Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования

Каждый раздел программы завершается зачетным заданием и однодневным походом по выбранному маршруту. В середине года проводится многодневный поход, а в конце года совершается многодневная краеведческая экспедиция. Во время походов и экспедиций ребята собирают материал по запланированным исследованиям. После каждого похода ребята составляют своё описание маршрута, пишут отчёты, делают презентации и проводят конференции по итогам краеведческих исследований.

Программа реализуется в несколько этапов:

Первый год обучения:

- подготовка и сдача норм ГТО;

- освоение учащимися основ туризма: безопасность проведения походов, снаряжение, организация походов, основы техники пешеходного туризма, функциональные обязанности участников похода;

- практическое применение знаний и умений в подготовке и проведении туристического похода;

- освоение основ топографии;

- изучение природы и истории края: Москвы, Московской области и прилегающих областей (Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской).

Второй год обучения:

- подготовка и сдача нормативов по военно-спортивному многоборью;

- качественное освоение конкретной функциональной обязанности участников походов;

- совершенствование знаний и навыков первого года обучения.
2. Учебно-тематический план

  Годы обучения Количество учебных часов  
теория практика всего  
  Первый год обучения        
  Введение Ориентирование на местности Техника пешеходного туризма Материально-техническая база похода Здоровье участников похода Краеведение Поход по историческим местам 1ч 4ч 8ч 4ч 8ч 10ч   1ч 8ч 22ч 4ч 16ч 2ч 12ч 30ч 8ч  
  Итого: 35ч 67ч 102ч  
  Второй год обучения        
  Введение Военно-спортивное многоборье Техника военно-спортивного похода Материально-техническая база похода Оказание первой медицинской помощи Краеведение Экспедиция поисковая 1ч 4ч 8ч 2ч 8ч 10ч   1ч 18ч 26ч 2ч 12ч 20ч 2ч 22ч 34ч 4ч 20ч 30ч
  Итого: 102ч
                   

Содержание программы.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение. Организация набора групп. Правила обучения. Условия участия в походах. Требования к участникам. Задачи. Планы работы военно-спортивного похода. Положение о походе. Родительское собрание.

Инструктаж по технике безопасности. Исследование индивидуальных психологических особенностей учащихся. Общие сведения о подготовке и проведении походов.

Практика: отработка норм техники безопасности во время полевых тренировок.

Ориентирование на местности. Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Способы определения расстояний до недоступных объектов. Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования. Компас. Азимуты – прямой и обратный. Определение азимута по карте и на местности. Способы изображения рельефа на топографических картах и картах спортивного ориентирования. Правила ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам. Способы составления топографических карт. Правила проведения туристических соревнований – ориентировочные этапы.

Практика:

- чтение и изображение топознаков;

- расчёт расстояний по карте с помощью линейки;

- определение азимутов по карте;

- определение по карте высот точек, превышения, крутизны склонов с помощью горизонталей;

- разработка маршрута 2-3-х дневного похода.

- ориентирование по спортивным картам;

- определение азимутов объектов и объектов по азимуту;

- движение по азимуту;

- определение точки стояния по карте и на местности, расстояний «на глаз» и шагами;

- площадная топосъёмка;

- ориентирование по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту, по заданному азимуту.

Зачет: конкурс топографов; соревнование по ориентированию на местности.

Техника пешеходного туризма. Основные приёмы страховки. Узлы – классификация по использованию. Страховочная система. Основные и вспомогательные верёвки. Карабины. Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.

Практика:

- вязание узлов на время: прямой, контрольный, академический, шкотовый; булинь, двойной булинь; встречный; простой проводник, «двойной проводник», «восьмёрка»; «прусик», карабинный; удавка, стремя;

- надевание страховочной системы на время.

- подъём и спуск по склону спортивным способом;

- траверс склона по перилам, движение по параллельным верёвкам;

- преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами и с шестом, переправа по броду;

- переправа болота по кладям и кочкам;

- траверс склона с палками;

Зачет: состязания по технике пешеходного туризма; обучение родных и близких основным навыкам и умениям.

Материально-техническая база похода. Основные виды и функции снаряжения. Личное снаряжение. Групповое снаряжение: список, хранение, уход, выдача, приёмка. Функции завхоза. Организация питания в походах разной продолжительности. Правила приготовления походных блюд. Правила развески, упаковки и хранения продуктов. Меры снаряжения и питания по весу и объёму.

Практика:

- ремонт снаряжения;

- составление меню и раскладки продуктов для двух-трёхдневного похода;

- распределение веса продуктов и снаряжения на каждого участника.

