Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, защиты проектов.

Отслеживается динамика развития творческих и изобразительных способностей каждого ребёнка.

Учебно – тематический план.

Первый год обучения.

№ п\п Раздел Кол-во часов
1. 1.Птица Осень
2. 2.Волшебница Зима
3. 3.Красавица Весна
4. 4.Румяное Лето
  Итого:

Тематическое планирование:

№п\п Тема Всего часов В том числе
теор. практ.
1. Птица Осень.
Знакомство со страной весёлых красок. 1.5 0.5
Три главные краски и что они могут. 1.5 0.5
В стране весёлых красок. 1.5 0.5
В гостях у мастера Клея. 1.5 0.5
Путешествие полет в волшебную страну. 1.5 0.5
Пластилиновый мир. 1.5 0.5
Коврик для домашнего любимца. 1.5 0.5
Дорисуй картинку. 1.5 0.5
Радуга над лужайкой. 1.5 0.5
Как накормить ослика. 1.5 0.5
Разноцветные шарики. 1.5 0.5
Осень листопад. 1.5 0.5
Грустный дождик. 1.5 0.5
Птица осень. 1.5 0.5
Осеннее очарование. 1.5 0.5
Лебединое озеро. 1.5 0.5
2. Волшебница Зима
По следам карандаша. 1.5 0.5
Нарисуй животное. 1.5 0.5
Мир динозавриков. 1.5 0.5
Деревья для динозавриков. 1.5 0.5
Узоры снежинок. 1.5 0.5
Зимний лес. 1.5 0.5
Первый снег. 1.5 0.5
Путешествие в страну животных. 1.5 0.5
Танцующие человечки. 1.5 0.5
Весёлые человечки. 1.5 0.5
Оживлённая улица. 1.5 0.5
Зимнее дерево. 1.5 0.5
Мишка очень любит мёд. 1.5 0.5
Весёлый праздник 1.5 0.5
Лепка игрушки по воображению. 1.5 0.5
Создание новогодний игрушки. 1.5 0.5
До свиданья, Дед Мороз. 1.5 0.5
Бусы для куклы. 1.5 0.5
Спящие деревья. 1.5 0.5
Сказочное дерево.
Зимний пейзаж.
Портрет Зимы. 1.5 0.5
3. Красавица Весна.
Орнамент в круге. 1.5 0.5
Ленточный орнамент. 1.5 0.5
Портрет сказочного героя.
Мой любимый сказочный герой
В мире животных. 1.5 0.5
Пробуждение леса.
Забавные животные. 1.5 0.5
Превращение прямоугольника в цилиндр. 1.5 0.5
Театр теней. 1.5 0.5
Объём на шаре. 1.5 0.5
Рисуем вазу. 1.5 0.5
Простой натюрморт
Путешествие в прошлое. 1.5 0.5
Рисуем героев мультфильмов. 1.5 0.5
4. Румяное Лето
Забавные животные. 1.5 0.5
Пушистый котик. 1.5 0.5
Изображение Фараона 1.5 0.5
Копируем рисунок. 1.5 0.5
Кто учит художников. 1.5 0.5
Ваза с цветами
Витраж на бумаге.
Учимся внимательно смотреть 1.5 0.5
Деревья и кусты. 1.5 0.5
Рисуем цветы. 1.5 0.5
Цветочная клумба.  

Содержание программы

Ого года обучения.

Основы живописи.

-Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними.

- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные и теплые цвета.

-Художественный язык изобразительного искусства. Линия, пятно, штрих, мазок, точка.

-Художник и скульптор, их инструменты и род занятий.

-Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.

-Знакомство с творчеством художников.

Занятие 1. «Знакомство со страной весёлых красок». Урок-игра. Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу.

Занятие 2. «Три главные краски и что они могут». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок.

Занятие 3. В стране весёлых красок. Основы композиции, цветовые пятна, пейзаж.

Занятие 4. Композиция из цветовых пятен. Развитие воображения. Дорисуй картинку.

Занятие 5. «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема: проведение непрерывных кра­сочных линий.

Занятие 6. «Разноцветные шарики». Акварель, отработка приема рисования кругов в различных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».

Занятие 7. «Осень листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема: примакиванае кисточки боком. Ход работы: от светлого к темному. Использование иллюстрационного материала.

Занятие 8. «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстрированный материал.

Занятие 9. «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

Занятие 10. «Путешествие в страну животных». Акварель, метод каракуль и обобщение предмета до геометрических фигур. Основные пропорции животных..

Занятие 11. «Весёлые человечки». Пропорции человеческого тела. Акварель, отработка приёма исправление рисунка.

Занятие 12. «Оживлённая улица», закрепления навыка рисования фигур.

