Составление аннотированной библиографии (макс. 3 балла)

- соответствие оформления гост Р 7.0.5-2008 « Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» ( 1 балл)

-тематическая полнота представленных первоисточников( 1 балл)

-содержательность аннотирования ( 1 балл)

Поготовка аннотаций на первоисточники (макс. 4 балла)

-стилистическая грамотность( 1 балл)

-целесообразность использования профессиональной терминологии( 1 балл)

-выдержанность структуры ( 1 балл)

-содержательность( 1 балл)

Разработка диагностических комплектов (макс. 6 баллов)

-соответствие методик целям и задачам диагностического обследования( 1 балл)

-соответствие методик возрасту обследуемых и особенностям их развития( 1 балл)

-валидность, стандартность методик, надежность методик( 1 балл)

-близость методик педагогическому процессу( 1 балл)

-представленность разных методов психолого-педагогического обследования( 1 балл)

-полнота описания методик( 1 балл)

Разработка материалов методического характера (макс. 7 баллов)

-соответствие поставленным образовательным целям и задачам( 1 балл)

-соответствие возрасту адресата( 1 балл)

-структурная проработанность( 1 балл)

-разнообразие методических приемов( 1 балл)

-использование инновационных подходов и приемов( 1 балл)

-нетрадиционность предлагаемых форм работы. ( 1 балл)

Разработка проектов (макс. 8 баллов.)

- актуальность, социальная и педагогическая значимость( 1 балл)

-полнота вовлечения субъектов образовательных отношений( 1 балл)

-соответствие педагогическим целям и задачам( 1 балл)

-соответствие возрасту адресата( 1 балл)

-структурная проработанность( 1 балл)

-разнообразие методических приемов( 1 балл)

-использование инновационных подходов и приемов( 1 балл)

-нетрадиционность предлагаемых форм работы ( 1 балл)

9.Практические занятия (за 1 занятие макс. 1 балл):

-полнота ориентировки в обсуждаемых вопросах (0,2 балла)

-выполнение заданий в заданной форме (таблица, схема, доклад и пр.) (0,2 балла)

-правильность оформления подготовленного материала(0,2 балла)

-указание использованной литературы (список составлен в соответствии с требованиями ГОСТ) (0,2 балла)

-проявления самостоятельности, профессиональной мотивации в подборе дополнительной литературы, выполнении разработок по теме занятия(0,2 балла)

Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

1.Типовое кейс – задание и рекомендации к решению

Кейс 1. К учителю-логопеду обратилась директор школы с предложением приобрести оборудование для логопедического кабинета (предложение действует в течение недели). Учителю-логопеду необходимо составить перечень оборудования для приобретения.

Задание. Опишите действия учителя-логопеда.

2.Проекты: требования к разработке и структура

Проектирование(от лат. «projectus» — брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

Задачи проектирования, важные для подготовки бакалавров:

- развивать интеллектуально-профессиональные умения, критическое мышление :

· выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;

· находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

· находить конкретные собственные пути решения проблем;

· применять полученную информацию для решения поставленных задач.

-развивать исследовательские умения.

-развивать умение творчески подходить к способу подачи материала.

-развивать «командный дух» ; коммуникабельность и умение сотрудничать.

-способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Основные требования к образовательному проекту:

· Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.

· Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации.

· Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

· Исследовательская работа : поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена .

· Выход проекта: продукт.

· Представление продукта заказчику и (или) представителям общественности.

Проект – это «пять П»:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

· Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Этапы создания образовательного проекта

1.Определите цель и ожидаемый результат проекта, продумайте и обоснуйте его актуальность

2.Составьте список задач, которые необходимо решить перед отправкой проекта на рецензию. Отметьте в календаре крайний срок проверки. За это время четко распишите по дням, когда вы будете собирать данные, писать, редактировать и рецензировать работу.

3.Обозначьте проблему, решением которой должен стать ваш образовательный проект. Используйте данные исследований, а не мнения некомпетентных людей о характере и степени проблемы. Напишите то, как реализация учебного проекта улучшит условия образования, как решит его основные задачи.

4.Опишите ресурсы.. нужны для реализации проекта.

5.Создайте план реализации вашего проекта.

Он должен включать:

· цели,

· задачи

· технологии

· этапы

· характеристику участников проекта и специфику их взаимосвязи

· формы работы

· показатели того, как изменится система образования в лучшую сторону

Каждый этап должен иметь отдельную цель, которая будет связывать воедино весь проект и все обозначенные проблемы.

Типы проектирования:

· Репродуктивное проектирование.

· Продуктивное проектирование.

· Инновационное проектирование.

Классификация проектов:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).

2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

3. По характеру доминирующей в проекте деятельности(поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

· Приведем более подробное описание:

· Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

· Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

· Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

· Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

· Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации.

