Методы обучения и преподавания. Силлабус Дисциплина Внутренние болезни Код дисциплины VB 3211 Специальность 051302 Стоматология Курс
Проректор по учебно-
Методической работе
Д.м.н.Жантелиева Л.А.
__________________
«___»_______ 2012 г.
Силлабус
Дисциплина | Внутренние болезни |
Код дисциплины | VB 3211 |
Специальность | 051302 Стоматология |
Курс | |
Семестр | VI |
Объем учебных часов | |
Аудиторных | |
Лекций | |
Практических | |
СРС | |
Форма контроля | экзамен |
Алматы 2012
Рабочая программа составлена на основании типовой программы по дисциплине «Внутренние болезни», разработанной в соответсвии с государственным общеобязательным стандартом образования (ГОСО РК 03.08-390 2006) по специальности 051302 «Стоматология».
Рабочая программа составлена:
к.м.н. Абдраимова Э.Т.
асс. Аманжолова Т.К.
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол №___ «_____» _________ 2012 г.
«Утверждаю»
Зав.курсом _____________к.м.н.Абдраимова Э.Т.
«_____» _______________ 2012 г.
Обсуждена на заседании ПМК КРМУ
Протокол №___ «_____» _________ 2012 г.
«Утверждаю»
Предсетдатель ПМК ________________проф.Д.И.Курилова
«_____» _______________ 2012 г.
Обсуждена на заседании ЦМС КРМУ
Протокол №___ «_____» _________ 2012 г.
«Утверждаю»
Председатель ЦМС ________________проф.Долматова И.А.
«_____» _______________ 2012 г.
Сведения о преподавателях:
1. Заведующая курсом к.м.н. Абдраимова Э.Т. Защитила кандидатскую диссертацию в в диссертационном совете НЦ гигиены и эпидемиологии им. Х.Жуматова в 2010 году. Имеет более 20 научных публикаций. Является автором 2 учебных пособий. Стаж научно-педагогической работы 7 лет. Проявляет научный интерес в напревлении совершенствования практического и общественного здравоохранения.
2. Ассистент курса Т.К. Аманжолова. Стаж педагогической деятельности 30 лет. Является автором 2 учебных пособий. Научные приоритеты: улучшение качества санитарно-противоэпидемического режима лечебно-профилактических учреждений.
3. Ассистент курса Ш.А.Дуйсенбаева. Стаж педагогической деятельности 17 лет. Научные приоритеты: совершенствование методов профилактики постинъекционных осложнений.
Курс пропедевтики внутренних болезней находится по адресу: г.Алматы, ул. Курмангазы 98.
4. Ассистент-стажер кафедры Фаритдинова Д.А.
5. Ассистент кафедры к.м.н. Жумадильдаев Р.С. Стаж педагогической деятельности 12 лет.
6. Ассистент кафедры врач высшей категорий Омарова Х.С. Стаж педагогической деятельности 15 лет.
Политика дисциплины:
Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса на клинических базах КРМУ, в непосредственном взаимодействии с медицинским персоналом и контакте с пациентами. Требование преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высшей школе и дополнены строгим контролем внешнего вида (наличием чистого выглаженного белого халата или хирургического костюма, колпака, сменной обуви, маски, обязательным условием работы на клинических базах является наличие у студентов санитарной книжки). Особое внимание уделяется поведению студентов в клинике, соблюдению ими лечебно-охранительного режима отделений, соблюдению принципов медицинской этики и деонтологии.
Студенты, опоздавшие на практические занятия более чем на 15 минут к занятию не допускаются. Опоздавшие и пропустившие занятия студенты обязаны отработать их до сдачи рубежного контроля. При наличии задолженностей по дисциплине студент не допускается к рубежному и итоговому контролю.
Консультацию студентов проводятся заведующей кафедрой к.м.н. Абдраимовой Э.Т. еженедельно, по понедельникам с 15 до 18 часов, ассистентом кафедры Аманжоловой Т.К. – по средам с 15 до 18 часов, ассистентом Дуйсенбаевой Ш.А. – по четвергам с 15 до 18 часов.
Введение
Каждому врачу независимо от специальности необходимо знать основные симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов. Знание основ внутренних болезней необходимо и для врача стоматолога, так как патология зубов и челюстно-лицевой области является триггером возникновения заболеваний внутренних органов: сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, патологии печени, опорно-двигательной системы и др.
