Формы и системы оплаты труда, их выбор в организации торговли и сферы услуг. Показатели эффективности использования средств на оплату труда

Сдельная форма оплаты труда имеет несколько систем:

· прямая сдельная - когда труд работников оплачивается за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации;

· сдельно-прогрессивная - при которой оплата повышается за выработку сверх нормы;

· сдельно-премиальная - оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных показателей: сдачу работ с первого требования, отсутствие брака, экономию материалов;

· косвенно-сдельная - применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков, комплектовщиков и др.). Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают.

  • следует признать аккордную оплату, при которой размер заработной платы работников устанавливается за комплекс выполненных работ.

Для оценки эффективности использования средств на оплату труда необходимо применять такие показатели, как объем производства продукции в действующих ценах, выручка, сумма валовой, чистой, капитализированной прибыли на гривну зарплаты и др. В процессе анализа следует изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню. Очень полезным будет межзаводской сравнительный анализ, который покажет, какое предприятие работает более эффективно. После этого необходимо установить факторы изменения каждого показателя, характеризующего эффективность использования фонда заработной платы.

Систему оплаты труда можно выбирать как для всего коллектива, так и для каждого работника в отдельности. Однако обычно система оплаты труда устанавливается для определенных категорий работников. Забегая вперед, можно сказать, что, например, повременная оплата труда выбирается для финансовых работников, сдельная — для производственных рабочих, а бонусная — для продавцов.

46.Розничный и оптовый товарооборот: понятие, состав, товарная структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж.

Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.

Розничный товарооборот характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного и домашнего использования. Он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход их в личное или коллективное пользование.

В состав розничного товарооборота включается: 1. продажа населению за наличный и безналичный расчет; 2.продажа организациям для совместного потребления; 3. продажа по почте; 4. продажа в кредит; 5. продажа товаров, сданных на комиссию; 6. продажа по образцам товаров длительного пользования; 7. полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой; 8. стоимость проданных по подписке печатных изданий и другие виды продаж, определенные инструкцией по учету товарооборота.

Планирование розничного т/о осуществляется в несколько этапов: 1. определяется объем т/о в целом по предприятию, по структурным подразделениям, по кварталам, по декадам; 2. разработка плана товарных запасов; 3. расчет товарного обеспечения розничного т/о.

Общая динамика рынка

Под общей динамикой рынка понимается: рынок развивается или сокращается, и насколько. Это могут быть, например, определенные статистические данные о том, что в год рынок растет на такое-то количество процентов. Разделив эту цифру на 12 месяцев, мы получим примерную динамику в месяц.2. Сезонная динамика продаж3. Конкуренты

Любые действия конкурентов, которые могли или могут повлиять на наши продажи. Причем как в отрицательную, так и в положительную сторону. 4. Законодательство

Изменения законодательства в анализируемый период – прошлый или будущий. Все, что изменилось в законодательстве, может повлиять на продажи и желательно сразу же это учесть и оценить

Товарный ассортимент

Другие наименования - товары и услуги, продуктовая линейка, товарный портфель и т.д. Любые изменения, относящиеся к сфере продаваемых товаров и услуг. 6. Ценообразование

Изменения в ценообразовании, в ценах, могут включаться в предыдущий пункт – товарный ассортимент – а могут и выделяться отдельно. Это может проявляться, например, в повышении или понижении цен, изменении ценовой политики в целом и др.7. Клиенты

Клиенты, клиентская база, прямые покупатели и/или дилеры, посредники и т.д. Сюда могут быть отнесены все изменения, произошедшие среди наших клиентов и/или партнеров в общей цепочке сбыта. 8. Каналы сбытаЗдесь могут выделять различные изменения способов продажи наших товаров и услуг с точки зрения товаропроводящих сетей. 9. ПерсоналУвольнения или приход новых сотрудников, изменения штатной структуры и т.д. Качество подготовки менеджеров отделов продаж, сбыта, маркетинга, торгового персонала.10. Активность компании на рынкеСюда можно отнести все виды активности нашей собственной компании, предприятия, на рынке. Это могут быть рекламные кампании по продвижению продуктов и услуг, маркетинговые мероприятия, промоушн-акции по стимулированию продаж, скидки, лотереи, конкурсы и т.д.

Оптовый оборот – промежуточная стадия реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи или предпринимательских целей в производстве и не выходит за пределы товарного обращения.

Оборот по реализации включает в себя продажу розничным предприятиям, промышленным предприятиям для переработки и производственного потребления, а также предприятиям соц. значения

Анализ оптового товарооборота должен проводится по отдельным покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств.

Анализ издержек обращения организации. Основные статьи расходов. Условно постоянные и условно переменные издержки, точка безубыточности. Показатели эффективности использования издержек.

Издержки – выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление производственно-торговой деятельности предприятия.

выделяют такие основные статьи расходов, как: основные и накладные издержки.

Основные издержки связаны непосредственно с процессом производства, поэтому они рассчитываются только для фирм-изготовителей. Это сырье, базовые, вспомогательные материалы, энергия, топливо, зарплата рабочих.

Накладные расходы могут быть у любой компании, они включают: общекорпоративные издержки, расходы по управлению, обслуживанию предприятием.

Подразделение издержек на основные, накладные при калькуляции себестоимости продукции предполагает также выделение прямых, косвенных затрат.

В зависимости от периодичности, связи с определенными условиями, затраты делятся также на постоянные, переменные (их иногда называют еще условно-постоянными и условно-переменными).

Постоянные издержки – затраты, независящие от определенных условий, неизменно присутствующие в вашем бизнесе, а переменные – расходы, которые находятся в обусловленной зависимости от изменения внешних, внутренних условий предпринимательства.

Деление затрат на постоянные и переменные взаимодействует с классификацией издержек на прямые и косвенные. Так, прямые материальные расходы, сдельная зарплата персонала, топливо, оплата энергии относятся к переменным расходам, так как зависят от изменений объемов продаж, работы, производства.

К постоянным расходам, независящим от внутренних колебаний бизнес-процесса, относятся косвенные расходы: арендная плата, амортизационные отчисления, налоги на имущество, административные, управленческие издержки.

Итак, основные статьи расходов большинства предприятий включают:

издержки на производство либо реализацию продукции;

оплата труда;амортизационные расходы (потеря первоначальной величины стоимости активов по прошествии времени);прочие издержки:страхование имущества;страхование работников;арендная плата;командировочные расходы;больничные;пожарная, имущественнаохрана;коммунальные услуги;услуги связи, Интернет;подготовка кадров;реклама;аудит, консалтинг, юридические услуги.

М/О=ВЫП.ПРОД./МАТ.РЕС.М/Ё=МАТ.РЕС/ВЫП.ПРОД.

ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ:т/ё=ст.топлива/вып.прод.(С/Ё и Э/Ё)

Наши рекомендации