Здоровье участников похода. Нормы личной и общественной гигиены. Экология и туризм. Экологические требования. Эколого-краеведческая работа в походе. Основные функции медика. Аптечка: состав и хранение. Типичные травмы в походе и их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи при простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, потёртостях, ожогах, отравлениях. Правила транспортировки пострадавшего.

Практика:

- выбор медикаментов из аптечки и оказание первой медицинской помощи при условной травме;

- транспортировка пострадавшего по слабопересечённой местности;

- состязания по оказанию первой медицинской помощи.

Краеведение. Измерения и наблюдения за погодой областей и края. Экологические наблюдения. Моя родословная и культурно-исторические объекты края. Исследования в соответствии с направлениями работы лагеря.

Практика:

Экскурсии по культурно-историческим объектам Москвы. Однодневные походы по Московской области на осенних и весенних каникулах. Двухдневный поход по Московской области в зимние каникулы. Трёх-пятидневные экспедиции по прилегающим областям в летние каникулы.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Итоги летних экспедиций. Обсуждение отчётов о летних экспедициях. Планы работы лагеря.

Ориентирование на местности. Определение расстояний на карте. Условные знаки топографических и физических карт. Виды условных знаков: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные.

Практика:

- чтение и изображение криптограмм;

- расчёт расстояний по карте с помощью линейки, нитки, линий сетки;

- определение азимутов по карте;

- определение по карте высот точек, превышения, крутизны склонов с помощью горизонталей;

- разработка маршрута пяти-десятидневного похода.

- движение по азимуту;

- ориентирование на местности по рельефу;

- поиск контрольного пункта

- техника кроссового бега по сильно пересеченной местности

Зачет: состязания по топографической съемке местности и ориентированию на местности.

Техника пешеходного туризма. Узлы. Способы и правила страховки и самостраховки. Правила соревнований 2 категории сложности. Правило выполнения отдельных элементов полосы препятствий.

Практика:

- вязание узлов на время: прямой, контрольный, академический, шкотовый; булинь, двойной булинь; встречный; простой проводник, «двойной проводник», «восьмёрка»; «прусик», карабинный; удавка, стремя;

- надевание страховочной системы на время.

- подъём и спуск со схватывающим узлом;

- наведение и сдёргивание перил;

- наклонные перила;

- преодоление туристической полосы препятствий с самонаведением и снятием перил на скорость и качество;

- соревнование по технике пешеходного туризма 2 категории сложности..

Материально-техническая база похода. Функции завснара. Выбор оптимального группового снаряжения для походов разной продолжительности, разных типов и районов. Модернизация снаряжения, самодельное снаряжение. Хранение снаряжения в городе и на маршруте. Отчётность при покупке снаряжения. Ремнабор. Функции завхоза. Составление раскладки продуктов с учётом специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия). Сохранность продуктов в походе. Приготовление разнообразной пищи. Развеска продуктов. Контейнеры. Баланс веса на весь маршрут с учётом конкретного состава участников. Проблема координации веса. Отчётность при покупке продуктов. Функции коменданта на транспорте. Заказ и покупка билетов. Организация и проведение переездов. Функции инструктора (начальника). Контроль подготовки похода, экспедиции. Обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода.

Практика:

- подготовка и проведение пятидневного похода по Московской области;

- организация походного быта: подъём-отбой, завтрак-обед-ужин, труд-отдых.

Специальная подготовка участников. Функции штурмана. Характеристика местности по карте. Определение крутизны склона по карте и на местности. Определение расстояний на глаз, шагами, засечкой, «треугольниками». Составление технического описания маршрута. Функции картографа. Маршрутная топосъёмка. Корректировка карты. Функции фотографа. Фотографирование в походе. Функции медика. Возможные виды травм и способы оказания первой медицинской помощи. Аптечка. Применение и дозировка фармакологических препаратов. Виды трав, произрастающих в крае. Определение видов растений по их морфологическим признакам. Составление перечня трав (вид, семейство, класс) для различных заболеваний. Транспортировка пострадавшего при любой травме. Функции коменданта лагеря. Гигиена и психология группы. Утилизация отходов в походе.

Практика:

- оказание первой медицинской помощи при условной травме;

- транспортировка условно пострадавшего;

- соревнования по оказанию первой медицинской помощи;

- ориентирование по топографическим и физическим картам;

- корректировка карты и составление технического описания маршрута;

- районные и городские соревнования по туристической технике.

Краеведение. Поисковая краеведческая работа по Москве. Алфавитный и тематический каталоги. Полевой материал, способы его фиксации, анализа и классификации. Составление вопросника и запись со слов рассказчика, паспортизация записи, умение вести дневник. Выполнение краеведческих исследований во время походов. Описание маршрута во время походов и экспедиций.

Практика:

- Десятидневная краеведческая экспедиция по Смоленской и Тверской области.

Наши рекомендации