В связи с вышеизложенным знания этиологии, патогенеза, клинические проявления болезней внутренних органов, методы их диагностики и оказание первой помощи при неотложных состояниях, а также предупреждения возможности заражения больных заболеваниями, передающими парэнтеральным путем в стоматологической практике (хронические гепатиты, ВИЧ и др.) имеет важное значение.
2.2. Цель дисциплины: формирование у студентов стоматологического факультета знаний, умений, навыков по диагностике наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов и оказанию первой помощи при неотложных состояниях.
2.3. Задачи обучения:
· обучить сбору жалоб, анамнеза и практических навыков по обследованию больных с патологией внутренних органов;
· научить диагностировать наиболее часто встречающиеся симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов;
· научить интерпретации современных лабораторных и инструментальных методов обследования и диагностики больных с заболеваниями внутренних органов;
· обучить умениям и практическим навыкам по оказанию неотложной медицинской помощи в объеме первичной врачебной помощи больным при угрожающих жизни состояниях.
2.4. Конечные результаты обучения
Студент должен знать:
· методы физикального исследования больного.
· этиологию, патогенез наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов;
· симптомы и синдромы наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов;
· основы лабораторно-инструментальных методов диагностики.
· общие принципы лечения.
Студент должен уметь:
· проводить расспрос больного, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию по органам и системам;
· исследовать пульс и измерять артериальное давление;
· интерпретировать лабораторно-инструментальные показатели;
· оказывать неотложную помощь при угрожающих жизни состояниях:
гипертоническом кризе, ангинозном и астматическом статусе, анафилактическом шоке, кровотечении, острой остановке сердца, приступе пароксизмальной тахикардии.
Студент должен владеть навыками:
· пальпации артериального пульса;
· измерения артериального давления по методу Короткова;
· пункцию периферических вен;
· реанимационных мероприятий при угрожающих жизни состояниях.
2.5. Пререквизиты: анатомия, нормальная физиология, биологическая химия, гистология, патологическая анатомия, патологическая физиология, микробиология, фармакология, визуальная диагностика
2.5. Постреквизиты: инфекционные болезни, терапевтическая стоматология
Краткое содержание дисциплины.
Данная дисциплина дает теоретические и практические навыки распознавания основных заболеваний внутренних органов, начиная от клинических методов обследования больного и, заканчивая лабораторно-инструментальными методами диагностики. Даются теоретические знания этиологии, патогенеза, клинических проявлений болезней внутренних органов, методов их диагностики и оказание первой помощи при неотложных состояниях, а также предупреждения возможности заражения больных заболеваниями, передающими парэнтеральным путем в стоматологической практике (хронические гепатиты, ВИЧ и др.).
Тематические планы лекций, практических занятий, внеаудиторной СРС
Тематический план лекций
№ | Наименования тем | Часы |
1. | Синдром боли и шумов в сердце, повышенного артериального давления (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация сердца и сосудов). Методы лабораторно-инструментальных исследований (ЭКГ, ЭхоКГ). | |
2. | Синдромы заболеваний системы органов пищеварения (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Методы лабораторно-инструментальных исследований. | |
3. | Синдромы заболеваний печени, желчевыводящих путей. Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия печени. Методы лабораторно-инструментальных исследований. | |
4. | Синдром диффузных заболеваний соединительной ткани. | |
5. | Заболевания системы крови. Основные клинические синдромы и методы исследования системы крови. | |
6. | Пневмонии. ХОБЛ. Бронхиальная астма. | |
7. | Артериальная гипертония (гипертоническая болезнь). | |
8. | ИБС, стенокардия, инфаркт миокарда. | |
9. | Хронический гастрит. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. | |
Всего часов: |
Тематический план практических занятий
№ | Наименования тем | Часы |
1. | Синдром уплотнения легких, нарушения бронхиальной проходимости и наличия в полости плевры жидкости (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Диагностика. | |
