Кризис дошкольного возраста. Его проявление.

В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

- младенческий - с рождения до одного года;

- раннее детство - от года до трёх;

- дошкольное детство - от трёх лет до семи.

Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального хода личностного развития (Эриксон).

Л.С. Выгодский среди возрастных кризисов детей выделил кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Он основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Это переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода. В этот период происходят важные изменения в психики ребенка - утрата детской непосредственности,что свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми.На седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Он опробует себя в привычных ситуациях через нарушения обыденных правил.

В 7 лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

29.Воспитательное и терапевтическое значение сказки.
Сказки можно назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания ребенка. Ведь дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры - так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок. Сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Она учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка ииспользуют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. Сказкотерапия несёт в себе огромное значение, помогая в:

- воспитании, развитии и обучении ребенка;

- самопознании ребенка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.
Как же это происходит?

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность.Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.
Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний.

Народные художественные сказки складывались веками, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому используются в педагогических целях.
Во время слушания сказок происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.

Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок переживает вместе с главным героем его поражения и победы. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя со стороны. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он стремится воспользоваться примером героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, развивать логическую связную речь.
Многие родители замечают, что они как бы разговаривают со своим ребенком на разных языках. Но язык сказки - это один из способов, который поможет наладить контакт и между родителями и ребенком.

Наши рекомендации