· 4.По профилю знаний (монопроекты - по одному учебному предмету; межпредметные – по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.

5.По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

· в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

6.По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).

7.По количеству участников (личностные – индивидуальные, парные, групповые).

8.По продолжительности (минипроекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).

· Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.

· Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

· 9.По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное(направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»).

Виды проектов:

· Образовательный проект.

· Воспитательный проект.

· Управленческий проект.

· Организационный проект.

· Нормативно-правовой проект.

· Социально значимый проект.

· Политический проект.

· Законотворческий проект.

· Проект – иллюстрация определенной темы.

· Проект – исследование научной проблемы в определенной образовательной области.

· Проект - постановка проблемы.

· Обзорный проект.

· Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).

· Текущий учебный проект.

· Итоговый учебный проект.

3.Презентации: алгоритм и рекомендации по разработке

Алгоритм создания презентации

1 этап – определение цели презентации

2 этап – подробное раскрытие информации,

3 этап - основные тезисы, выводы.

Следует использовать 10-15 слайдов. При этом:

- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;

- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;

- се оставшиеся слайды имеют информативный характер.

Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.

Требования к презентации:

  1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
  2. Тщательно структурированная информация.
  3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
  4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
  5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
  6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
  7. Графика должна органично дополнять текст.
  8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

4.Аннотация: рекомендации по составлению.

Аннотация - краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Аннотация выполняет следующие функции:

  • дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
  • используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД).

Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научной статье:

  • В данной статье рассматривается проблема...
  • Обосновывается идея о том, что...
  • Прослеживается...
  • В статье затрагивается тема...
  • Даётся сравнение...
  • Статья посвящена комплексному исследованию...
  • Целью статьи является анализ изучения...
  • Статья посвящена феномену...
  • В статье раскрываются проблемы...
  • Особое внимание уделено...
  • В статье анализируется...
  • Автор приходит к выводу, что...
  • Основное внимание в работе автор акцентирует на...
  • Выделяются и описываются характерные особенности...
  • В статье выяснены особенности...
  • На основе изучения… установлено...
  • Статья посвящена пристальному анализу...
  • На основании анализа..., а также привлечения... устанавливается, что...
  • Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме...
  • Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
  • В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот...
  • Автором предложены...
  • Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке...
  • Основное содержание исследования составляет анализ...
  • Такой взгляд будет интересен специалистам в области...
  • В статье речь идет о...
  • Статья посвящена детальному анализу...
  • Значительное внимание уделяется...
  • В заключение раскрывается...
  • Статья раскрывает содержание понятия...
  • Автор прослеживает становление...
  • Обобщается практический опыт...
  • В статье исследуются характерные признаки...
  • В статье рассматриваются ключевые этапы...
  • В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить...
  • В статье раскрываются процессы...
  • Статья подводит некоторые итоги изучения...
  • Автор дает обобщенную характеристику...
  • Данное направление дополняется также рассмотрением...
  • Обосновывается мысль о том, что...
  • В статье проанализированы концепции...
  • В качестве ключевого доказательства... используется...
  • В статье приведен анализ взглядов исследователей...
  • Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о...
  • В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины...
  • В статье излагаются взгляды на...
  • Автор стремится проследить процесс...
  • В статье дан анализ научных изысканий...

5. Диагностические комплекты: рекомендации по составлению.

-диагностические методики должны носить развивающий характер и уже в процессе их использования приводить к позитивным изменениям в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулировать объективацию внутренних тенденций в совокупности разнообразных проявлений: речевых, поведенческих, эмоциональных.

-Диагностические методики, входящие в комплексную процедуру сбора данных, должны давать возможность таким образом построить способ взаимодействия взрослого и ребенка, чтобы:

-не допустить переутомление ребенка;

- исключить воздействие по типу внушения взрослого на ребенка;

- давать воспитаннику возможность максимально свободно выразить свой внутренний мир;

- происходить в знакомой ребенку образовательной ситуации, хотя и моделируемой с мониторинговыми целями.

- Методики должны быть разработаны или модифицированы таким образом, чтобы:

-давать возможность получить представления как об освоении ребенком образовательных областей, так и о формировании у него интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста;

-позволять моделировать теми или иными средствами ситуации тех видов деятельности, в которых происходит формирование того или иного интегративного качества;

-результаты методик должны быть выражены не только в количественных показателях, но и, в первую очередь, в качественных, отражая образовательные потребности каждого воспитанника;

- совокупные данные, полученные с помощью комплекса методик, должны позволять составить целостное представление о личности ребенка, а именно позволять сделать вывод не об отдельном психическом процессе (памяти, речи, восприятии, мышлении и т.п.), а об интегративном качестве в его предпосылочных или психологически зрелых проявлениях.

Примерная схема описания диагностического комплекта

Наши рекомендации