Перекресток – предметы (сферы) труда».

ПЕРЕКРЕСТОК - 1» (первая часть опросника).

Общими целями методики являются:

1) Выявление наиболее привлекательных для клиента предметов (сфер) труда;

2) Выявление наиболее привлекательных для клиента внешних и внутренних средств труда;

3) Соотнесение предметов и средств для уточнения наиболее привлекательных для клиента профессий (по специальной таблице);

4) Активизировать (спровоцировать) самоопределяющегося клиента для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий (внутренняя, собственно активизирующая цель методики).

Мы рекомендуем (по возможности) проводить опросники по выявлению предметов (сфер) и средств труда сразу ( на одном занятии или в рамках одной профконсультации ). Это позволит как бы «на одном дыхании» определить по таблице на пересечении предметов и средств конкретные профессии.

Естественно, если такой возможности нет, то эти опросники можно проводить и на разных занятиях (профконсультациях). Например, на первом занятии определяются наиболее привлекательные «предметы (сферы) труда», а на втором занятии – наиболее привлекательные «средства труда» и сразу же отыскиваются по таблице наиболее интересные для клиента профессии.

Перекресток – предметы (сферы) труда».

Процедура использования и подсчета результатов:

1. Общая инструкция: «Методика позволит нам ориентировочно определить наиболее привлекательные для вас сферы производства, связанные с теми или иными предметами труда. В дальнейшем это позволит нам уточнить наиболее привлекательные для вас профессии».

2. Клиенты рисуют бланк ответов (см. Приложение 1).

3. Психолог зачитывает вопросы (см. Приложение 2), а каждый клиент в своем бланке ответов проставляет баллы. показывающие его желание выполнять те или иные трудовые действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие на работе).

4. Подсчет результатов:

- Сначала перед всеми баллами во второй, четвертой и шестой колонках проставляется знак «минус»;

- Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается алгебраическая сумма всех баллов и результат выписывается справа от бланка (см. Приложение 1, графа «Сумма баллов») – в итоге получается двадцать результатов, соответствующих двадцати сферам труда (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули).

5. Далее психолог зачитывает нормы отдельно для мужчин-мальчиков и для девушек (см. Приложение 4, «Нормы» для «Предметов (сфер) труда»).

6. После зачитывания нормы по каждой из двадцати сфер труда сам клиент подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

- Клиент выписывает каждую норму справа от колонки «Сумма баллов», в другой колонке - «Нормы» (чтобы нормы находились перед глазами – для простоты расчетов);

- Если результат попадает в «норму», то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, результат – (-2), а «норма» - (-6, +3); результат находится в пределах от (-2) до (+4), следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). Справа от «нормы», в графе «Результаты» (см. Приложение 1) выписывается «0» («ноль»).

- Если результат выходит за рамки «нормы», то производятся нехитрые вычисления - определяется разница между своим результатом и крайним (ближним) значением нормы. Например, результат – (+5), а «норма» - (-4, +3); вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) – (+3) = (+2). В данном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий – соответственно, в графе «Результаты» выписывается «+2». Или другой пример: результат – (-7), а «норма» – (-2, +2); вычитаем из своего результата крайнее, т.е. опять же ближнее значение нормы: (-7) – (-2) = (-5). Здесь скорее можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий – в графе «Результаты» выписывается «-5» и т.п.

7. После определения соответствия своего результата с нормой психолог зачитывает название сферы труда, а клиент выписывает это название в графе «Предметы (сферы) труда». Далее определяется соответствие по следующей сфере труда и т.д.

8. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то сферам труда результаты плюсовые (интерес к соответствующим сферам имеется), по каким-то – нули (интерес не выраженный), а где-то – минусы (интерес отсутствует).

2. «Перекресток – средства (внешние и внутренние) труда»

Вся процедура проведения опросника аналогичная только что описанной процедуре определения наиболее привлекательных предметов (сфер) труда (см. выше).

При этом используется иной бланк ответов (см. Приложение 1, бланк ответов для определения «Внешних и внутренних средств труда»), иные вопросы (см. Приложение 3) и иные нормы (см. Приложение 4, «Нормы» для «Внешних и внутренних средств труда»),

Несколько отличается общая инструкция : «Данный опросник позволит нам ориентировочно определить наиболее привлекательные и реальные для вас внешние и внутренние средства трудовой деятельности. Это также позволит нам уточнить наиболее привлекательные для вас профессии».

Наши рекомендации