Структура программы учебной дисциплины
«Введение в специальность»
Описание учебной дисциплины
Предмет: Введение в специальность
Курс:бакалавр дневная форма обучения) | Направление, образовательно-квалификационный уровень | Характеристика учебного курса |
Количество кредитов: 1 Модулей: 2+ (индивидуальные учебные задания) Содержательные модули: 2 Общее количество часов: 60 | Шифр и название специальности: № 7.010101 «Дошкольное воспитание» и № 7.010102 «Начальное образование» Педагогическое образование Бакалавр 6.010102 | Норимативный учебный курс 1 семестр Лекции (теоретическая подготовка) 22 час. Практические: 10 час. Самостоятельная работа: 31 Индивидуальная работа: 6 час Вид контроля: зачёт |
Модуль 1 Аудиторная работа (Л; ПЗ): 32 ч.
Модуль 2 Самостоятельная работа студента (СРС): 31 ч.
Модуль З Индивидуальное учебно-исследовательское задание (ИУИЗ): 6 ч.
Структура зачётного кредита курса «Введение в специальность»
Тема | Л | ПЗ | СР | Индивидуальная работа | |||||
Содержательный модуль І. Современная система подготовки учителя | |||||||||
1.Л-1. Профессия педагога и её высокое предназначение в обществе. Специфика труда педагога. ПЗ – 1. Кто может стать учителем ? | Проект (4 часа) | ||||||||
2. Л-2. Особенности педагогической деятельности СР -1. Сущность педагогической деятельности. | |||||||||
3. Л-3. Высшее педагогическое образование в Украине СР-2. Характеристика основных типов учебных учреждений системы образования | |||||||||
4. Л-4. Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя начальных классов. СР-3. Умение работать с учебной литературой как компонент подготовки к педагогической практике. | |||||||||
Содержательный модуль ІІ. Система образования, педагогическая профессия и личность учителя начальных классов | |||||||||
5. Л-5. Спектр педагогических специальностей. | Проект (3 часа) | ||||||||
6. Л-6. Требования к личности педагога. СР-4. Имидж учителя. | |||||||||
7. Л-7. Модель «Образ личности специалиста для образовательных учреждений» ПЗ-2. Дидактическая игра «Изобретаем модель «Образ учителя начальных классов» | |||||||||
8. Начальная школа- основное место профессиональной деятельности будущего педагога ЛЗ -1. Организация УВП в школе 1-й ступени. СР-5. Организация труда учителя начальных классов. | |||||||||
9. Педагогический опыт и творчество учителя начальных классов | |||||||||
Всего часов: | |||||||||
Практические занятия
Практическое занятие №1
Кто может стать учителем ?
План
- Кто может стать учителем.
- Специфика труда учителя.
Вопросы и задания:
- Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?
- Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?
- Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).
- Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.
- Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.
- В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?
- Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?
- В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?
- Проанализируйте схему «Ролевой репертуар Учителя» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли учителя.
- Проанализируйте условия работы учителей, воспитателей в образовательных учреждениях (ОУ) города. Каковы негативные последствия для учителей и учеников, например, дефицита педагогических кадров в ОУ?
- Разработайте тестовые задания (не менее 4-х) по теме 1-лекции курса «Введение в педагогическую профессию».
- Как же определяет своеобразие учительской профессии В.А. Сухомлинский?
Ответить на этот вопрос поможет нам работа со статьей В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).
Методический комментарий:
В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя
1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.
2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.
3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.
4. Учитель – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.
Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.
Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.
Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно.
Рис. 1
5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.
6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.
«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества».
Комментарии к статье
Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.
Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности
Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.
Рис. 3. Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви) 1
Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.
Анкета
- Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога?
- Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?
- да
- нет
- не вполне
- Какие мотивы (побуждения, причины) участия в будущей педагогической работе доминируют (преобладают) у Вас:
- принести пользу школе, детям;
- высокий профессиональный идеал;
- стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя (подчеркните ведущий мотив, сопутствующий отметьте пунктиром).
Литература:
- Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Изд-е 2-е, исправ. И доп. – М.: ИКЦ «МарТ».- Ростов н/Д, 2005.- с.192-193.
- Д.С.Мазоха. На шляху до педагогічної професії. Вступ до спеціальності.- К.: 2005.- с.26-44.
- Сухомлинський В.А. «Сто советов учителю».
Практическое занятие №2