Структура выпускной квалификационной работы. 9. Приложение (может отсутствовать).
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение
4. Глава I «ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ»
5. Глава II «МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ»
6. Глава III «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ»
7. Заключение.
8. Список литературы.
9. Приложение (может отсутствовать).
В разделе ВВЕДЕНИЕдается обоснование актуальности темы работы, кратко излагается, объект и предмет исследования, цель, рабочая гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, объем и структура работы.
В актуальности необходимо кратко охарактеризовать современное состояние изучаемого вопроса, а также конкретизировать то новое, что будет получено для науки, теории и практики.
Объект исследования- процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранные для изучения.
Предметом исследования считают зафиксированные в объекте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью н данных условиях и обстоятельствах.
Целью исследования по проблемам адаптивной физической культуры могут быть: разработка новых методик организациифизкультурно-оздоровительной и коррекционных занятий, а также методик и программ реабилитации для различных нозологических групп; решение тех или иных задач по адаптивной физической культуре.
Гипотезе принадлежит важное место, так как в ней отражаются предполагаемые пути поиска истины. Она определяет стратегию исследования, выполняет его направляющую роль. Гипотеза в исследованиях может предполагать, что разрабатываемые автором средства адаптивной физической культуры могут быть более эффективными, чем имеющиеся средства, формы и методы.
Задачи исследования определяют для того, чтобы более конкретно реализовать его цель. Их можно поставить только на основе теоретического и эмпирического анализа проблемы адаптивной физической культуры. Без анализа объективной реальности нельзя переходить к проектированию новых элементов моделей и систем адаптивной физической культуры. Предварительный анализ литературы и изучение опыта позволяют наиболее правильно сформулировать задачи исследования.
Научная новизна предполагает, по сути, новые теоретические результаты исследования, имеющие существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Либо изложение научно-обоснованных технологий, обеспечивающих решение важных прикладных задач.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке теоретических положений, совокупность которых можно квалифицировать как новое достижение в решении научной проблемы, имеющей важное значение в сфере адаптивной физической культуры и спорта, либо в изложении научно-обоснованных технологических решений.
Практическая значимость работы заключается в четком раскрытии того, что именно из осуществленных теоретических и практических результатов можно использовать в практической деятельности, т.е. следует указать формы и адреса использования предполагаемых разработок.
В Главе I «ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ» анализируются литературные источники, прямо и косвенно относящиеся к выбранной автором теме. Главное условие написания этой главы состоит в том, чтобы на современном уровне развития научных представлений осветить состояние изучаемого вопроса. Излагаются мнения различных авторов, специалистов, сопоставляются результаты их исследований, полученные в разное время.
Обзор литературы не должен быть дословным переписыванием из других источников. Каждый раз, когда автор магистерской диссертации пользуется чужими фактами, суждениями, необходимо ссылаться на автора и год издания источника. Таким образом, из работы должно быть совершенно ясно, в каком месте магистр пользуется положениями, заимствованными из литературных источников, а где он приводит свои собственные мысли, заключения, соображения. Ссылки на авторов должны вестись в строгом соответствии с ГОСТом.
В Главе II «МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ» указываются методы исследования, после перечня которых, дается краткое описание каждого из них и показывается необходимость их использования для решения определенных задач данного исследования.
При научном разрешении вопроса обычно используются несколько методов, дополняющих друг друга. Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами работы.
В работах, связанных с анализом техники видов спорта, применяются следующие методы исследования:
- наблюдение (мониторинг);
наблюдение с использованием специальных приборов;
объективная регистрация движения с помощью видеосъемки в различных вариантах;
- анализ и обобщение данных литературы.
Для изучения вопросов, касающихся методики тренировки, обучения, развития физических качеств, особенностей преподавания и реабилитации, постановки воспитательной работы, используют различные педагогические и методы исследования.
К основным следует отнести:
анализ и обобщение данных литературы;
наблюдение;
экспертную оценку;
опрос, интервьюирование, анкетирование; изучение документальных материалов; анализ и обобщение педагогического опыта; тестирование;
педагогический эксперимент;
объективная регистрация движений с помощью инструментальных методик.
Для решения педагогических задач часто используются физиологические, биохимические, психологические методы исследования (пульсометрия, миография, рефлексометрия, электрокардиография, миотонометрия, газоанализ), антропометрия, данные врачебного контроля и пр.
В главе необходимо изложить содержание эксперимента, показать его новизну, отличие от общепринятых установок. В этом разделе указываются контрольные упражнения, которые использовались в исследовании, дается обоснование их применения. Обязательно надо указывать единицы измерения, точность измерения.
Завершающий раздел главы должен быть посвящен характеристике испытуемых, где описывается пол, возраст, физическое развитие, состояние здоровья, стаж занятий, спортивная подготовленность, количественный состав групп.
Исследователь должен описать порядок, место и условия проведения исследования, применения тестов, характер разминки.
Описание методов исследования заканчивается представлением методов обработки материала.
В Главе III «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ» приводится фактический материал, полученный в результате проведенных исследований, после чего следует обсуждение (анализ) этих данных. При этом необходимо материал собственного исследования сопоставить с данными других исследований.
В этой главе следует остановиться на таких вопросах:
- какие данные (фактический материал) получены в результате обработки материалов исследования;
- как следует понимать полученные данные;
- что в рабочей гипотезе подтверждается, что опровергается, что требует дополнительного исследования;
- какие логические выводы теоретического и практического характера можно сделать из своей работы.