Занятие 13. «Весёлый праздник» построение композиции, передача настроения и колорит

Занятие 14. «До свиданья, Дед Мороз», фигура человека в одежде, сочетание контрастных цветов.

Занятие 15. «Бусы для куклы». Орнаментальный ряд. Чередование цвета и формы.

Занятие 16. «Мой любимый сказочный герой» формат АЗ акварель

Занятие 17. «портрет Зимы» Пропорции человеческого лица.

Занятие 18. Зимний пейзаж, Характер деревьев, акварель

Занятие 18. Портрет сказочного героя, Пропорции, композиции, колорит, краски акварель

Занятие 20. Пробуждение леса, пейзаж со стаффажами животных

Занятие 21. Рисуем героев мультфильмов, особенности декоративного рисования

Занятие 22. Витраж на бумаге. Калька и акварель, растительный мир.

Искусство графики.

- Знакомство с графикой как видом изобразительного искусства.

- Знакомство с понятиями «свет» и «тень».

- Знакомство с понятиями контура и силуэта.

Занятие 1. По следам карандаша. Вводное занятие условие безопасной работы.

Занятие 2. Силуэт характер линий нарисуй животное, приём рисование от геометрических фигур.

Занятие 3. «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приема смешивание цвета с белилами.

Занятие 4. Спящие деревья, силуэт деревьев, тушь

Занятие 5. «Сказочное дерево» аппликация, акварель и тушь

Занятие 6. «Театр теней» силуэты предметов. Понятие силуэт и контур.

Занятие 7. Объём на шаре. Тень собственная и тень падающая.

Занятие 8. Копируем рисунок. Задание и игры на развитие глазомера.

Бумажная пластика.

-Бумага и ее виды, природные свойства.

-Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание.

-Простые геометрические фигуры. Трансформация плоскости в объем.

Занятие 1. В гостях у мастера Клея. Условия безопасной работы. Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.

Занятие 2. «Путешествие полет в волшебную страну». Развитие воображения. Выклейка плана местно­сти с полями и озерами. Коллективная работа.

Занятие 3. «Коврик для домашнего любимца». Орнамент в квадрате. От­работка навыка аккуратной работы. Ритм цветовых пятен

Занятие 4. «Птица осень». Воспитание чувства ритма. Отработка приема: надрезание. Коллективная работа.

Занятие 5. «Осеннее очарование». Букет осенних листьев. Коллективная работа. Отработка навыка: вырезание путем складывания. Умение планировать работу.

Занятие 6. Бумажная пластика «Деревья для динозавриков»,работа по методу проекта. Условие безопасной работы. Создание единой композиции.

Занятие 7. «Первый снег». Полуобъемная композиция. Бумага белая, серая, гафрон. Элементы мозаики. Коллективная работа.

Занятие 8. «Танцующие человечки» Аппликация.

Занятие 9. «Зимнее дерево». Аппликация из цветной бумаги.

Занятие 10. Бумажная пластика, создание новогодний игрушки из простых модулей.

Занятие 11. Превращение прямоугольника в цилиндр. Игрушка на основе цилиндра. Индивидуальная работа воплощение образа.

Занятие 12. В мире животных, аппликация

Занятие 13. «Пушистый котик». Отработка приема «выращивания». Белая, черная и газетная бумага.

Лепка.

-Знакомство с различными пластическими материалами.

-Воспроизведение художественно – пластического видения окружающего мира, его форм, фактур, динамики.

-Понятие рельефа, объемная пластика.

Занятие 1. Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с пластилином, инструментами.

Занятие 2. Урок-игра «Как накормить ослика». Лепка корзины с фруктами. Формообразующие движения: шар, овал, колбаска.

Занятие 3. «Лебединое озеро». Формообразующие движения. Соблюдение последовательности: шар-морковка- сгибание-детали, создание образа. Пластилин.

Занятие 4. «Сад динозавриков. Формирование движения: лепка от куска с добавлением деталей. Отработка приема: прищипывание.

Занятие 5. «Мишка очень любит мёд». Лепка - отработка приёма целое из частей. Создание образа. Глина, стеки, палочки, шликер.

Занятие 6. Лепка игрушки по воображению. Материал глина.

Занятие 7. «Мой мохнатый друг» Лепка животных с проработкой поверхности.

Занятие 8. Орнамент в круге. Рельеф. Природные растительные материалы: семена, плоды, косточки. Основа пластилин на картоне. Понятие симметрия, ритм.

Занятие 9. Ленточный орнамент. Рельеф. Природные растительные материалы: семена, плоды, косточки. Основа пластилин на картоне. Понятие симметрия, ритм, пластика.

Занятие 10. Рельеф. Орнамент в квадрате, основа пластилин с использованием растительных материалов.

Занятие 11. Лепка по воображению животных, обработка поверхности стеками. Глина.

