаций работника. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Оценка организационной среды рабочих и служащих. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций. Понятие «мотив» в психологической литературе. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности.Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову. Основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину. Обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога. Понятие «праксические состояния». Праксические состояния положительные. Праксические состояния отрицательные. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (сетевая форма). Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (радиально-круговая форма). Особенности педагогической деятельности.

Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение.Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение». Сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика». Сущность и содержание понятия « профессиональная ориентация». Сущность и содержание понятия «профессиональный отбор». Сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация». Сущность и содержание понятия «профессиональное обучение».

Изучение и проектирование профессиональной деятельности.Сущность понятия «профессиональная деятельность». Психологическая структура профессиональной деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Изучение и проектирование профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.Стили педагогического общения и педагогического взаимодействия. Основные проблемы и трудности общения и взаимодействия педагога и учащегося. Психология педагогической оценки. Педагогический такт.

Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога.Модульное представление профессиональной компетенции учителя. Уровни продуктивности деятельности учителя. Профессиональная культура педагога и психолога.

Наши рекомендации