Составление библиографии по выбранной теме и работа с литературой

Для того, чтобы иметь общее представление об избранной теме, необходимо качественно подобрать литературу. Это важный период разработки темы. Именно на этом этапе и проявляются умение и навык студента систематизировать огромное количество научной информации необходимой для освещения темы. При этом следует помнить, что подбор литературы в значительной степени определит качество содержания подготовленной работы.

Литература подбирается студентом самостоятельно или при помощи преподавателя.

Составив план, можно приступить к работе с литературными источниками. Для этого ознакомьтесь с литературой, рекомендованной в программе курса а также в учебных пособиях. Важным библиографическимисточником являются различныеэнциклопедии иэнциклопедические словаригуманитарного профиля, в которых большинство научных статей сопровождается списком литературы по рассматриваемому вопросу.

Список литературы(библиография) по теме, в зависимости от индивидуальных предпочтений исследователя, записывается на отдельном листе бумаги. Для оперативного поиска интересующей Вас книги необхо димо четко зафиксировать: фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания. Все эти сведения значительно ускорят Вашу встречу с нужной книгой.

Например: Тультаев, Т. А.. Маркетинг услуг [Текст] : учебник для вузов / Т. А. Тультаев. - (Высшее образование), 2014, Глоссарий: с. 189

Или:

Сервисная деятельность [Текст] : учебник для вузов: рекомендовано Мин.образования / Ж. А. Романович, С. Л. Калачев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2013. - 284 сДля формирования списка, а может и логики изложения будущей контрольной работы, несомненно, будет полезным обращение к различным периодическим изданиям, освещающим актуальные и дискуссионные проблемы гуманитарного знания.

Например: Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения ХХ1 века//Полис. 2010. № 5. С. 25—32.

Работая над составлением списка, рекомендуется выписывать всю литературу, которая,, подходит к теме. После этого можно приступать к предварительному изучению литературы. Практически это делается так.

  1. Редактируйте предварительный список, согласовывая его с первоначальным планом работы, путем вычеркивания «ненужной» литературы.
  2. Разрывайте блокнот с литературой (вот для чего делается запись в блокноте с одной стороны) и раскладывайте листочки в виде пасьянса по пунктам плана.
  3. Если литература фиксировалась на библиотечных карточках первоначально, тогда выполните указание п. 2.

В результате проделанной работы будет более или менее сформулированный список литературы по теме контрольной работы. Возможно, по ходу чтения некоторые источники, окажутся, далеки от выбранной темы, номогут появиться и новые источники, которые обнаружатся в ссылках или библиографии авторов читаемой литературы. Не надо стремиться к большому списку, постарайтесь, чтобы он был близок к теме и существенно связан с ней.

Итак, список литературы уВас готов. Следующий этап работы - библиотека университета СПбУТУиЭ, Российская национальная библиотека и др.

Чтобы узнать, есть ли в данной библиотеке необходимая Вам литература, надо уметь пользоваться библиотечными каталогами. Каталог — это перечень хранящейся в данной библиотеке литературы, составленный по определенной системе. Обычно каталоги представляют собой набор ящиков, в которых помещены библиотечные карточки с описанием книг или других видов литературы. На карточке указаны основные данные книги: автор, заглавие, место и год издания, количество страниц, тираж, цена, иногда дается краткая аннотация — основные вопросы, изложенные в книге. В левом углу карточки дается шифр книги, под которым она находится на хранении в данной библиотеке. Например:

 
65.433 Е 30 Егоров, П. Н.. Перспективы развития туристического рынка Республики Саха (Якутия): научное издание/ П. Н. Егоров, И. А. Морова, Н. Я. Полянская; С.-Петерб. ун-т упр. и экон.. - СПб.: Изд-во СПБУУиЭ, 2014. - 155 с.: ил.. - ISBN978-5-94047-377-0: 100руб.

Существует два основных вида каталогов: алфавитный и систематический. Кроме них в крупных библиотеках имеются еще предметные каталоги, каталоги периодических изданий, каталоги читального зала, новых поступлений и др.

В алфавитном каталоге карточки расставлены в алфавитном порядке фамилий авторов. Если книга является сборником работ нескольких авторов, то карточка помещается вобщем алфавитном порядке по первому слову названия книги. Для того, чтобы библиотекарь выполнил заявку на ту или иную книгу, Вам необходимо найти в каталоге ее данные и дать своего рода «адрес прописки» книги в данной библиотеке.

Когда Вы не знаете ни авторов, ни названий книг, а необходимоподобрать литературу по определенной теме, тогда к Вашим услугам имеется систематический каталог. В нем книги сгруппированы по различным отраслям знаний в соответствии с классификационной схемой. Каждое деление классификационной схемы имеет условное цифровое и буквенное обозначение, то есть индекс. Под одним индексом объединены все имеющиеся книги в библиотеке, относящиеся к данной отрасли знания. Индексы не следует смешивать с шифром книги. Чтобы подобрать литературу по систематическому каталогу, нужно знать индекс соответствующей рубрики. Для этого можно воспользоваться алфавитно-предметным указателем к систематическому каталогу; в котором в алфавитном порядке расставлены карточки с названиями и индексами всех рубрик. Литература по отраслям туризма может находиться под рубрикой «Гуманитарные науки» и т. д.

Если Вы на первых порах будете испытывать трудности в работе с различными каталогами или правильным заполнением заявок на книги, то можно обратиться за консультативной помощью к сотрудникам библиотеки. Навыки работы с каталогами Вам необходимы не только для написания контрольной работы, но и в будущем для выполнения рефератов, докладов.

Следующий этап работы с литературой - создание ясного четкого конспекта прочитанной литературы. Конспект должен быть максимально приближен к содержанию первоисточника. Конспект—это краткое изложение основных идей произведения. Чтобы достичь этого, надо учесть следующее.