Занятие 12. Фигура человека рельеф, основа пластилин на картоне. На основе др. греческого и др. египетского рельефа.

Занятие 13. Рельеф, ваза с цветами, пластилин, грунт, акварель

Рисование с натуры.

-Знакомство с понятием «натура».

-Развитие глазомера. Умение смотреть и видеть.

-Изучение окружающего мира. Умение изобразить увиденное.

Занятие 1. Кто учит художников. Вводное занятие условие безопасной работы.

Занятие 2. Рисуем вазу. Построения тела вращения, композиция в листе, акварель

Занятие 3. Простой натюрморт, композиция, выявление объёма, проработка деталей. Акварель

Занятие 4. Пленэр. деревья, учимся внимательно смотреть.

Занятие 5. Пленэр. Деревья и кусты свет и тень.

Занятие 6. Пленэр Рисуем цветы. Небольшие зарисовки на характер.

Занятие 7. Пленэр. «Цветочная клумба». Рисуем цветы. Создание целостной композиции.

Второй год обучения.

№ п\п Раздел Кол-во часов
1. Осенний хоровод 37.5
2. Узоры зимы 34.5
3. Приход весны
4. Зелень лета
  Итого:

Тематическое планирование.

№п\п Тема Всего часов В том числе
теор. практ.
1. Осенний хоровод 37.5
Возвращение в волшебную страну 1.5 0.5
Городской пейзаж.
Выполнение линий разнообразного характера.
Посмотри вокруг. 1.5 0.5
Зарисовки с натуры деревьев. 1.5 0.5
Рисую то что вижу перед собой 1.5 0.5
Моделирование объёма при помощи света и тени. 1.5 0.5
Волшебные превращения альбомного листа. 1.5 0.5
Склеим дом и будем жить. 1.5 0.5
Пластилиновый мир. 1.5 0.5
Чудо глина 1.5 0.5
Дорисуй пятно.
Натюрморт из трёх предметов.
Тушь и перо знакомство с новой техникой 1.5 0.5
«Листопад».
Жанровая картина.
Лепим животных 1.5 0.5
Дымковская и Филимоновская игрушка.
2. Узоры зимы 34.5
Зима в городе.
Что такое Гжель?
Ледниковый период. 1.5 0.5
Делаем ёлочную игрушку. 1.5 0.5
Построение тел вращения. 1.5 0.5
Делаем ёлочную игрушку. 1.5 0.5
Праздничная улица
Символ Нового года. 1.5 0.5
Новогодняя открытка 1.5 0.5
Подарки на новый год. 1.5 0.5
Расцвели узоры. 1.5 0.5
Характер деревьев. 1.5 0.5
Зимняя сказка.
«Мировое дерево».
Рельеф как вид искусства. 1.5 0.5
Сказочное животное 1.5 0.5
Образ Защитника отечества.
3. Приход весны
Ваза и цветы
Цветы в подарок маме
Хлеб всему голова.
Рисуем мультики. 1.5 0.5
Пластика разных животных. 1.5 0.5
Животные с разными нравами. 1.5 0.5
Пушистики. 1.5 0.5
Что я вижу на столе
Рисуем сказки.
Наступление весны.
В средневековом замке
4. Зелень лета
Дикие кошки. 1.5 0.5
Я скульптор. 0.5
Зарисовки деревьев с натуры. 1.5 0.5
Деревья во дворе 1.5 0.5
Я рисую то, что вижу 1.5 0.5

Содержание программы

Ого года обучения.

Основы живописи.

- Свойство живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.

- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета.

- Основы живописи. Цвет – язык живописи.

- Основы композиции. Понятия «ритм, симметрия, асимметрия, уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

- Творчество русских художников, связанное с изображением природы.

- Древний Египет, Древняя Греция.

- Народные промыслы: Гжель, Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка.

Занятие 1. Возвращение в волшебную страну. Вводное занятие условие безопасной работы

Занятие 2. Законы перспективы, городской пейзаж, линия горизонта и точка схода. Акварель

Занятие 3. Композиция из пятен, дорисуй пятно.

Занятие 4. Жанровая картина. Особенности композиции, рисуем войну.

Занятие 5. Декоративно прикладное искусство, Что такое Гжель? Основа из глины, затем роспись акварелью.

Занятие 6. «Зима в городе», Компромисс в холодной и тёплой гамме, контрастные цвета.

Занятие 7. Декоративно прикладное искусство. Дымковская и Филимоновская игрушка. Основа глина роспись акварель.

Занятие 8. «Праздничная улица», работаем кистью от пятна, характер человека в одежде. Создание целостной композиции.

Занятие 9. Новогодняя открытка, картон, бумага, акварель тушь.

Занятие 10. Подарки на новый год. Акварель и гуашь.

