Составление аннотированной библиографии (макс. 3 балла)
- соответствие оформления гост Р 7.0.5-2008 « Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» ( 1 балл)
-тематическая полнота представленных первоисточников( 1 балл)
-содержательность аннотирования ( 1 балл)
Поготовка аннотаций на первоисточники (макс. 4 балла)
-стилистическая грамотность( 1 балл)
-целесообразность использования профессиональной терминологии( 1 балл)
-выдержанность структуры ( 1 балл)
-содержательность( 1 балл)
Разработка диагностических комплектов (макс. 6 баллов)
-соответствие методик целям и задачам диагностического обследования( 1 балл)
-соответствие методик возрасту обследуемых и особенностям их развития( 1 балл)
-валидность, стандартность методик, надежность методик( 1 балл)
-близость методик педагогическому процессу( 1 балл)
-представленность разных методов психолого-педагогического обследования( 1 балл)
-полнота описания методик( 1 балл)
Разработка материалов методического характера (макс. 7 баллов)
-соответствие поставленным образовательным целям и задачам( 1 балл)
-соответствие возрасту адресата( 1 балл)
-структурная проработанность( 1 балл)
-разнообразие методических приемов( 1 балл)
-использование инновационных подходов и приемов( 1 балл)
-нетрадиционность предлагаемых форм работы. ( 1 балл)
Разработка проектов (макс. 8 баллов.)
- актуальность, социальная и педагогическая значимость( 1 балл)
-полнота вовлечения субъектов образовательных отношений( 1 балл)
-соответствие педагогическим целям и задачам( 1 балл)
-соответствие возрасту адресата( 1 балл)
-структурная проработанность( 1 балл)
-разнообразие методических приемов( 1 балл)
-использование инновационных подходов и приемов( 1 балл)
-нетрадиционность предлагаемых форм работы ( 1 балл)
9.Практические занятия (за 1 занятие макс. 1 балл):
-полнота ориентировки в обсуждаемых вопросах (0,2 балла)
-выполнение заданий в заданной форме (таблица, схема, доклад и пр.) (0,2 балла)
-правильность оформления подготовленного материала(0,2 балла)
-указание использованной литературы (список составлен в соответствии с требованиями ГОСТ) (0,2 балла)
-проявления самостоятельности, профессиональной мотивации в подборе дополнительной литературы, выполнении разработок по теме занятия(0,2 балла)
Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
1.Типовое кейс – задание и рекомендации к решению
Кейс 1. К учителю-логопеду обратилась директор школы с предложением приобрести оборудование для логопедического кабинета (предложение действует в течение недели). Учителю-логопеду необходимо составить перечень оборудования для приобретения.
Задание. Опишите действия учителя-логопеда.
2.Проекты: требования к разработке и структура
Проектирование(от лат. «projectus» — брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Задачи проектирования, важные для подготовки бакалавров:
- развивать интеллектуально-профессиональные умения, критическое мышление :
· выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
· находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
· находить конкретные собственные пути решения проблем;
· применять полученную информацию для решения поставленных задач.
-развивать исследовательские умения.
-развивать умение творчески подходить к способу подачи материала.
-развивать «командный дух» ; коммуникабельность и умение сотрудничать.
-способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Основные требования к образовательному проекту:
· Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.
· Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации.
· Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
· Исследовательская работа : поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена .
· Выход проекта: продукт.
· Представление продукта заказчику и (или) представителям общественности.
Проект – это «пять П»:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
· Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Этапы создания образовательного проекта
1.Определите цель и ожидаемый результат проекта, продумайте и обоснуйте его актуальность
2.Составьте список задач, которые необходимо решить перед отправкой проекта на рецензию. Отметьте в календаре крайний срок проверки. За это время четко распишите по дням, когда вы будете собирать данные, писать, редактировать и рецензировать работу.
3.Обозначьте проблему, решением которой должен стать ваш образовательный проект. Используйте данные исследований, а не мнения некомпетентных людей о характере и степени проблемы. Напишите то, как реализация учебного проекта улучшит условия образования, как решит его основные задачи.
4.Опишите ресурсы.. нужны для реализации проекта.
5.Создайте план реализации вашего проекта.
Он должен включать:
· цели,
· задачи
· технологии
· этапы
· характеристику участников проекта и специфику их взаимосвязи
· формы работы
· показатели того, как изменится система образования в лучшую сторону
Каждый этап должен иметь отдельную цель, которая будет связывать воедино весь проект и все обозначенные проблемы.
Типы проектирования:
· Репродуктивное проектирование.
· Продуктивное проектирование.
· Инновационное проектирование.
Классификация проектов:
1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).
