Виды лекций. Инновационные виды лекций

Лекция. Лекция выполняет следующие функции: информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую, развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление), ориентирующую (в проблеме, в литературе), разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки), убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

Можно выделить следующие виды лекций.

- По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

- По научному уровню: академические и популярные.

- По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

- По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.

Инновационные виды лекций. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция – визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Лекция вдвоем (два преподавателя ведут лекцию). Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-пресс-конференция. Лекция-беседа (диалог с аудиторией).

Критерии оценки и требования к проведению лекционного занятия.

- Соответствие содержания лекции заявленной теме (отражение дидактических единиц учебной дисциплины, логичность, доказательность, аргументированность, информативность, научная актуальность)

- Соответствие структуры лекции рекомендуемой

- Уровень активизации студентов на занятии. Наличие «обратной связи» между преподавателем и студентами

- Уровень изложения материала лекции

- Мотивация к самостоятельному изучению студентами данной темы

- Ораторский аспект изложения материала лекции

- Наличие рабочей программы дисциплины, календарно-тематического плана, раздаточного материала у студентов

- Использование технических средств обучения

- Результативность лекции

- Процент посещаемости лекции студентами группы

Требования к проведению лекционного занятия

× Подготовка учебно-методического материала: рабочая учебная программа дисциплину; комплект контрольных заданий для проведения коллоквиумов, текущей, аттестации, тестирования и т.п.; комплект экзаменационных билетов или перечень контрольных вопросов

× для зачета; необходимые демонстрационные материалы, технические и мультимедийные средства представления материала.

× Обновление имеющиеся учебно-методических материалов с учетом современных достижений соответствующей отрасли знаний, до начала семестра.

× Соблюдение трудовой дисциплины в работе преподавателя – необходимое требование обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

× В случае возникновения объективной необходимости переноса занятий на другое время или в другую аудиторию, преподаватель обязан

× заблаговременно согласовать это изменение с заведующим кафедрой или его заместителем по учебной работе и отделом планирования учебного процесса университета.

× Не допускается отмена лекции.

× Преподаватель, проводящий лекционные занятия, обязан вести учет посещаемости студентов - по журналам групп.

× В случае неявки студентов на лекцию преподаватель обязан незамедлительно информировать отдел планирования учебного процесса

× УМУ и деканат о срыве занятий

Экзаменационный билет № 15

Наши рекомендации