Силлабус составлен на основании Рабочих программ по модулям«Пульмонология», «Гастроэнтерология», «Гематология»,направление подготовки интернатуры «Внутренние болезни» (2014г.).

Ф КГМУ 4/3-03/04

ПП КГМУ 4/04

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра внутренних болезней №2

Силлабус

По дисциплине VB-6(7)326 «Внутренние болезни»

Для специальности 5В130100 «Общая медицина»

Направление подготовки интернатуры - « Внутренние болезни »

Количество кредитов:10

Объем учебных часов- 450

Курс: 6

Семестр:XI – XII

Караганда 2015 г.

Силлабус составлен на основании Рабочих программ по модулям«Пульмонология», «Гастроэнтерология», «Гематология»,направление подготовки интернатуры «Внутренние болезни» (2014г.).

Силлабус рассмотрени утвержден на заседании кафедры внутренних болезней №2.

«28» августа 2015 г. Протокол №1

Заведующая кафедрой_______________ Е.М. Ларюшина

Сведения о преподавателях:

Заведующая кафедрой:Ларюшина Елена Михайловна - доцент, кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории, врач-гастроэнтеролог, гематолог. Педагогический стаж - 20 лет. Приоритетные научные интересы: гастроэнтерология, гематология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «Клинико-функциональное состояние билиарного тракта в процессе лечения салсоколлином», шифр 14.00.05-внутренние болезни; автор более 110 научных работ.

Бадина Лариса Калышевна- доцент, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории. Педагогический стаж - 47 лет. Приоритетные научные интересы: кардиология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «К вопросу о механизме бронхоспазма у больных с бронхиальной астмой с сенсибилизацией замедленного типа », шифр 14.00.05-внутренние болезни; автор более 220 научных работ.

Малюченко Наталья Георгиевна- доцент, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, врач-терапевт. Педагогический стаж - 41 лет. Приоритетные научные интересы: кардиология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «Влияние витамина В12, фолиевой кислоты и метилурацила на функцию печени у больных хронической ишемической болезнью сердца», шифр 14.00.06-кардиология; автор более 115 научных работ

Васильева Наталья Витальевна- доцент, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, врач-эндокринолог, терапевт. Педагогический стаж – 34 года. Приоритетные научные интересы: эндокринология, кардиология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «Ультразвуковой контроль и радиоиммунологический анализ состояния ткани щитовидной железы в различные сроки после гемитиреоидэктомии в процессе лечения L-тироксином», шифр 14.00.19-лучевая диагностика, лучевая терапия; автор более 170 научных работ.

Алина Асел Разаккызы - доцент, кандидат медицинских наук, врач-терапевт первой категории. Педагогический стаж - 14 лет. Приоритетные научные интересы: кардиология, эндокринология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «Роль нарушений метаболизма гомоцистеина в развитии ишемической болезни сердца при сахарном диабете 2 типа», шифр 14.00.06 - кардиология, 14.00.03 - эндокринология; автор более 120 научных работ.

Толеубеков Куат Куанышбекович – доцент, кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории, врач-кардиолог. Педагогический стаж – 20 лет. Приоритетные научные интересы – кардиология. Научные достижения: защита канди­дат­ской диссертации, шифр 14.00.05 - внутренние болезни; автор более 60 научных работ.

Серикбаева Айгуль Аманбековна – ассистент, врач-эндокринолог высшей категории, врач-терапевт. Педагогический стаж – 18 лет, приоритетные научные интересы – эндокринология, занимается научным исследованием на тему «Клинико–функциональная характеристика коры надпочечников при диабетической нефропатии».

Оспанова Гаухар Ганиевна – ассистент, врач-терапевт первой категории. Педагогический стаж – 9 лет, приоритетные научные интересы – ревматология, эндокринология.

Абдрахманова Макпал Тукеновна – ассистент, врач-терапевт. Педагогический стаж – 3 года. Приоритетные научные интересы – гематология.

Нургалиева Айжан Кайратовна – ассистент,врач-терапевт. Педагогический стаж – 2 года. Приоритетные научные интересы – гематология.

Щербатаев Шухрат Каримович – ассистент-стажер, врач-терапевт. Педагогический стаж – 1 год.

· Контактная информация: место нахождения кафедры - Областная клиническая больница(ул. Ерубаева 41). Проезд автобусами до остановки «ЦУМ» 43, 33, 41 ,51, 145, 70, 4, до «1000 мелочей» 30, 53, 40, 8, 118, 011, 05, 06, 29, 23.