После того, как экспериментальные данные подвергнуты статистическому анализу, их помещают в таблицы. Какие бы исследования не приводились, всегда для характеристики этих данных нужно приводить среднеарифметические результаты. Наряду со среднеарифметическим показателем, также рассчитывается квадратичное отклонение и средняя ошибка, даются вариационные показатели (вариационный размах, дисперсию, коэффициенты вариации и др.). По этим характеристикам судят, насколько плотными или разбросанными были результаты исследований в группе.
Если приводился педагогический эксперимент, где сравнивались две опытных группы, для удобства представления материала нужно сделать сводные таблицы, в которых в обязательном порядке должны быть следующие характеристики: название различных величин, среднеарифметические показатели, среднеквадратические отклонения и достоверность различий исследуемых показателей в экспериментальной и контрольной группах, коэффициент или уровень значимости.
Коэффициент корреляции сводится в специальную таблицу, которая носит название матрицы. В ней число вертикальных и горизонтальных строк одинаково.
Затем необходимо сопоставить материалы собственных исследований с данными других, а также высказать свое мнение и суждение по существу полученных результатов. Эта часть выпускной квалификационной работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации.
Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во Введении.
Заключительная часть дополняет характеристику теоретического уровня выпускной квалификационной работы, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора. Она представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т. е. формулирование того нового, что внесено автором в изучение и решение проблемы.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ работы формулируются ВЫВОДЫ и ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, которые должны отражать основные результаты выполненной работы, с учетом поставленных задач. Выводы должны содержать обобщенные и, по возможности, формализованные результаты исследования. Формулируя выводы, необходимо соблюдать следующие правила: логической взаимосвязи цели, задач, содержания; конкретности, наличия (по возможности) цифровых данных; ссылками только на материал собственных исследований; четкости формулировок, которые должны исключать двоякость их толкования или трактовки.
Однако ВЫВОДЫ не должны превращаться в перечень фактов. В них на основе имеющихся фактов необходимо показать закономерности развития или совершенствования объекта исследования, раскрыть сущность явления, указать на скрытие взаимосвязи и возможные варианты использования полученных результатов на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ составляет одну из существенных частей выпускной квалификационной работы и отражает творческую работу выпускника. Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в работе. В указателе литературы следует придерживаться библиографических правил.
Список литературы должен содержат не менее 50 источников, из них не менее 20 источников последних 5 лет, рекомендуется включение в работу иностранных авторов.
В список включаются все источники информации, использованные при написании выпускной квалификационной работы: сборники, документы, монографии, учебно-методические издания, статьи в прессе или Интернете и т. д. Они располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по названиям коллективных изданий. Нумерация источников проставляется арабскими цифрами с точкой. Сведения об источниках должны включать: фамилию (в именительном падеже) и инициалы авторов, заглавие, место издания, издательство, дату издания и объем. Описание источников приводят в том виде, как они указаны на титульном листе. Место издания следует приводить полностью в именительном падеже, сокращая названия только двух городов - Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.). Название издательства пишут в именительном падеже, а год издания - цифрами без слова «год».
Например:
Пример 2-х вариантов записи:
1. Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М.: Флинта , 2002 . – 288 с.
или
2. Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. , 2002 . – 288 с.
Для списка литературы название издательства в описание можно не включать. При этом список должен быть единообразным. Например, если вы решите не писать название издательства, то надо этому следовать в описаниях всех источников.
В конце каждого описания источника ставится точка.
Пример описания книги одного автора:
Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К , 2006 . – 339 с.
Пример описания книги двух авторов:
Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков, Н. А. Резник . – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 127 с.
Также описывается книга трёх авторов (за косой чертой пишутся инициалы и фамилии всех трёх авторов).
Пример описания книги четырёх авторов:
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина [и др.] . – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.
Если известен только составитель или редактор:
Я познаю мир. Литература: энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова; худож. Е. В. Гальдяева . – М.: Книга, 2007. – 382 с.
Пример описания книги без автора
Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2001. – 32 с.
Пример описания статьи из журнала (газеты):
Данилова М. Школьники всех приучат к порядку /М. Данилова // Советская Сибирь . – 2011 . – 27 октября. - С. 7-10.
Пример описания электронного ресурса локального доступа (электронные оптические диски):
Этикет [Электронный ресурс]: энциклопедия. – Сергиев Посад, 2006 . – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Примеры описания удалённых электронных ресурсов (из Интернета):
Школьный мир: энциклопедии [Электронный ресурс]. -http://school.holm.ru/enciclopedia.
ПРИЛОЖЕНИЕ.Это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно, справочное) значение, но является необходимым для более полного освящения темы. По содержанию Приложения очень разнообразные и, как правило, включают результаты тестирования испытуемых, различного рода карты обследования, протоколы педагогических наблюдений и экспериментов, образцы анкет, акты внедрения, копии подлинных документов и т. П. В этот раздел выносятся справочные и аналитические материалы, которые по тем или иным причинам целесообразно приводить в тексте диссертации. В этом случае в тексте делается сноска на соответствующее приложение.
Приложения следует оформлять как продолжение выпускной квалификационной работы на ее последующих страницах, располагая их в том порядке, в каком на них давались ссылки в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть написано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений больше, чем одно, их следует нумеровать арабскими цифрами в порядке возрастания без знака номер (№).
Разделы, подразделы, пункты, иллюстрации, таблицы, помещенные в приложении, следует нумеровать в пределах каждого приложения.