Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

· тестирование;

· практические работы;

· творческие работы;

· самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

· поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

§ 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;

§ 60-80% - уровень выше среднего;

§ 50-60% - средний уровень;

§ 30-50% - уровень ниже среднего;

§ меньше 30% - низкий уровень.

Учебно – тематический план

Дополнительной образовательной программы «Умники и умниц»

Класс

Тема Общее количество часов В том числе
Теоретические Практические
I.Введение. Инструктаж по ТБ. -
II. Свойства, признаки и составные части предметов -
III. Сравнение -
IV. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями -
V. Элементы логики -
VI. Развитие речи -
VII. Развитие аналитических способностей -
VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения» -
Итого

Календарно-тематическое планирование

Дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»

Класс

№ П/П Тема занятия Дата План/ факт Кол-во часов
1. Введение. Инструктаж по ТБ. 05.09.15/ 05.09.15
2. Входной тест 12.09.15/
3. Выделение признаков. 19.09.15/
4. Различие. 26.09.15/
5. Сходство. 03.10.15/
6. Существенные признаки. 10.10.15/
7. Характерные признаки. 17.10.15/
8. Упорядочивание признаков. 24.10.15/
9. Правила сравнения. 31.10.15/
10. Значение сравнения. 14.11.15/
11. Тест «Сравнение». 21.11.15/
12. Истинные и ложные высказывания. 28.11.15/
13. Отрицание высказывания. 05.12.15/
14. Понятие о классах. 12.12.15/
15. Правила классификации. 19.12.15/
16. Вопросы. 26.12.15/
17. Алгоритм. 16.01.16/
18. Тест «Алгоритм». 23.01.16/
19. Речь.Техника и выразительность речи. 30.01.16/
20. Закономерность в буквах и словах. 06.02.16/
21. Многозначные слова. 13.02.16/
22. Омонимы. 20.02.16/
23. Омофоны, омоформы. 27.02.16/
24. Синонимы. 12.03.16/
25. Антонимы. 19.03.16/
26. Фразеологизмы. 02.04.16/
27. Изобразительные средства языка. Сравнение 09.04.16/
28. Упорядочивание по родовидовым отношениям. 16.04.16/
29. Олицетворение. 23.04.16/
30. Текст. Тема текста. Заглавие. 30.04.16/
31. Текст. Опорные слова. 07.05.16/
32. Виды планов.. 14.05.16/
33. Итоговый тест. 21.05.16/
34. Работа над ошибками. Итоговое занятие. 28.05.16/

Содержание программы.2класс (34 занятия)

I. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

II. Сравнение (6 часов)

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

III. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

IV. Элементы логики (7 часов)

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

V. Развитие речи (8 часов)

Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями..Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.

VI. Развитие аналитических способностей (3 часа)

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

Методы и приёмы организации учебной деятельности вто­роклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и са­моконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.

Рекомендуемая модель занятия такая:

1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).

2. Разминка (3-5 минут).

Во втором классе увеличивается количество вопросов, вклю­ченных в разминку. Сами вопросы становятся более сложны­ми. Увеличивается темп вопросов и ответов.

3. Тренировка и развитие психических меха­низмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображе­ния (10-15 минут).

Материал, включённый в раздел «Задания на развитие вни­мания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма про­извольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Для развития внимания и зрительной памяти почти в каж­дое занятие включен зрительный диктант.

В раздел «Развитие воображения» включены задания на пре­образование и перестроение фигур и предметов (задания с ис­пользованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

4. Весёлая переменка (3-5 минут).

5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.

Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать -(5 минут).

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 3, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.

Наши рекомендации