ОМ.А.59 Стоит, поддерживаемый за одну руку
Малыш уже достаточно хорошо управляет своим телом, и поэтому может стоять на ногах, когда вы просто держите его за руку (умение ходить с поддержкой за одну руку придет позже).
Как оценить
Способ: Поставьте малыша так, чтобы он держался только одной рукой.
Результат положительный, если малыш сможет удержаться в такой позиции.
Как учить
Вся работа, которую проводили вы и ваш малыш до этого времени, была направлена на то, чтобы малыш смог овладеть данным навыком. Если он не сможет сделать то, что предполагает данный параграф, продолжите отработку предыдущих упражнений, связанных с умением стоять.
Ребенок должен стоять ровно, на прямых ногах, с подобранной попкой. Если у него это не получается, возвратитесь к более ранним упражнениям.
ОМ.А.60 Сидит, пользуясь разными позициями
С развитием способности управлять корпусом в положении сидя малыш получает возможность класть ноги по-разному и оказываться в таких положениях, которые, например, могут быть функционально очень удобными.
Кроме того, теперь малыш легко переходит из положения сидя в положение для ползания и наоборот.
Если ваш ребенок имеет пониженный мышечный тонус, не оставляйте его сидеть с широко расставленными ногами. Чтобы держать его носки вместе, используйте повязку (типа головной повязки теннисиста) или что-нибудь другое в этом роде.
Как оценить
Способ: Понаблюдайте за малышом, когда он сидит на полу со своими игрушками.
Результат положительный, если малыш, играя, меняет положение ног, переходя в позицию "сидя боком", и, кроме того, переходит в позицию для ползания и выходит из нее.
Как учить
Самый важный фактор сохранения равновесия в положении сидя - хорошее управление корпусом. Детям с пониженным мышечным тонусом рекомендуется надевать на ноги повязки, способные держать его ноги вместе (см. ОМ.А.12.). Таким малышам будет очень трудно научиться управлять своим корпусом, если он для сохранения равновесия будет опираться на широко расставленные ноги, что, в свою очередь, серьезно повлияет на двигательную способность в будущем. Если ваш малыш, сидя, все же широко расставляет ноги, вы можете не снимать с его ног повязку (или то, что вы используете вместо нее), В ТЕЧЕНИЕ ЦЕЛОГО ДНЯ, так как способность управления корпусом развивается при любых движениях. Закрепите умение малыша сидеть боком - поиграйте с ним в таком положении.
Самое главное - никогда не разрешайте ребенку просто сидеть, широко расставив ноги!
Продолжайте поднимать, носить, опускать на пол и кормить малыша так, как описано в параграфах ОМ.А.8, 11, 17, 20, 25, 30, 34, 39, 50 и 51.
ОМ.А.61 Сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть
Это заключительное умение ребенка защитить себя в положении сидя руками от столь часто грозящего ему падения. Оно приобретается в последнюю очередь - после овладения умением опираться на руки, выставленные вперед или в сторону.
Как оценить
Способ: Посадите малыша, и взяв его сзади за одно плечо, слегка потяните к себе.
Результат положительный, если малыш, чтобы не упасть, выставит руку назад (дальше линии бедер).
Как учить
Лучше всего учить малыша, расположившись следующим образом. Сядьте на колени, опустившись на пятки. Посадите к себе на колени ребенка так, чтобы он сидел лицом к вам. Обхватите легонько его туловище, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Затем - достаточно быстро - наклоните его назад При этом малыш выбросит одну руку назад, чтобы не упасть. Постарайтесь отклонить его не просто назад, а под некоторым углом - по диагонали. Тогда он не только закрепит умение двигаться по диагонали, но и легче сможет произвести необходимое действие. Отрабатывайте это умение, наклоняя ребенка в разные стороны.