  1. Не нужно стремиться записывать все подряд, а следует выписывать лишь существенное, то есть конспект должен быть обобщенным выражением идей автора.
  2. Сложную мысль автора, развиваемую на нескольких страницах, надо постараться изложить кратко и своими словами, не искажая содержания.
  3. Мысль, которая в первоисточнике подается емко и ярко, берется в кавычки для возможного ее цитирования. При конспектировании необходимо отмечать страницы источника, на которых излагается та или иная мысль автора. Ссылка необходима,прежде всего потому, что она является моментом, указывающим на определенную преемственность идей и в целом укрепляет Вашу собственную позицию.

Желательно, чтобы каждая мысль в конспекте была пространственно отделена от другой, ясно просматривалась. Удобно, когда законспектированный материал обладает универсальной подвижностью, то есть его можно легко перемещать из одного раздела темы в другой, причем перемещать не только мысленно, но и реально. Для этого конспект следует делать таким образом, чтобы можно было расчленить текст. Материал, который обладает подвижностью, позволяет оптимально компоновать его согласно плану. План, в свою очередь, уточняется и корректируется материалом.

Сам конспект лучше писать на одной стороне листа или на страницах, оставлять поля шириной 3—4 см, где по ходу конспектирования можно отмечать свои соображения, замечания, суждения, ассоциации о прочитанном. Когда собран необходимый для темы материал, то на полях или обратной стороне листа можно в краткой форме указать, в каком пункте плана целесообразно применить тот или иной фрагмент конспекта.

Следует помнить, что хорошо выполненные записи, отражающие логическую связь между основными положениями, позволяют и через длительное время восстановить в памяти прочитанный материал.

Источниками изучения являются прежде всего:

  • монографии (научные книги по выбранной теме);
  • законы, нормативно-правовые акты;
  • научные статьи из журналов;
  • сборники научных трудов;
  • диссертационные исследования;
  • архивные материалы;
  • материалы научных конференций;
  • данные конкретных исследований;
  • периодическая печать.

Безусловно, при написании контрольной работы возможно использование более широкого спектра источников.

1.3. Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

При выполнении и оформлении контрольной работы по ГОСТу надо учитывать общие требования, которые предъявляются к работе:

  • студент должен придерживаться заданной тематики, не отступая от нее ни на шаг и не меняя тему;
  • запрещено менять тему самостоятельно без обращения к преподавателю;
  • при оформлении работы нужно учитывать нормы и ГОСТы;
  • контрольная работа выполняется на основании не менее семи источников, выбранных автором;
  • работа должна быть авторской, в ней должны содержаться собственные выводы студента;
  • текст контрольной работы должен иметь объем не менее 20 листов.

Оформление по ГОСТу текста контрольной работы

Когда работа выполнена, ее необходимо привести в соответствующий вид согласно ГОСТам:

  • при наборе нужно использовать шрифт Times New Roman;
  • интервал между строк — полуторный;
  • размер шрифта — 14;
  • текст выравнивается по ширине;
  • в тексте делают красные строки с отступом в 12,5 мм;
  • нижнее и верхнее поля страницы должны иметь отступ в 20 мм;
  • слева отступ составляет 30 мм, справа — 15 мм;
  • контрольная работа всегда нумеруется с первого листа, но на титульном листе номер не ставят;
  • номер страницы в работе всегда выставляется в верхнем правом углу;
  • заголовки работы оформляются жирным шрифтом;
  • в конце заголовков точка не предусмотрена;
  • заголовки набираются прописными буквами;
  • все пункты и разделы в работе должны быть пронумерованы арабскими цифрами;
  • названия разделов размещаются посередине строки, подразделы – с левого края;
  • работа распечатывается в принтере на листах А4;
  • текст должен располагаться только на одной стороне листа.

Работа имеет такую структуру:

  1. Титульный лист;
  2. Оглавление и введение;
  3. Основной текст контрольной работы;
  4. Заключительная часть работы;
  5. Перечень использованной литературы и источников;
  6. Дополнения и приложения.

Если в работе есть приложения, о них надо упоминать в оглавлении.

Ссылки нумеруются арабскими цифрами, при этом учитывают структуру работы (разделы и подразделы).

Оформление по ГОСТу формул, рисунков, графиков и таблиц в работе

В контрольной работе могут быть иллюстрации, формулы и различные таблицы. Более того, они даже желательны. Такие элементы также должны соответствовать государственным стандартам. В частности, и иллюстрации, и таблицы должны быть расположены либо сразу после упоминания о них (то есть в самом тексте), либо на отдельной странице, следующей за той, где это упоминание есть.

Вставить в текст таблицу несложно. В верхней части редактора выбираем вкладку «Вставка», переходим в раздел «Таблицы», затем – «Вставка таблицы». Останется выбрать нужное количество строк и столбцов и установить размеры каждого из столбцов.

Воспользовавшись командой «Вставка — Встроенный», можно вставить в текст контрольной работы стандартную формулу. Если выбрать «Формула — Вставить», то можно будет ввести новую формулу со всеми требующимися символами. Знаки при этом появятся на панели управления. Формулы и уравнения размещают по центру страницы.

Иллюстрации, таблицы и схемы сопровождаются пояснениями. Например, «Рисунок 1», «График 12», «Таблица 1.2».

Составление библиографии по выбранной теме и работа с литературой - student2.ru

Составление библиографии по выбранной теме и работа с литературой - student2.ru

Рисунок 1

Составление библиографии по выбранной теме и работа с литературой - student2.ru

График 12.

Составление библиографии по выбранной теме и работа с литературой - student2.ru

Наши рекомендации