Отбор литературы и составление библиографии

Методика разработки экскурсии.

Портфель экскурсовода.

См.: Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм. Учебное пособие.

- М.: Советский спорт, 2003. – 96 с.

Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение: Познание. Воспитание. Отдых.

– М.: Наука, 1991. – 120 с.

Из Профессионального стандарта Экскурсовод (гид)

Регистрационный номер 162

Трудовая функция «Разработка экскурсий» Уровень квалификации - 6

Определяет цель экскурсии.

Выбирает тему экскурсии.

Отбирает литературу.

Определяет другие источники.

Собирает и изучает исторические материалы и документы, изучает материалы архивов, статистические данные, иные документы и материалы, содержащие сведения об объектах экскурсий.

Знакомится с экспозициями и фондами музеев.

Отбирает и изучает экскурсионные объекты.

Составляет маршрут.

Делает объезд (обход) маршрута.

Готовит контрольный текст.

Комплектует и постоянно обновляет "портфель экскурсовода".

Определяет методические приемы.

Составляет методическую разработку.

Осуществляет сдачу экскурсии.

Утверждает экскурсию.

Участвует в разработке новых тем, экскурсий, осваивает новые темы и варианты экскурсий для различных групп населения.

Два принципа:

«лучше меньше, да лучше»,

«духовное делание происходит в тишине»

Методика разработки экскурсии

(общие принципы в применении к православным паломничествам и посещениям святых мест и музеев в святых местах)

Поездки в дальние монастыри занимают обычно много времени в пути и фактически 1-1,5 часа на пребывание в стенах монастыря. При этом большую часть времени на объекте экскурсовод говорит туристам об архитектуре места, подводит к сувенирным лавкам, не давая возможности самостоятельного опыта созерцания святыни.

Для широты восприятия богатого наследия и современного состояния многихмест в Россиитуристу необходимо иметь предварительную подготовку и более полную информацию о возможности его участия в жизни места.

В религиозном туризме такую подготовку, как правило, имеют паломники, которые входят в религиозную общину, они объединены через общее понимание «картины мира», воссозданной одной из мировых религий. Знакомство с духовным религиозным опытом, догмами, ритуалами и обрядами происходит через служителей церкви, пастырей и духовных наставников прихожан.

В такой поездке объекты, действия или ощущения осваиваются как «узнавание» паломником своего запроса на информацию и более глубокое постижение сведений, полученных на стадии подготовки в местах постоянного проживания паломника.

1. Определение цели и задачи Э;

1. Цель Э – Цель – это то, ради чего экскурсантам показывают религиозные памятники, святыни, знакомят с обиходом, жизнью святых и подвижников церкви. В процессе коммуникации формируется социально-значимый опыт освоения культурных ценностей. Восприятие и постижение духовных практик и опыта духовного подвижничества, воспитание патриотизма, расширение кругозора, знакомство с родной культурой, получение дополнительных знаний и пр. достигается в религиозном туризме через обращение к религиозному знанию, которое в своей основе всегда имеет идею спасения души через любовь и милосердие, обращенные сначала к Богу, а потом ко всему живому.

Результатами таких экскурсий могут быть новые глубокие чувства, которые человек в обычной жизни не испытывает. Раскаяние или сопереживание, восхищение или желание действовать, творческие порывы или неформальное чувство сопричастности новому месту и др.

Пример: получение знаний о жизни Великой Княгини Елизаветы Федоровны, воспитание чувства сострадания к ближнему ( милосердия)

Выбор темы

Тема содержит указание на то, к какому кругу явлений стремится привлечь внимание аудитории экскурсовод, что именно необходимо осмыслить в ходе экскурсии. Это содержательный стержень экскурсии, определяющий отбор экскурсионных объектов, название экскурсии или выбор под тем.

При выборе темы стоит учитывать и тот факт, что паломничество и религиозный туризм можетнаучить терпимости и осознанному отношению к жизни.

Примеры:

Выберем тему для представления Вологодских святынь: «На пути в Соловецкую обитель». Тогда возможные подтемы: христианизация северных земель в Х1У –Х1Хвв., уклад жизни русского монашества, этнографические особенности Вологодской земли, современные социальные и культурные программы, реализуемые в области и др.

Музейная экскурсия в ММОМ. Пример:

Тема – осмысление глубинных изменений в личности В.Кн. Е.Ф. под влиянием Православия.

Название: «Я становлюсь миссионером христианской веры и милосердия»

Подтемы:

- Герцог Людвиг 1У Гессен-Дармштадтский и принцесса Алиса. Воспитание сострадания в детях с раннего возраста;

- Благотворительная деятельность В.Кн. Е.Ф. в первые годы жизни в России (Елизаветинские комитеты);

- Влияние поездки В. Кн. Е.Ф. в Святую Землю в 1888г. на принятие православия и т.д.

Отбор литературы и составление библиографии

Определяется примерный объем литературных источников, архивных материалов, синодиков монастырей и местной периодической печати с указанием страниц и источника, где данная тема раскрывается.

Поскольку историческая экскурсия – это метод духовно-нравственного воспитания и просвещения, важно при подготовке экскурсии заложить моменты будущего анализаэкскурсантами разных точек зрения, даже противоположных, служителей церкви и светских властей на одни и те же вещи.

Пример: библиография к истории религиозной святыни, к проводившимся исследованиям или экспедициям и пр.

Наши рекомендации