Занятие 11. «Зимняя сказка», пейзаж

Занятие 12. «Образ Защитника отечества», Портрет, пропорции человеческого лица. Создание целостной композиции.

Занятие 13. Рисуем мультики, особенности декоративного рисунка.

Занятие 14. Рисуем сказки А.С.Пушкина. Композиция, прокладка цвета проработка деталей.

Занятие 15. Витраж. Животные, птицы и растительный мир, декоративное упрощение, калька, акварель.

Искусство графики.

- Художественные материалы, свойства графических материалов. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

- Прикладная графика. Стилизация и орнамент.

Занятие 1. Вводное занятие условие безопасной работы Выполнение линий разнообразного характера. Орнаментальная композиция.

Занятие 2. Тушь и перо знакомство с новой техникой, графика, орнаментальное решение.

Занятие 3. «Листопад», Листья и их характер, композиция тушь на фоне акварели.

Занятие 4. Построение тел вращения и моделирование их объёма, при помощи света-тени.

Занятие 5. Разработка орнамента, характер линий, роль пятна. Графика.

Занятие 6. Графика. Характер деревьев, Создание декоративного образа, украшение его орнаментом.

Занятие 7. «Мировое дерево», графика, с элементом аппликации, акварель, тушь.

Занятие 8. Основы Рисунка. Знакомство с объёмными телами: конус, шар, цилиндр. Построение и проработка объёма.

Бумажная пластика.

- Пластические свойства бумаги.

- Формообразования бумажной пластики. Ребро жесткости.

- Плоские и объемные композиции.

- Материалы и инструменты. Бумага, картон, нож, ножницы, клей.

Занятие 1. Вводное занятие условие безопасной работы.

Занятие 2. Бумажная пластика введение, переход от полуобъемной композиции к объему.

Занятие 3. Бумажная пластика. Делаем ёлочную игрушку, из простых модулей. Белая и цветная бумага.

Занятие 4. Коллаж. Наступление весны. Аппликация.

Лепка.

- Пластические материалы и методы работы с ними.

- Воспитание художественного пластического видения, пространственного воображения.

- Средства и способы изображения в пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор.

- Композиция в пластике. Работа над образом. Связь с рисунком, декоративным рисованием.

Занятие 1. Пластилиновый мир. Вводное занятие условие безопасной работы

Занятие 2. Чудо глина. Лепка. Работа с глиной введение, особенности и характер материала, ход работы.

Занятие 3. Лепим животных. Глина. Работаем от целого к детали.

Занятие 4. «Мир динозавров» лепка по эскизу

Занятие 5. Лепка. Символ Нового года. Работа по воображению.

Занятие 6. Лепка. Пластика разных животных, работа по эскизу.

Занятие 7. Лепка. Глина, рельеф, наращивание по частям. Рельеф как вид искусства, на основе древне русского рельефа.

Занятие 8. Рельеф Сказочное животное. Работа по эскизу, глина, акварель, гуашь.

Занятие 9. Рельеф. Цветы в подарок маме, Глина, акварель, гуашь.

Занятие 10. Лепка. Глина. Пластика животных работа по эскизу.

Занятие 11. Лепка. Глина. Животные с разными нравами, работа по эскизу.

Занятие 12. Лепка. Глина. «Пушистики», лепим животных, с проработкой стеками поверхности.

Занятие 13. Лепка. «Дикие кошки», работа от целого куска, как при работе с твёрдым материалом.

Занятие 14. Лепка самостоятельная работа по эскизу. Раскрашиваем в цвете.

Рисование с натуры.

- Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов и геометрических тел.

- Рисование с натуры цветов и деревьев.

- Создание композиции при работе с натурой.

Занятие 1. Посмотри вокруг. Вводное занятие условие безопасной работы

Занятие 2. Пленэр. зарисовки с натуры характер деревьев, тень собственная, тень падающая, акцент

Занятие 3. Пленэр. «Рисую то что вижу перед собой» выбор, композиции, создание пространства.

Занятие 4. Натюрморт из трёх предметов. Создание композиции, построение, прокладка основных тонов, проработка деталей.

Занятие 5. Моделирование объёма при помощи света и тени, воздушная перспектива, композиция в листе.

Занятие 6. Натюрморт, ваза и цветы, Композиция, построение, основная прокладка цвета и проработка деталей.

Занятие 7. Натюрморт. «Хлеб всему голова», создание композиции, построение, прокладка основных тонов, прорисовка деталей.

Занятие 8. Что я вижу на столе. Натюрморт, Построение, Прокладка основных тонов, проработка деталей.

Занятие 9. Зарисовки деревьев с натуры.

Занятие 10. Пленэр. Деревья, проработка пространства, тень, свет, падающая тень.

Занятие 11. Занятие на открытом воздухе. Пейзаж.

Третий год обучения.

