Порядок защиты выпускной квалификационной работы. Защита выпускной квалификационной работы студентом осуществляется публично в ГАК в установленные сроки

Защита выпускной квалификационной работы студентом осуществляется публично в ГАК в установленные сроки. Порядок защиты определяется председателем ГАК. На защиту дипломной работы отводится, как правило, до 20 -25 мин.

Дипломная работа к защите представляется председателем ГАК, который предоставляет право и время выпускнику на защиту. Студент делает сообщение по подготовленным заранее тезисам. После доклада студенту могут быть заданы вопросы по дипломной работе как членами ГАК, так и всеми присутствующими. Затем следует оглашение отзыва на дипломную работу научного руководителя и рецензента, после этого студенту предоставляется право ответа на замечания, высказанные рецензентом и научным руководителем.

Существует определенная процедура проведения защиты квалификационных работ, основные тапы которой наглядно представлены на рисунке 6.

Порядок защиты выпускной квалификационной работы. Защита выпускной квалификационной работы студентом осуществляется публично в ГАК в установленные сроки - student2.ru

Рисунок 6. Процедура защиты выпускной квалификационной работы

Процедура защиты состоит:

- из сообщения студента об основном содержании работы в пределах до 15 минут (краткое обоснование выбора темы, цель, задачи и результаты исследования, выводы);

- ответов дипломника на вопросы членов комиссии;

- оглашения отзывов и рецензий на дипломную работу;

- ответа дипломника на замечания рецензентов.

Доклад студента должен быть построен по следующей схеме:

1. Вступление (2 минуты):

· тема работы;

· актуальность темы;

· цель дипломной работы, задачи исследования, связь с руководящими документами и реальной обстановкой;

· анализ состояния научной проблемы.

2. Основная часть (до 10 минут):

а) состояние рассматриваемого вопроса;

б) изложение существа работы: основные результаты проведенных исследований; рассмотрение наиболее важных и интересных моментов; какие вопросы решены в работе и др.

3. Заключение (3 минуты):

· характерные особенности работы;

· принципиально новые решения, предложения и их преимущества;

· основные результаты;

· рекомендации по практическому использованию;

· возможные направления дальнейших исследований;

· общий вывод о степени достижения поставленной цели.

Докладывать содержание работы студент должен громко и внятно, обращаясь к членам комиссии. Язык доклада должен быть простым, понятным, точным. Следует избегать сложных запутанных фраз, тавтологии, личных местоимений ("Я принял..."), ("Я выбрал..." и т.п.). Докладывать следует в безличной форме, т.е. использовать выражения типа "Приняты следующие допущения...". "Разработаны рекомендации...". Неоправданное употребление научных терминов порождает излишние вопросы и затрудняет восприятие речи. В процессе доклада наиболее часто встречаются следующие недостатки:

· привязанность к конспекту;

· отсутствие контакта с аудиторией;

· длительные ответы на вопросы;

· заострение внимания на второстепенных моментах.

После доклада студента присутствующие задают вопросы. Вопросы могут быть заданы как по содержанию работы, так и по смежным направлениям. Студенту представляется право последовательно отвечать на каждый заданный вопрос, либо, выслушав и записав все вопросы, отвечать на них в заданном порядке.

В любом случае студенту необходимо предварительно продумать и сформулировать ответы. В случае неясности вопроса, студент в корректной форме просит повторить его. Рекомендуется не спешить с ответом, но и не растягивать его. Ответы на вопросы должны быть конкретными, краткими и по возможности исчерпывающими. Нельзя в ответе упоминать, что существо заданного вопроса было изложено в докладе. Этим самым студент косвенно указывает на то, что задающий вопрос недостаточно внимательно слушает доклад.

Решение об оценке по каждой ВКР принимается только составом комиссии на закрытом заседании простым большинством голосов.

При равном числе голосов голос председателя аттестационной комиссии является решающим.

Дипломная работа сопровождается электронной (компьютерной) презентацией, в которой, с использованием современных компьютерных технологий, представляются материалы, выносимые на защиту, а также содержательные моменты работы, выводы, графики, статистические данные, архивные материалы и т.д. Жесткий диск (дискета) с презентационным материалом прилагается к диплому и сдается в библиотеку.

Критериальными показателями оценки работы являются:

· мнение членов ГАК о дипломной работе, выраженное в оценочных листах качества дипломной работы. Здесь ведущими критериями выступают: актуальность темы, новизна и обоснованность результатов исследования, их соответствие известным положениям и фактам; значимость исследования для теории и практики социальной работы; логичность изложения материала; качество оформления дипломной работы; качество доклада, иллюстраций к нему, ответов на вопросы и замечания; степень самостоятельности (творческий подход) при подготовке дипломного исследования;

· четкость и компетентность, продемонстрированные студентом при выступлении на защите работы, и правильность полученных ответов на вопросы;

· рецензия специалиста и отзыв научного руководителя;

· наличие актов о внедрении отдельных положений в практику;

· наличие публикаций по теме исследования.

Оценка дипломной работы объявляется председателем ГАК публично. В случае несогласия с оценкой студент вправе обжаловать решение ГАК. В случае неудовлетворительной оценки дипломной работы и ее защиты в ГАК может быть принято одно из следующих решений:

· рекомендовать студенту представить данную работу к повторной защите после устранения замечаний ГАК;

· рекомендовать студенту заново выполнить дипломную работу на другую тему.

Повторная защита дипломной работы осуществляется на основании Положения о ГАК высших учебных заведений в Российской Федерации.

По окончании обсуждения результаты работы комиссии объявля­ются всем приглашенным. После положительной оценки в качестве поощрения ГАК может определить возможность рекомендовать материалы квалификационной работы к опубликованию в печати, к внедрению (в практике социальной работы, в учебном процессе и т. д.) или в качестве вступительного реферата в аспирантуру.

Наши рекомендации