2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).
3. По характеру доминирующей в проекте деятельности(поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).
· Приведем более подробное описание:
· Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
· Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
· Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
· Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
· Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
· 4.По профилю знаний (монопроекты - по одному учебному предмету; межпредметные – по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.
5.По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:
· в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).
6.По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).
7.По количеству участников (личностные – индивидуальные, парные, групповые).
8.По продолжительности (минипроекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).
· Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.
· Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
· 9.По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное(направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»).
Виды проектов:
· Образовательный проект.
· Воспитательный проект.
· Управленческий проект.
· Организационный проект.
· Нормативно-правовой проект.
· Социально значимый проект.
· Политический проект.
· Законотворческий проект.
· Проект – иллюстрация определенной темы.
· Проект – исследование научной проблемы в определенной образовательной области.
· Проект - постановка проблемы.
· Обзорный проект.
· Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).
· Текущий учебный проект.
· Итоговый учебный проект.
3.Презентации: алгоритм и рекомендации по разработке
Алгоритм создания презентации
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап - основные тезисы, выводы.
Следует использовать 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- се оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к презентации:
- Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
- Тщательно структурированная информация.
- Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
- Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
- Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
- Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
- Графика должна органично дополнять текст.
- Выступление с презентацией длится не более 10 минут;
4.Аннотация: рекомендации по составлению.
Аннотация - краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
Аннотация выполняет следующие функции:
- дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
- используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.
Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД).
Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научной статье:
- В данной статье рассматривается проблема...
- Обосновывается идея о том, что...
- Прослеживается...
- В статье затрагивается тема...
- Даётся сравнение...
- Статья посвящена комплексному исследованию...
- Целью статьи является анализ изучения...
- Статья посвящена феномену...
- В статье раскрываются проблемы...
- Особое внимание уделено...
- В статье анализируется...
- Автор приходит к выводу, что...
- Основное внимание в работе автор акцентирует на...
- Выделяются и описываются характерные особенности...
- В статье выяснены особенности...
- На основе изучения… установлено...
- Статья посвящена пристальному анализу...
- На основании анализа..., а также привлечения... устанавливается, что...
- Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме...
- Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
- В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот...
- Автором предложены...
- Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке...
- Основное содержание исследования составляет анализ...
- Такой взгляд будет интересен специалистам в области...
- В статье речь идет о...
- Статья посвящена детальному анализу...
- Значительное внимание уделяется...
- В заключение раскрывается...
- Статья раскрывает содержание понятия...
- Автор прослеживает становление...
- Обобщается практический опыт...
- В статье исследуются характерные признаки...
- В статье рассматриваются ключевые этапы...
- В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить...
- В статье раскрываются процессы...
- Статья подводит некоторые итоги изучения...
- Автор дает обобщенную характеристику...
- Данное направление дополняется также рассмотрением...
- Обосновывается мысль о том, что...
- В статье проанализированы концепции...
- В качестве ключевого доказательства... используется...
- В статье приведен анализ взглядов исследователей...
- Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о...
- В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины...
- В статье излагаются взгляды на...
- Автор стремится проследить процесс...
- В статье дан анализ научных изысканий...
5. Диагностические комплекты: рекомендации по составлению.
-диагностические методики должны носить развивающий характер и уже в процессе их использования приводить к позитивным изменениям в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулировать объективацию внутренних тенденций в совокупности разнообразных проявлений: речевых, поведенческих, эмоциональных.
-Диагностические методики, входящие в комплексную процедуру сбора данных, должны давать возможность таким образом построить способ взаимодействия взрослого и ребенка, чтобы:
-не допустить переутомление ребенка;
- исключить воздействие по типу внушения взрослого на ребенка;
- давать воспитаннику возможность максимально свободно выразить свой внутренний мир;
- происходить в знакомой ребенку образовательной ситуации, хотя и моделируемой с мониторинговыми целями.
- Методики должны быть разработаны или модифицированы таким образом, чтобы:
-давать возможность получить представления как об освоении ребенком образовательных областей, так и о формировании у него интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста;
-позволять моделировать теми или иными средствами ситуации тех видов деятельности, в которых происходит формирование того или иного интегративного качества;
-результаты методик должны быть выражены не только в количественных показателях, но и, в первую очередь, в качественных, отражая образовательные потребности каждого воспитанника;
- совокупные данные, полученные с помощью комплекса методик, должны позволять составить целостное представление о личности ребенка, а именно позволять сделать вывод не об отдельном психическом процессе (памяти, речи, восприятии, мышлении и т.п.), а об интегративном качестве в его предпосылочных или психологически зрелых проявлениях.
Примерная схема описания диагностического комплекта