№ п\п Раздел Кол-во часов
1. Краски осени 31.5
2. Зимняя фантазия
3. Весенняя капель
4. Вот и лето 10.5
  Итого:

Тематическое планирование.

№п\п Тема Всего часов В том числе
теор. практ.
1. Краски осени. 31,5
В мастерской художника 1.5 0.5
Гуляя по старому городу 1.5 0.5
Рисуют мальчики войну
Учусь смотреть и видеть. 1.5 0.5
Рисую то, что вижу перед собой 1.5 0.5
Ожившая бумага. 1.5 0.5
Забавные домишки. 1.5 0.5
В мастерской у скульптора. 1.5 0.5
Натюрморт из трёх предметов.
Композиция из пятен, дорисуй пятно. 1.5 0.5
Рисуем обложку для любимой сказки.
Что такое Городецкая роспись?
Наши мохнатые друзья
Узоры Жостово.
Путешествие в древний мир 1.5 0.5
2. Зимняя фантазия
Дорожка от карандаша. 1.5 0.5
Стилизация деревьев 1.5 0.5
Зимний пейзаж
Застывшее время. 1.5 0.5
Древне русское зодчество
Черно-белый мир. 1.5 0.5
Волшебная страна.
Украшаем ёлку. 1.5 0.5
Сказки народов мира. 1.5 0.5
Новогодняя открытка 1.5 0.5
Куда хочу туда лечу 1.5 0.5
Кто создаёт узоры? 1.5 0.5
Фантастические дома мира.
Зимняя сказка
Город будущего.
Пластика разных животных.
Образ Защитника отечества
Путешествие в древнюю Грецию. 1.5 0.5
Здравствуй сказка.
3. Весенняя капель
Подарок маме.
Ваза с цветами. 1.5 0.5
Рисуем мультики
Удивительные животные.
У бабушки в деревне. 0.5
Бал-маскарад
  Путешествие в сказки.
  Картина на стекле.
  Пирамиды древнего Египта. 1.5 0.5
4. Вот и лето 10.5
Красота простых предметов. 1.5 0.5
Зарисовки деревьев с натуры. 1.5 0.5
В жаркой Африке. 1.5 0.5
Мы слепили целый мир.
Деревья великаны. 1.5 0.5
Как прекрасен этот мир. 1.5 0.5

Содержание программы

Его года обучения.

Основы живописи.

- Художественные материалы: акварель, гуашь; их специфика.

- Локальный цвет, свет, полутень, тень, блик, силуэт.

- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

- Основные и дополнительные цвета. Цветовые нюансы и их передача.

- Композиция. Основные правила композиции. Объединение по однородным признакам. Соблюдение законов ограничения. Закон равновесия.

- Творчество русских художников.

- Декоративно – прикладное искусство: Хохлома и Жестово.

- Древнерусское зодчество.

- Жанровая живопись.

Занятие 1. В мастерской художника. Вводное занятие условие безопасной работы

Занятие 2. Гуляя по старому городу. Законы перспективы, городской пейзаж, линия горизонта и точка схода. Акварель

Занятие 3. Рисуют мальчики войну. Жанровая картина, Рисуем войну, Композиция, колорит, передача эмоции

Занятие 4. Композиция из пятен, дорисуй пятно.

Занятие 5. Рисуем обложку для любимой сказки. Композиция, колорит, проработка деталей.

Занятие 6. Что такое Городецкая роспись? Декоративно прикладное искусство, роспись акварелью.

Занятие 7. «Зимний пейзаж», ввод в композицию людей и животных. Прорисовка деталей

Занятие 8. Декоративно прикладное искусство. Узоры Жостово. Основа Картон роспись акварель.

Занятие 9. Сказки народов мира. Как и где празднуют новый год. Акварель

Занятие 10. «Куда хочу туда лечу». Рисуем и играем.

Занятие 11. «Зимняя сказка», пейзаж

Занятие 12. «Образ Защитника отечества», Портрет, пропорции человеческого лица. Создание целостной композиции.

Занятие 13. Рисуем мультики, особенности декоративного рисунка.

Занятие 14. Путешествие в сказки. Рисуем сказки А.С.Пушкина или др.. Композиция, прокладка цвета проработка деталей.

Занятие 15. Картина на стекле. Витраж. Люди, на основе средневекового витража Европы декоративное упрощение, калька, акварель.

Искусство графики.

- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Разложение сложной формы на простые геометрические.

- Стилизация в графике. Силуэт, орнамент. Связь рисунка с композицией, живописью, скульптурой.

Занятие 1. Дорожка от карандаша. Вводное занятие условие безопасной работы

Занятие 2. Стилизация деревьев. Тушь и перо, графика, орнаментальное решение. Стилизация деревьев, людей и животных

Занятие 3. Черно-белый мир. Моделирование объёма при помощи света и тени, воздушная перспектива, композиция в листе. Натюрморт в графике. формат А4.

