Виды систематизированной записи лекций
Е. О. Катранжи
ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК
И ЧЕРЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЯЛТА–2015
УДК 74 (07)
Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Максименко А. Е., кандидат педагогических наук, старший преподаватель Заргарян И. В.
Катранжи Е. О.
Основы графических умений. Технический рисунок и черчение: Методические рекомендации / Е. О. Катранжи. – Ялта : РИО, 2015. – 50 с.
«Основы графических умений. Технический рисунок и черчение» – методические рекомендации, являющиеся вспомогательной частью образовательного процесса студентов направления подготовки 53.03.01 «Дизайн» профиль подготовки «Графический дизайн», направления подготовки 53.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» профиль подготовки «Художественная роспись», а также направления подготовки 54.05.02 «Живопись» направления подготовки «Театрально-декорационная живопись». Отличительной особенностью данного пособия является высокая информативность, а также его направленность на организацию учебной работы по дисциплинам «Технический рисунок», «Начертательная геометрия и перспектива», «Перспектива».
© Е. О. Катранжи, текст, 2015
© Е. О. Катранжи, макет, оформление, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................... Пояснительная записка……………….................…………………..... Раздел 1. Основы графических умений….................……………..… Раздел 2. Методические указания по выполнению технического рисунка....................................................................................................... 2.1. Инструменты и материалы……………...…........…………..... 2.2. Организация рабочего места…………...........……………..… Практическая работа № 1. Упражнения для тренировки руки............. Практическая работа № 2. Выявление общей формы предмета……... Практическая работа № 3. Линейно-конструктивное изображение предмета...................................................................................................... Практическая работа № 4. Средства технического рисунка………..... 2.3. Изображение плоских фигур..................................................... Практическая работа № 5. Техническое построение рисунка предмета с натуры……..............................................…………................ Практическая работа №№ 6, 7. Базовые упражнения по рисованию плоских фигур……………………………………………........................ 2.4. Приемы аксонометрии в техническом рисовании.................. 2.4.1. Аксонометрические проекции в практической деятельности……………………………………………………………... 2.4.2. Наглядность технического рисунка и его отличие от чертежа…………………………………………………………..…….... 2.4.3. Построение собственных и падающих теней предметов.................................................................................................... Раздел 3. Техника черчения................................................................... 3.1. Теоретические основы черчения и начертательной геометрии…………………...…………………………………...……….. Практическая работа № 1. Копирование чертежных шрифтов. Общие правила оформления заданий по черчению……....................... 3.2. Геометрические построения...................................................... Практическая работа № 2 «Геометрические построения форм: углов, отрезков, фигур»……………………….……………............................... | |
Практическая работа № 3 «Сопряжения. Изображение плоской детали»………………………..……………………………..…................ 3.3. Применение лекальных кривых……………………................ 3.4. Комплексный чертеж. Образование комплексного чертежа. Пространственная система координат………………..…....................... 3.5. Аксонометрические проекции чертежа................................... Практическая работа № 4 Прямоугольные аксонометрические проекции……………………………………..……................................... Практическая работа № 5 «Построение третьей проекции по двум данным»………………………………………….…................................. Практическая работа № 6 «Получение и построение аксонометрической проекции».………………………………………… Раздел 4. Методические средства по обеспечению учебного процесса..................................................................................................... 4.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины……..............................……... 4.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью данных методических рекомендаций является проверка усвоенного обучающимися материала по направлениям подготовки 53.03.01 «Дизайн» профиля подготовки «Графический дизайн», 53.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» профиля подготовки «Художественная роспись», 54.05.02 «Живопись» профиля подготовки «Театрально-декорационная живопись» в рамках дисциплин «Технический рисунок», «Начертательная геометрия и перспектива», «Перспектива».
Задачами пособия являются:
1. Освоение теоретических знаний разделов «Основы графических умений», «Технический рисунок», «Техники чертежа».
2. Развитие пространственного мышления обучающихся, изучение теоретических основ построения графических изображений.
3. Приобретение умений решения проекционных практических задач разного жанра и характера.
4. Совершенствование методологической подготовки студентов.
5. Приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков академического характера, необходимых для осуществления в будущем служебной деятельности на высоком профессиональном уровне и позволяющих получить достоверные размеры графического изображения заданных объектов.
6. Овладение навыками графической культуры.
7. Формирование основных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, установленных ФГОС ВО с учетом квалификационных требований (профессиональных стандартов).
Данные методические рекомендации нацелены на формирование следующих компетенций:
– способность владеть рисунком, умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1).
В результате освоения методических рекомендаций студент должен
знать: основные методы ведения работы над рисунком для решения учебных задач и основы макетирования и конструирования из бумаги;
уметь: сравнивать (проводить анализ) и учитывать пропорциональные соотношения размеров предметов в рисунке, создавать различные варианты идейных поисков в процессе создания макета изделий из бумаги;
владеть: навыками грамотного изображения предметов / объемных геометрических фигур на плоскости листа; навыками реализации идейного замысла при проектировании макетов и конструкций из бумаги, а также способен дать собственную оценку результатов проделанной работ и реализовать идейный замысел при проектировании макетов и конструкций из бумаги.
Формы работы в учебном процессе: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.
Изучение дисциплины подготавливает учащегося к следующим видам профессиональной деятельности: 1. Художественной. 2. Проектной. 3. Информационно-технологической.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимо помнить, что упражнения и решения задач проводятся по данному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях), он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа, так и с помощью решения проблемных ситуаций или задач. При этих условиях важно не только хорошо усвоить материал, но и научится применять его на практике, а также получить дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
Лекция – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (или при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Лекционная подготовка в ходе изучения таких дисциплин, как «Начертательная геометрия и перспектива», «Перспектива» и «Технический рисунок», является важным видом учебной и научной деятельности студента. Она включает в себя:
1. Изучение и систематизацию официальных документов – законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием современных интернет-ресурсов.
2. Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств периодической, научной и методической информации.
Основной формой самостоятельной работы студента является изучение как конспекта лекции и его дополнение, так и рекомендованной литературы, а также активное участие на практических и семинарских занятиях.
Виды систематизированной записи лекций
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала.
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора.
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Он аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги или статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.