2. | Синдром боли и шумов в сердце, повышенного артериального давления, одышки (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация сердца и сосудов). Диагностическое значение. | |
3. | ЭКГ. Нормальная ЭКГ. Изменения при нарушениях коронарного кровообращения. Диагностическое значение. | |
4. | Синдромы заболеваний системы органов пищеварения (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Диагностическое значение. | |
5. | Синдромы заболеваний печени, поджелудочной железы. Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия печени. Диагностическое значение. | |
6. | Синдромы заболеваний почек и мочевыводящих путей. Диагностическое значение. | |
7. | Расспрос и осмотр больных с заболеваниями суставов. Ревматоидный артрит. Диагностика. | |
8. | Синдром диффузных заболеваний соединительной ткани. Системная красная волчанка. Системные васкулиты. Диагностика. | |
Рубежный контроль | ||
9. | Заболевания системы крови. Методы исследования системы крови. Основные клинические синдромы: анемический, геморрагический, гипо-апластический. | |
10. | Пневмонии. Абсцесс легких. Плеврит. | |
11. | ХОБЛ. Бронхиальная астма. | |
12. | Ревматизм. Приобретенные пороки сердца. Миокардиты. Инфекционный эндокардит. | |
13. | Артериальная гипертония (гипертоническая болезнь). | |
14. | ИБС. Стенокардия. ИБС. Инфаркт миокарда. | |
15. | Аритмии. Сердечная недостаточность | |
Рубежный контроль | ||
Хронический гастрит. | ||
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. | ||
Хронический холецистит, хронический панкреатит. | ||
Хронический гепатит. Цирроз печени. | ||
Гломерулонефрит (острый и хронический). | ||
Хронический пиелонефрит. ХПН. | ||
Рубежный контроль | ||
22. | Анемии | |
23. | Лейкозы (острые и хронические). | |
24. | Геморрагические диатезы. | |
25. | Диффузные болезни соединительной ткани. Системные васкулиты. | |
26. | Ревматоидный артрит. | |
27. | Тиреотоксикоз. Сахарный диабет. | |
28. | Лекарственная болезнь. Анафилактический шок. Неотложная помощь. | |
Рубежный контроль | ||
Итоговая консультация перед экзаменом | ||
Всего часов: |
Тематический план самостоятельной работы студента
№ | Наименования тем | Форма проведения | Часы |
1. | Патология зубо-челюстной области и их роль в возникновении заболеваний внутренних органов | презентация | |
2. | Неотложные состояния в клинике внутренних болезней и оснащения стоматологического кабинета для оказания ургентной помощи | презентация | |
3. | Вирусные заболевания (гепатит, ВИЧ) передающиеся парэнтеральным путем и их профилактика. | презентация | |
4. | Заболевания, сопровождающиеся геморрагическим синдромом | реферат | |
Заболевания зубо-челюстной области, как факторы предрасполагающие к возникновению эрозивно-язвенных поражений желудочно-кишечного тракта. | презентация | ||
Всего часов: |
Список рекомендуемой литературы
основная:
1. Гребенев А.А. Пропедевтика внутренних болезней, М., Медицина, 2001г.
2. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. М., Медицина, 1999г.
3. Комарова Ф.И. Внутренние болезни, М., Медицина, 1991г.
4. Комаров Ф.И. «Диагностика и лечение внутренних болезней», Том 1-2. М.
2000г.
5. Окороков А.Н.«Диагностика болезней внутренних органов», Минск, Том 1-4, 2003г.
6. Окороков А.Н. «Лечение болезней внутренних органов», Минск, Том 1-3.
2003г.
7. Жаманкулов К.А. Внутренние болезни. Алматы. 2006.
дополнительная:
1.Фрида М., Райнс С. «Кардиология в таблицах и схемах», Москва, 2004.
2.Виноградов А.В. «Дифференциальный диагноз внутренних болезней»,
Москва, 2001.
3.Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. М., 1997
4.Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2003.-870с.
Методы обучения и преподавания
· Лекции – обзорные, проблемные
· Практические занятия: курация больных, устное собеседование, выписывание рецептов, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий и других методов исследования, работы в малых группах.
· Самостоятельная работа студентов - работа с учебной дополнительной литературой, выполнение задач, подготовка и защита тематических рефератов и эссе, презентаций, работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, написание учебных историй болезней.
2.11. Критерии и правила оценки знаний:
· Текущий контроль: тестирование, устный опрос, проверка выполнения практических работ, ситуационных задач, протоколов занятий, защита рефератов и презентации.
· Рубежный контроль: тестирование, оценка практических навыков.
· Итоговый контроль: экзамен, включающий собеседование и прием практических навыков.