Занятие 4. Волшебная страна. тушь на фоне акварели.

Занятие 5. Кто создаёт узоры? Разработка орнамента, характер линий, роль пятна. Графика.

Занятие 6. Фантастические дома мира. Графика. Фантастические дома мира, Создание декоративного образа, украшение его орнаментом.

Занятие 7. Город будущего. «Город будущего», графика, с элементом аппликаций, акварель, тушь.

Занятие 8. Пирамиды древнего Египта. Основы Рисунка. Пирамида. Построение и проработка объёма

Бумажная пластика.

- Пластические свойства бумаги. Формообразования в бумажной пластике. Способы крепления.

- Плоские и объемные композиции.

- Макетирование, сценография.

- Декорирование. Отделка и украшение формы бисером и природными материалами и т.д.

-Прием сгибания, разгибания, разрезания.

Занятие 1. Ожившая бумага. Вводное занятие условие безопасной работы

Занятие 2. Забавные домишки. Бумажная пластика введение, объемная композиция, ребро жёскости.

Занятие 3. Путешествие в древний мир. Объёмная композиция из бумаги.. Цветы и деревья.

Занятие 4. Украшаем ёлку. Бумажная пластика. Делаем ёлочную игрушку, животное из простых модулей. Белая и цветная бумага.

Занятие 5. Новогодняя открытка. Картон, бумага, растительные материалы.

Занятие 6. Бал- маскарад. Бумажная пластика, конструируем шляпу. Белая бумага, цветная бумага, ткана, растительные материалы и искусственные цветы.

Лепка.

- Пластические материалы, приемы работы с ними. Отличительные формы глины.

- Средства и способы изображения в пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор.

- Композиция в пластике. Работа над образом. Связь с рисунком, наброском.

- Создание творческих работ.

Занятие 1. В мастерской у скульптора. Вводное занятие условие безопасной работы

Занятие 2. Застывшее время. Работа с глиной введение, особенности и характер материала, ход работы.

Занятие 3. Наши мохнатые друзья. Лепка. Глина. Работаем от целого к детали.

Занятие 4. Древне русское зодчество. Работаем от целого к детали.

Занятие 5. Символ Нового года. Лепка символа Нового года. Работа по воображению.

Занятие 6. Пластика разных животных. Лепка. Пластика разных животных, работа по эскизу.

Занятие 7. Путешествие в древнюю Грецию. Лепка. Глина, рельеф, наращивание по частям, пропорции человека.. Рельеф как вид искусства, на основе древне греческого рельефа.

Занятие 8. Здравствуй сказка. Рельеф, по сюжету сказок. Работа по эскизу, глина, акварель, гуашь.

Занятие 9. Лепка. Рельеф. Подарок маме. Роспись: акварель, гуашь.

Занятие 10. Удивительные животные. Лепка. Глина. Пластика животных работа по эскизу.

Занятие 11. Животные с разными нравами. Лепка. Глина. Животные с разными нравами, работа по эскизу.

Занятие 12. В жаркой Африке. Лепка, работа от целого куска, как при работе с твёрдым материалом.

Занятие 13. Мы слепили целый мир. Лепка самостоятельная работа по эскизу. Раскрашиваем в цвете.

Рисование с натуры.

- Значение рисования с натуры в творчестве художника. Натура – лучший учитель.

- Техника быстрых набросков, зарисовок. Работа с движущейся натурой.

- Передача характера формы. Построение от метода «каракуль».

- Передача цвета с натуры. Нюансы цветовых сочетаний.

Занятие 1. Учусь смотреть и видеть. Вводное занятие условие безопасной работы

Занятие 2. Рисую то, что вижу перед собой. Пленер. «Рисую то, что вижу перед собой» выбор композиции, создание пространства.

Занятие 3. Рисую людей. Пленэр. Рисую людей, пропорции человеческого , тела, короткие зарисовки..

Занятие 4. Натюрморт из трёх предметов. Создание композиции, построение, прокладка основных тонов, проработка деталей.

Занятие 5. Ваза с цветами. Натюрморт, Композиция, построение, основная прокладка цвета и проработка деталей.

Занятие 6. У бабушки в деревне. Натюрморт., создание композиции, построение, прокладка основных тонов, прорисовка деталей.

Занятие 7. Красот простых предметов. Натюрморт, Построение, Прокладка основных тонов, проработка деталей.

Занятие 8. Зарисовки деревьев с натуры. Работа с акварелью, приём целое от пятна.

Занятие 9. Деревья великаны. Пленэр. Деревья, проработка пространства, тень, свет, падающая тень. Краски.

Занятие 10. Как прекрасен этот мир. Занятие на открытом воздухе. Пейзаж.

