Материально-техническое обеспечение
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 33-1 кл, 34-2-4кл часа в год с проведением занятий 1 раз внеделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы:удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачамиданного курса являются:
ü укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
ü развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
ü развитие сообразительности, творческого воображения;
ü развитие коммуникативных умений;
ü воспитание внимания, культуры поведения;
ü создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
ü обучить умению работать индивидуально и в группе,
ü развить природные задатки и способности детей;
ü развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
ü развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Тематическое планирование 1 класса
№ | Разделы | Кол-во часов |
Русские народные игры | ||
Подвижные игры | ||
Эстафеты | ||
итого |
Тематическое планирование 2 класса
№ | Разделы | Кол-во часов |
Русские народные игры | ||
Подвижные игры | ||
Эстафеты | ||
Игры народов России | ||
итого |
Тематическое планирование 3 класса
№ | Разделы | Кол-во часов |
Русские народные игры | ||
Эстафеты | ||
Игры народов России | ||
итого |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Разделы | Кол-во часов |
Русские народные игры | ||
Эстафеты | ||
Игры народов России | ||
итого |
Методические рекомендации
1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
1. раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й
класс.
2. раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
3. раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
4. раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Ø Регулятивные УУД:
· определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий во время занятия;
· учиться работать по определенному алгоритму
Ø Познавательные УУД:
· умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Ø Коммуникативные УУД:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30- 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 8-ми.
Планируемый результат:
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К –полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Основная литература для учителя | ||
1.1 | Стандарт начального общего образования по физической культуре | Д |
1.2 | Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.) | Д |
1.3 | Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г. | Ф |
1.4 | Рабочая программа по физической культуре | Д |
Дополнительная литература для учителя | ||
2.1 | О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. | Д |
2.2 | Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г. | Д |
2.3 | Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004г. | Д |
2.4 | Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2002 | Д |
Дополнительная литература для обучающихся | ||
3.1 | Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г. | Ф |
4 | Учебно-практическое оборудование | |
4.1 | Бревно гимнастическое напольное | П |
4.2 | Козел гимнастический | П |
4.3 | Канат для лазанья | П |
4.4 | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
4.5 | Стенка гимнастическая | П |
4.6 | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | П |
4.7 | Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
4.8 | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
4.9 | Палка гимнастическая | К |
4.10 | Скакалка детская | К |
4.11 | Мат гимнастический | П |
4.12 | Гимнастический подкидной мостик | Д |
4.13 | Кегли | К |
4.14 | Обруч детский | Д |
4.15 | Рулетка измерительная | К |
4.16 | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям | Д |
4.17 | Лыжи детские (с креплениями и палками) | П |
4.18 | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
4.19 | Сетка волейбольная | Д |
4.20 | Аптечка | Д |
Список литературы.
1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы».
3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
6. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
10. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
Й класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Гуси-лебеди | ||||
У медведя во бору | ||||
Филин и пташки | ||||
Палочка- выручалочка | ||||
Блуждающий мяч | ||||
Классики | ||||
Ловишка в кругу | ||||
Пчелки и ласточки | ||||
К своим флажкам | ||||
Кот идет | ||||
Северный и южный ветер | ||||
Соревнования скороходов | ||||
Колдунчики | ||||
Аисты | ||||
Пчелы и медведи | ||||
Хитрая лиса | ||||
Ловишки с приседаниями | ||||
Переправа с досками | ||||
Туннель | ||||
Собери урожай | ||||
На погрузке арбузов | ||||
Принеси мяч | ||||
Успей перебежать | ||||
С мячом | ||||
Весёлые старты | ||||
Совушка | ||||
Мышеловка | ||||
Пустое место | ||||
Карусель | ||||
Кто быстрее? | ||||
Конники-спортсмены | ||||
Лягушата и цыплята | ||||
Карлики и великаны |
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
Й класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата |
Русская народная игра «Жмурки» | ||||
Русская народная игра «Кот и мышь» | ||||
Русская народная игра «Горелки» | ||||
Русская народная игра «Салки» | ||||
Русская народная игра «Пятнашки» | ||||
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | ||||
Русская народная игра «Фанты» | ||||
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | ||||
Русская народная игра «Волк» | ||||
Русская народная игра «Птицелов» | ||||
Подвижная игра «Совушка» | ||||
Подвижная игра «Мышеловка» | ||||
Подвижная игра «Пустое место» | ||||
Подвижная игра «Карусель» | ||||
Подвижная игра «Кто быстрее?» | ||||
Подвижная игра «Конники-спортсмены» | ||||
Подвижная игра «Лягушата и цыплята» | ||||
Подвижная игра «Карлики и великаны» | ||||
Эстафета «Передача мяча» | ||||
Эстафета «С мячом» | ||||
Эстафета зверей | ||||
Эстафета «Быстрые и ловкие» | ||||
Эстафета «Вызов номеров» | ||||
Эстафета по кругу | ||||
Эстафета с обручем | ||||
Эстафета со скакалкой | ||||
Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | ||||
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | ||||
Бурятская народная игра «Ищем палочку» | ||||
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | ||||
Марийская народная игра «Катание мяча» | ||||
Татарская народная игра «Серый волк» | ||||
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | ||||
Чувашская игра «Рыбки |
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
Й класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата |
Русская народная игра «Краски» | ||||
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | ||||
Русская народная игра «Ляпка» | ||||
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | ||||
Бурятская народная игра «Ищем палочку» | ||||
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | ||||
Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | ||||
Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | ||||
Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | ||||
Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!» | ||||
Марийская народная игра «Катание мяча» | ||||
Татарская народная игра «Серый волк» | ||||
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | ||||
Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | ||||
Чечено-ингушская игра «Чиж» | ||||
Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | ||||
Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» | ||||
Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | ||||
Чувашская игра «Рыбки» | ||||
Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | ||||
Эстафета «Вызов номеров» | ||||
Эстафета по кругу | ||||
Эстафета с обручем | ||||
Эстафета с мячом | ||||
Эстафета «Быстрые и ловкие» | ||||
Эстафета «Встречная» | ||||
Русская народная игра «Салки» | ||||
Русская народная игра «Пятнашки» | ||||
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | ||||
Русская народная игра «Фанты» | ||||
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | ||||
Русская народная игра «Волк» | ||||
Русская народная игра «Птицелов» | ||||
Русская народная игра «Горелки» |
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры» 4-й класс (34часа)