Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования
Каждый раздел программы завершается зачетным заданием и однодневным походом по выбранному маршруту. В середине года проводится многодневный поход, а в конце года совершается многодневная краеведческая экспедиция. Во время походов и экспедиций ребята собирают материал по запланированным исследованиям. После каждого похода ребята составляют своё описание маршрута, пишут отчёты, делают презентации и проводят конференции по итогам краеведческих исследований.
Программа реализуется в несколько этапов:
Первый год обучения:
- подготовка и сдача норм ГТО;
- освоение учащимися основ туризма: безопасность проведения походов, снаряжение, организация походов, основы техники пешеходного туризма, функциональные обязанности участников похода;
- практическое применение знаний и умений в подготовке и проведении туристического похода;
- освоение основ топографии;
- изучение природы и истории края: Москвы, Московской области и прилегающих областей (Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской).
Второй год обучения:
- подготовка и сдача нормативов по военно-спортивному многоборью;
- качественное освоение конкретной функциональной обязанности участников походов;
- совершенствование знаний и навыков первого года обучения.
2. Учебно-тематический план
Годы обучения | Количество учебных часов | ||||||||
теория | практика | всего | |||||||
Первый год обучения | |||||||||
Введение Ориентирование на местности Техника пешеходного туризма Материально-техническая база похода Здоровье участников похода Краеведение Поход по историческим местам | 1ч 4ч 8ч 4ч 8ч 10ч | 1ч 8ч 22ч 4ч 16ч | 2ч 12ч 30ч 8ч | ||||||
Итого: | 35ч | 67ч | 102ч | ||||||
Второй год обучения | |||||||||
Введение Военно-спортивное многоборье Техника военно-спортивного похода Материально-техническая база похода Оказание первой медицинской помощи Краеведение Экспедиция поисковая | 1ч 4ч 8ч 2ч 8ч 10ч | 1ч 18ч 26ч 2ч 12ч 20ч | 2ч 22ч 34ч 4ч 20ч 30ч | ||||||
Итого: | 102ч | ||||||||
Содержание программы.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Введение. Организация набора групп. Правила обучения. Условия участия в походах. Требования к участникам. Задачи. Планы работы военно-спортивного похода. Положение о походе. Родительское собрание.
Инструктаж по технике безопасности. Исследование индивидуальных психологических особенностей учащихся. Общие сведения о подготовке и проведении походов.
Практика: отработка норм техники безопасности во время полевых тренировок.
Ориентирование на местности. Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Способы определения расстояний до недоступных объектов. Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования. Компас. Азимуты – прямой и обратный. Определение азимута по карте и на местности. Способы изображения рельефа на топографических картах и картах спортивного ориентирования. Правила ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам. Способы составления топографических карт. Правила проведения туристических соревнований – ориентировочные этапы.
Практика:
- чтение и изображение топознаков;
- расчёт расстояний по карте с помощью линейки;
- определение азимутов по карте;
- определение по карте высот точек, превышения, крутизны склонов с помощью горизонталей;
- разработка маршрута 2-3-х дневного похода.
- ориентирование по спортивным картам;
- определение азимутов объектов и объектов по азимуту;
- движение по азимуту;
- определение точки стояния по карте и на местности, расстояний «на глаз» и шагами;
- площадная топосъёмка;
- ориентирование по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту, по заданному азимуту.
Зачет: конкурс топографов; соревнование по ориентированию на местности.
Техника пешеходного туризма. Основные приёмы страховки. Узлы – классификация по использованию. Страховочная система. Основные и вспомогательные верёвки. Карабины. Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.
Практика:
- вязание узлов на время: прямой, контрольный, академический, шкотовый; булинь, двойной булинь; встречный; простой проводник, «двойной проводник», «восьмёрка»; «прусик», карабинный; удавка, стремя;
- надевание страховочной системы на время.
- подъём и спуск по склону спортивным способом;
- траверс склона по перилам, движение по параллельным верёвкам;
- преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами и с шестом, переправа по броду;
- переправа болота по кладям и кочкам;
- траверс склона с палками;
Зачет: состязания по технике пешеходного туризма; обучение родных и близких основным навыкам и умениям.
Материально-техническая база похода. Основные виды и функции снаряжения. Личное снаряжение. Групповое снаряжение: список, хранение, уход, выдача, приёмка. Функции завхоза. Организация питания в походах разной продолжительности. Правила приготовления походных блюд. Правила развески, упаковки и хранения продуктов. Меры снаряжения и питания по весу и объёму.
Практика:
- ремонт снаряжения;
- составление меню и раскладки продуктов для двух-трёхдневного похода;
- распределение веса продуктов и снаряжения на каждого участника.