Четвертый год обучения.

№ п\п Раздел Кол-во часов
1. 1.Осеннее многообразие. 28.5
2. 2.Зимняя краса.
3. 3.Многоликая весна
4. 4.Яркость лета 13.5
  Итого:

Тематическое планирование.

№п\п Тема Всего часов В том числе
теор. практ.
1. Осеннее многообразие. 28.5
В красочной стране. 1.5 0.5
Что может рассказать художник.
В мире разноцветных пятен. 1.5 0.5
Мир вокруг меня. 1.5 0.5
Эй, прохожий! 1.5 0.5
Улицы моего города.
Цветущая поляна.
Как важно уметь фантазировать. 1.5 0.5
Самый верный друг. 1.5 0.5
Вальс в лесу.
Ожившие игрушки. 1.5 0.5
Много, много лет назад
Окно в мир
2. Зимняя краса.
Африканское сафари.
По заснеженным тропинкам.
Росчерки пера. 1.5 0.5
Небывальщина. 1.5 0.5
Железное кружево.
Необыкновенное путешествие.
Красота простых вещей.
Делаем новогоднюю маску .
Новогодний подарок.. 1.5 0.5
Открытка своими руками.
Если все цвета пропали. 1.5 0.5
Персонаж сказки.. 1.5 0.5
Рельеф, по сюжету сказок.
В стране весёлых фигур. 1.5 0.5
О чём говорят вещи.
Как наши деды воевали.
Многоликая весна
Весенние цветы.
Сделаю и подарю
Вдвоём веселее.
В стране мультяшек 1.5 0.5
У входа в театр.
Чаепитие.
У кого какой характер.
Дверь в сказку.
Выставка диковинных фигур.
Я играю и рисую. 1.5 0.5
4. Яркость лета 13.5
Зарисовки деревьев. 1.5 0.5
Зарисовки людей и животных. 1.5 0.5
Игра цвета. 1.5 0.5
  История, которую слепили
Разноцветный зелёный.
Рисую то, что вижу.

Содержание программы.

Его года обучения

Основы живописи.

- Владение различными художественными материалами.

- Цвет в окружающей среде. Основные сочетания цветов в природе. Отсутствие чистых цветов.

- Различные художественные приемы: письмо по мокрому, по сухому, мазками…

- Создание творческих тематических композиций. Жанровая живопись. Пейзаж с фигурами людей и животных.

- Основы композиции, соблюдение законов ограничения. Основы живой и статичной композиции.

- Группировка элементов обеспечения свободных пространств между группировками, подчеркивание субординаций между группировками и их взаимосвязь.

- Творчество мастеров изобразительного искусства России.

- Беседы по истории мировой художественной культуры.

- Народные промыслы.

Занятие 1. В красочной стране. Вводное занятие условие безопасной работы

Поисковая композиция, рисунок на свободную тему.

Занятие 2. Что может рассказать художник. Жанровая картина. Композиция, колорит, передача эмоции.

Занятие 3. В мире разноцветных пятен. Композиция из пятен, поиск композиции и цветового решения.

Занятие 4. Улицы моего города. Композиция, колорит, проработка деталей.

Занятие 5. Железное кружево. Декоративно прикладное искусство. Железное кружево.

Занятие 6. Вальс в лесу. Зимний пейзаж, ввод в композицию людей и животных.. Передача состояния. Прорисовка деталей.

Занятие 7. По заснеженным тропинкам. Зимний пейзаж, ввод в композицию людей и животных. Передача состояния. Прорисовка деталей.

Занятие 8. Окно в мир. Жанровая композиция, свободная тема

Занятие 8. Цветущая поляна. Декоративно прикладное искусство, роспись акварелью. Стилизация цветов в узор

Занятие 10. Необыкновенное путешествие. Композиция, построение, основная прокладка цвета и проработка деталей.

Занятие 11. Как наши деды воевали. Жанровая картина «Великая отечественная война» Создание целостной композиции.

Занятие 12. В стране мультяшек. Рисуем мультики, особенности декоративного рисунка.

Занятие 13. У входа в театр. Плакат – вид прикладной графики. Шрифт использование трафарета и шаблона.

Занятие 14. Дверь в сказку. Рисуем сказки. Композиция, прокладка цвета проработка деталей.

Занятие 15. Я играю и рисую. Самостоятельная работа. Составление композиции, завершение работы.

Искусство графики.

- Владение различными техниками и материалами.

- Художественный язык рисунка, позволяющий передать фактуру, характер.

- Построение предметов, простых и сложных геометрических форм.

- Основы композиции. Движение в листе.

Занятие 1. Росчерки пера. Тушь и перо, графика, пейзаж, штрих как средство выразительности.

Занятие 2. Небывальщина. Фантастическое существо, тушь на фоне акварели.