· Политика дисциплины: Основными требованиями по подготовке специалиста по направлению «Внутренние болезни», отвечающего требованиям профессионального образовательного стандарта, является овладение требуемым объемом знаний, умений и практических навыков для самостоятельного проведения диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий в области внутренней медицины Интерн обязан посещать практические занятия в соответствии с общими требованиями к учебной дисциплине и внешнему виду, систематически готовиться к практическим занятиям. К рубежному контролю допускаются интерны, не имеющие задолженности по практическим занятия, СРО и СРОП. Изучение дисциплины заканчивается проведением итогового контроля, включающего итоговую аттестацию по всем дисциплинам типового учебного плана интернатуры и аттестацию практических навыков по избранной специальности.

Введение:Интернатура является формой двухгодичной подготовки студентов медицинских высших учебных заведений по конкретной специализации, осуществляемой высшими организациями медицинского образования. Основной задачей обучения в интернатуре является подготовка специалистов для работы в органах и организациях здравоохранения или частной практики. Лица, не прошедшие интернатуру, к дальнейшему обучению в резидентуре не допускаются.

Цель дисциплины: обучить дифференциальной диагностике, критериям постановки диагноза, лечению и профилактике распространенных заболеваний внутренних органовв соответствии с принципами доказательной медицины и современными достижениями лечебно-диагностических технологий.

Задачи обучения

Интерн должен:

· Демонстрировать знания и понимание основных механизмов развития, клиническую симптоматику основных заболеваний внутренних органов, их профилактику, диагностику и принципы лечения с позиций доказательной медицины.

· Применять эти знания и понимание при проведении дифференциального диагноза, обоснования фрагментов клинического диагноза, составления программы обследования и алгоритма лечения на профессиональном уровне.

· Формулировать аргументы и решать проблемы в области обследования и лечения пациента: интерпретировать результаты обследования пациентов, обосновывать клинический диагноз с формулированием заключения, аргументировать составление программы обследования и выбор протокола лечения, прогнозировать течение и исход заболеваний внутренних органов.

· Осуществлять сбор, анализ и синтез информации по проблемам заболеваний внутренних органов с учетом современного состояния значимых социальных, этических и научных вопросов, компилировать информацию, делать личные суждения, владеть навыками публичного выступления.

· Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистам по основным вопросам заболеваний внутренних органов; передавать пациентам рекомендации по пропаганде здорового образа жизни.

· Способен продолжить дальнейшее обучение в резидентуре терапевтического профиля и самостоятельное непрерывное обучение и совершенствование своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности.