Здоровье участников похода. Нормы личной и общественной гигиены. Экология и туризм. Экологические требования. Эколого-краеведческая работа в походе. Основные функции медика. Аптечка: состав и хранение. Типичные травмы в походе и их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи при простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, потёртостях, ожогах, отравлениях. Правила транспортировки пострадавшего.
Практика:
- выбор медикаментов из аптечки и оказание первой медицинской помощи при условной травме;
- транспортировка пострадавшего по слабопересечённой местности;
- состязания по оказанию первой медицинской помощи.
Краеведение. Измерения и наблюдения за погодой областей и края. Экологические наблюдения. Моя родословная и культурно-исторические объекты края. Исследования в соответствии с направлениями работы лагеря.
Практика:
Экскурсии по культурно-историческим объектам Москвы. Однодневные походы по Московской области на осенних и весенних каникулах. Двухдневный поход по Московской области в зимние каникулы. Трёх-пятидневные экспедиции по прилегающим областям в летние каникулы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Итоги летних экспедиций. Обсуждение отчётов о летних экспедициях. Планы работы лагеря.
Ориентирование на местности. Определение расстояний на карте. Условные знаки топографических и физических карт. Виды условных знаков: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные.
Практика:
- чтение и изображение криптограмм;
- расчёт расстояний по карте с помощью линейки, нитки, линий сетки;
- определение азимутов по карте;
- определение по карте высот точек, превышения, крутизны склонов с помощью горизонталей;
- разработка маршрута пяти-десятидневного похода.
- движение по азимуту;
- ориентирование на местности по рельефу;
- поиск контрольного пункта
- техника кроссового бега по сильно пересеченной местности
Зачет: состязания по топографической съемке местности и ориентированию на местности.
Техника пешеходного туризма. Узлы. Способы и правила страховки и самостраховки. Правила соревнований 2 категории сложности. Правило выполнения отдельных элементов полосы препятствий.
Практика:
- вязание узлов на время: прямой, контрольный, академический, шкотовый; булинь, двойной булинь; встречный; простой проводник, «двойной проводник», «восьмёрка»; «прусик», карабинный; удавка, стремя;
- надевание страховочной системы на время.
- подъём и спуск со схватывающим узлом;
- наведение и сдёргивание перил;
- наклонные перила;
- преодоление туристической полосы препятствий с самонаведением и снятием перил на скорость и качество;
- соревнование по технике пешеходного туризма 2 категории сложности..
Материально-техническая база похода. Функции завснара. Выбор оптимального группового снаряжения для походов разной продолжительности, разных типов и районов. Модернизация снаряжения, самодельное снаряжение. Хранение снаряжения в городе и на маршруте. Отчётность при покупке снаряжения. Ремнабор. Функции завхоза. Составление раскладки продуктов с учётом специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия). Сохранность продуктов в походе. Приготовление разнообразной пищи. Развеска продуктов. Контейнеры. Баланс веса на весь маршрут с учётом конкретного состава участников. Проблема координации веса. Отчётность при покупке продуктов. Функции коменданта на транспорте. Заказ и покупка билетов. Организация и проведение переездов. Функции инструктора (начальника). Контроль подготовки похода, экспедиции. Обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода.
Практика:
- подготовка и проведение пятидневного похода по Московской области;
- организация походного быта: подъём-отбой, завтрак-обед-ужин, труд-отдых.
Специальная подготовка участников. Функции штурмана. Характеристика местности по карте. Определение крутизны склона по карте и на местности. Определение расстояний на глаз, шагами, засечкой, «треугольниками». Составление технического описания маршрута. Функции картографа. Маршрутная топосъёмка. Корректировка карты. Функции фотографа. Фотографирование в походе. Функции медика. Возможные виды травм и способы оказания первой медицинской помощи. Аптечка. Применение и дозировка фармакологических препаратов. Виды трав, произрастающих в крае. Определение видов растений по их морфологическим признакам. Составление перечня трав (вид, семейство, класс) для различных заболеваний. Транспортировка пострадавшего при любой травме. Функции коменданта лагеря. Гигиена и психология группы. Утилизация отходов в походе.
Практика:
- оказание первой медицинской помощи при условной травме;
- транспортировка условно пострадавшего;
- соревнования по оказанию первой медицинской помощи;
- ориентирование по топографическим и физическим картам;
- корректировка карты и составление технического описания маршрута;
- районные и городские соревнования по туристической технике.
Краеведение. Поисковая краеведческая работа по Москве. Алфавитный и тематический каталоги. Полевой материал, способы его фиксации, анализа и классификации. Составление вопросника и запись со слов рассказчика, паспортизация записи, умение вести дневник. Выполнение краеведческих исследований во время походов. Описание маршрута во время походов и экспедиций.
Практика:
- Десятидневная краеведческая экспедиция по Смоленской и Тверской области.