Занятие 3. Если все цвета пропали. Моделирование объёма при помощи света и тени, воздушная перспектива, композиция в листе. Натюрморт в графике. формат А4. Проработка фактуры.

Занятие 4. Персонаж сказки. Графика. Персонаж сказки. Создание декоративного образа, украшение его орнаментом.

Занятие 5. В стране весёлых фигур. Основы Рисунка. Композиция из геометрических тел.

Бумажная пластика.

- Художественное конструирование. Формообразование в бумажной пластике.

- Объемная и рельефная пластика.

- Инструменты и материалы.

- Этапы работы дизайнера над проектом.

- Пластическое решение, статика, движение, динамика.

Занятие 1. Ожившие игрушки. Бумажная пластика введение, театр, создание пространства.

Занятие 2. Много, много лет назад. Путешествие в древний мир. Бумажная пластика.

Занятие 3. Делаем новогоднюю маску. Бумажная пластика. Делаем новогоднюю маску. Белая и цветная бумага.

Занятие 4. Новогодняя игрушка. Бумажная пластика. Новогодняя игрушка

Занятие 5. Открытка своими руками. Новогодняя открытка, картон, бумага, растительные материалы, бусины, ленты и т.д.

Занятие 6. Сделаю и подарю. Открытка на 8 марта, бумажная пластика.

Лепка.

- Владение различными техниками: от целого к части, от части к целому.

- Создание пластического решения.

- Формирование объемно – пространственного мышления.

- Воплощение задуманного образа согласно эскизу.

- Использование декора: штампиков, игл, стеков, росписи.

Занятие 1. Как важно уметь фантазировать. Работа с глиной введение, особенности и характер материала, ход работы.

Занятие 2. Самый верный друг. Лепка. Глина. Работаем от целого к деталям. Работа по эскизу.

Занятие 3. Африканское сафари. Лепка. Глина. Работа по эскизу.

Занятие 4. Новогодний подарок. Лепка. Новогодний подарок. Работаем по воображению.

Занятие 5. Рельеф, по сюжету сказок. Лепка. Рельеф, по сюжету сказок. Работа по эскизу, глина, акварель, гуашь.

Занятие 6. Вдвоём веселее. Лепка. Глина. Пластика животных работа по эскизу.

Занятие 7. У кого какой характер. Лепка. Глина. Животные с разными нравами, работа по эскизу.

Занятие 8. Выставка диковинных фигур. Лепка самостоятельная работа по эскизу. Раскрашиваем в цвете.

Рисование с натуры.

- Передача характера изображаемого предмета.

- Передача свето – теневых и цветовых отношений.

- Создание объема, пространства воздушной перспективы.

- Владение быстрой зарисовкой с подвижной натуры.

Занятие 1. Мир вокруг меня. Вводное занятие условие безопасной работы, выбор композиции, создание пространства.

Занятие 2. Эй, прохожий! Пленер. рисую людей, пропорции человеческого тела, короткие зарисовки.

Занятие 3. Красота простых вещей. Натюрморт из трёх предметов. Создание композиции, построение, прокладка основных тонов, проработка деталей.

Занятие 4. Старые часы. Натюрморт, Композиция, построение, основная прокладка цвета и проработка деталей.

Занятие 5. О чем говорят вещи. Натюрморт, Композиция, построение, основная прокладка цвета и проработка деталей.

Занятие 6. Чаепитие. Натюрморт, создание композиции, построение, прокладка основных тонов, прорисовка деталей.

Занятие 7. Весенние цветы. Натюрморт весенние цветы, создание композиции, построение, прокладка основных тонов, прорисовка деталей.

Занятие 8. Зарисовки деревьев. Пленэр. Зарисовки деревьев с натуры. Краски.

Занятие 9. Зарисовки людей и животных. Пленэр. Зарисовки людей и животных. С натуры.

Занятие 10. Игра цвета. Пленэр. Деревья, проработка пространства, тень, свет, падающая тень. Краски.

Занятие 11. Разноцветный зелёный. Пленэр. Пейзаж с натуры, построение целостной композиции.

Занятие 12. Рисую то, что вижу. Занятие на открытом воздухе. Пейзаж.

Использованная литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»– [Электронный ресурс]. Систем. требования: Аdobe Reader. – URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf (дата обращения: 17.04.2011).

2. Требование к программам дополнительного образования

3. Жежеря Л. Программа изостудии «Юный художник». Профессиональная библиотека учителя. М.: Народное просвещение, 2002 г.

4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А, Мазурина С.Е., Зайцева И.В.Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008г.

5. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: ВИТА-пресс, 2003 г.

Приложение 2

Конспекты занятий кружка

по программе «Волшебная кисточка»

Занятие № 1.

Наши рекомендации