Примерная схема методического анализа урока

1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно):

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);

б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).

2. Сопутствующие учебные цели:

а) правомерность их постановки;

б) соотнесение с основной целью;

в) достижение сопутствующих целей.

3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

а) правомерность их постановки;

б) соотнесение с их основной целью;

в) степень и уровень достижений.

4. Методическая логика урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья);

б) обоснованность структуры урока;

в) хронометрирование урока ( его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;

г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;

д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся ( скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);

е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися ( исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся);

ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);

з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.

5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока;

б) правомерность использования средств на данном этапе урока - на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля ( перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки;

в) эффективность использования средств в данном классе;

г) грамотное использование и сочетание различных средств.

6. Использование различных методических приемов:

а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;

б) обоснованность места использования данного приема;

в) эффективность использования приема.

7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

__________________________________________

Тема 6. Изучение индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов

Дата__________________________

Задание 1. Пронаблюдайте за работой учителя и проведите анализ индивидуального стиля педагогической деятельности учителя начальных классов.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя _______________________________

______________________________________проявляется:

в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость) ____________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

в выборе методов обучения, форм организации учебной деятельности, средств _____________________

_______________________________________________________________

____________________

____________________

в стиле педагогического общения _______________________________________________________

____________________

в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний ________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________

в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей ______________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

Тема 7. Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных педагогических технологий (уровневая дифференциация, икт, технология сотрудничества, портфолио, проблемное обучение, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии).

Дата__________________________

Задание 1.Пронаблюдайте уроки и проанализируйтесовременные педагогические технологии, использованные на уроках.

Название урока _______________________________________________________________________

Названия технологий, применяемых на уроке _____________________________________________

______________________________________________________________

Задание 2.Проанализируйте реализацию используемых учителем технологий, опираясь на методические рекомендации по организации производственной практики. _____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 8. Наблюдение и анализ уроков учителей начальных классов с точки зрения использования современных подходов в обучении и воспитании младших школьников (системный, деятельностный, развивающий, личностный, компетентностный).

Дата__________________________

Задание 1. Пронаблюдайте уроки и проанализируйте современные подходы в обучении и воспитании младших школьников.

Название урока_______

Название современных подходов, используемых на уроке

___________________________________________________________________________________

Охарактеризуйте содержание используемых подходов, опираясь на данные наблюдений урока (название подхода; примеры из наблюдений).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________

Наши рекомендации