Виды лекций по дидактическому назначению

Вводная лекция имеет своей целью освещение предмета изу­чения данного раздела (отрасли, темы). Она предусматривает ознакомление учащихся с основными понятиями, вопросами, последовательностью их изучения, получение учащимися методо­логических указаний к усвоению раздела, показ развития основ­ных идей в историческом и логическом планах. Лектор должен выделить главные моменты в целостной отрасли науки, ее идей­ный центр, который должен способствовать пониманию сущности и значения данного раздела учащимися. В вводной лекции дается краткая характеристика трудов известных ученых в этой области, приводятся конкретные примеры, иллюстрирующие задачи, до­стижения и перспективы данной науки.

Тематическая лекция имеет своей целью научное изложение тем курса, осуществляемое в определенной последовательности (она может быть в русле исторического, логического или проблем­ного подхода) и взаимосвязях. Каждая такая лекция показывает сущность и специфику раскрываемой темы в сравнении с други­ми отраслями, предметами. В лекции необходимо сочетание на­учного и учебного начал. Раскрытие научных основ темы должно быть увязано со стимуляцией и организацией дальнейшей работы учащихся по этой теме в виде семинаров, практических работ, докладов и т.д.

Обзорная лекция проводится с целью углубления содержания лекционного материала и приведения его в четкую систему на основе сравнительного анализа и обобщения. Такая лекция не должна сводиться к повторению основных вопросов курса. Ма­териал курса должен быть преобразован, выявлены общие свой­ства и связи между содержанием различных тем и представлены в виде выводов или моделей, схем. Логическую последовательность курса необходимо дополнить представлением иерархической структуры изученных понятий, положений, законов, правил. Це­

лостное видение материала, осознание места каждого элемента позволяют учащимся развивать системное мышление, которое является основой действенности усвоенных знаний. Понимая систему изученного материала, учащийся хорошо ориентируется в том, какие знания необходимо применить в конкретной ситуа­ции.

Лекция-консультация имеет своей целью выявление и раз­решение наиболее трудных вопросов, углубление знаний по отдель­ным важным разделам. Чтобы стимулировать вопросы учащихся, педагог может заострить в виде противоречий наиболее трудные для понимания элементы знаний, поставить вопросы на приме­нение теоретических знаний на практике. По ответам школьников можно выделить проблемные места, требующие дополнительных разъяснений со стороны педагога. Характер вопросов, задаваемых учениками, может свидетельствовать о видах затруднений — это может быть недостаточность знаний, если вопросы неопределен­ные, слишком общие, что говорит о слабой подготовке, а если преобладают вопросы проблемного типа, то речь идет о глубоком понимании материала.

Требования к лекции в интегративном обучении. Проведе­ние педагогически грамотной лекции уже в процессе подготовки к ней предполагает ориентацию на реализацию требований, обес­печивающих действенность системы принципов интегративного обучения. Именно необходимость функционирования принципов обучения обеспечивает правомерность выдвижения тех или иных требований к лекции. Тем самым снимается произвольность, рядоположность в перечислении требований.

Как видно из табл. 19, в требованиях к интегративной лекции присутствуют требования, характерные для развивающего и лич- ностно-ориентированного обучения, которые органично взаимо­связаны. Можно предложить способ определения качества лекции по самооценке (или по оцениванию других).

Чтобы определить уровень овладения лекционным мастер­ством, необходимо оценить степень развития своих умений по каждому из 10 требований (в пятом критерии три показателя) лекции по 10-балльной шкале (0— 10 баллов), отметить свой уро­вень на соответствующей линии и соединить получившиеся вер­шины (рис. 2).

Каждый профиль является индивидуальным и отражает осо­бенности лекторского мастерства конкретного человека. Могут быть профили, отражающие высокий уровень лекторского мас­терства по всем критериям (например, профиль / на графике). Возможны «пиковые» профили, которые показывают неравно­мерность лекторского мастерства человека по различным кри­териям: например, педагог может хорошо ставить цели лекции (1-й критерий), но слабо умеет стимулировать работу студентов

Наши рекомендации