· Конечные результаты обучения

Дескрипторы Конечные результаты обучения Компетенции*
  А   Знать Описывает общие вопросы организации терапевтической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой неотложной помощи взрослому населению. 2,4,7  
Излагает клиническую симптоматику основных заболеваний внутренних органов, их профилактику, диагностику и принципы лечения. 2,4,7  
Излагает основы рациональной фармакотерапии заболеваний внутренних органов, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции. 2,4,7  
Кратко излагает основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии больных с заболеваниями внутренних органов. 2,4,7  
Кратко излагает основы физиотерапии, определяет показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению. 2,4,7  
Описывает вопросы экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности. 2,4,7  
Определяет противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции. 2,4,7  
    Б     Понимать Классифицирует проявления различных заболеваний внутренних органов. 2,4,7,8
Интерпретирует результаты лабораторных и инструментальных методов исследования больных с патологией внутренних органов. 2,4,7,8
Объясняет механизмы формирования клинических и лабораторных синдромов при заболеваниях внутренних органов. 2,4,7,8
    В Использовать на практике знания и понимания Демонстрирует владение навыками сбора анамнеза, физикального осмотра больных с патологией внутренних органов. 2,3,6,7,8
Определяет показания для выполнения различных лабораторных и инструментальных методов исследования больным с патологией внутренних органов, согласно протоколов. 2,3,6,7,8
Демонстрирует на практике умение составлять алгоритмы дифференциально-диагностического поиска по синдромам наиболее часто встречающихся в терапевтической практике. Предполагает наличие редко встречающихся заболеваний внутренних органов. 2,3,6,7,8
Использует на практике, показывает выполнение медицинских манипуляций: плевральная пункция при плевральном выпоте и пневмотораксе, интубация трахеи, коникотомия, лапароцентез, зондирование и промывание желудка, очистительные и сифонные клизмы, стернальной пункции (в стандартизированных условиях), определение группы крови по системе АВ0 и резус принадлежности пациента, биологической пробы, индивидуальной предтрансфузионной пробы, гемокомпонентной и инфузионно-трансфузионной терапии (под прямым контролем), пункция периферических вен, выполнение инфузии лекарств, ЭКГ-исследования, фармакологические пробы, измерение АД, пункция коленного сустава с диагностической и лечебной целью, катетеризация мочевого пузыря. 2,3,4,5, 6,7,8
Составляет программу лечения наиболее часто встречающихся заболеваний терапевтического профиля. 2,3,6,7,8
Демонстрирует владение оформлением медицинской документации, предусмотренной законодательством по здравоохранению. 2,3,6,7,8
Владеет навыками диагностики и оказания первой и неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях. 2,3,4,5, 6,7,8
Владеет навыками коммуникации для установления максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами и другими работниками. 2,3,6,7,8
    С Выносить суждения, оценивать идеи и формировать выводы Оценивает и интерпретирует результаты комплексного обследования пациентов с наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов. 2,3,6,7,8
Обосновывает клинический диагноз с формулированием заключения. 2,3,6,7,8
Аргументирует составление программы обследования и выбор протокола лечения больных с наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов. 2,3,6,7,8
Прогнозирует течение и исход наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов. 2,3,6,7,8
  D Передавать собственное понимание и умения Способен компилировать информацию, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов и проектов по разделам СРС. 2,3,4,5, 6,7
Способен передавать студентам собственные знания по работе с информацией. 2,3,4,5, 6,7
Владеет навыками публичного выступления с формулированием анализа и собственных суждений, синтеза информации по проблемам заболеваний внутренних органов. 2,3,4,5,7
Способен передавать экзаменаторам собственные знания и умения. 2,3,4,5,7
Способен передавать пациентам рекомендации по пропаганде здорового образа жизни. 2,3,4,7

· Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знание биомедицинских наук. 3. Коммуникативные навыки. 4. Навык постоянного самосовершенствования. 5. Навыки научных исследований . 6. Навык работы в команде. 7. Профессионализм. 8. Клинические навыки.

· Пререквизиты: физиология 1,физиология 2, пропедевтика внутренних болезней.

· Постреквизиты: резидентура.

· Краткое содержание дисциплины:

Изучение дисциплины «Внутренние болезни» включает в себя освоение знаний этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов; развитие навыков клинического мышления, синдромального подхода к дифференциальной диагностике, верификации и формулирование клинического диагноза, определение тактики ведения пациента. В процессе изучения дисциплины интерн овладевает навыками оценки показателей функционального состояния организма, интерпретации данных лабораторных исследований, методов визуальной диагностики (рентген, компьютерная томография, МРТ), эндоскопического и морфологического исследования. По окончании изучения дисциплины интерн должен осуществлять оказание квалифицированной медицинской помощи больному при распространенных терапевтических заболеваниях в соответствии с принципами доказательной медицины и современными достижениями лечебно-диагностических технологий.

o Тематический план (лекции, практические, семинарские, лабораторные): темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций, рубежного и итогового контролей).

Тематический план практических занятий по дисциплине «Внутренние болезни»

Наименование темы Форма проведения Продолжительность
Модуль «Пульмонология»
Кредит 1
Государственные программы реформирования здравоохранения. Системы ЕНСЗ и ЕИЦЗ. Клинико-затратные группы. Протоколы диагностики и лечения. Учетно-отчетная медицинская документация в терапевтическом стационаре. Нормативно-правовые акты деятельности врача-терапевта. семинар
Острые респираторные заболевания. Острый бронхит. ОРВИ. Хронические бронхиты.Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор
Пневмония. Классификация. Внебольничная пневмония. Пневмония госпитальная и у иммуноскомпрометированных больных. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. симуляциянный метод (ЦПН)
Плевриты. Классификация.Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор
Нагноительные заболевания органов дыхания: абсцесс и гангрена легких. Бронхоэктатическая болезнь. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор
Кредит 2
Бронхиальная астма. Современная классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Современные принципы лечения и мониторирование бронхиальной астмы. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы в зависимости от степени тяжести. клинический разбор
Респираторные аллергозы. Тяжелые аллергические реакции. Лекарственная аллергия. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор
Трахеобронхиальная дискинезия. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор
Кредит 3
Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Современная классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор
Хроническое легочное сердце. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение клинический разбор
Хроническая дыхательная недостаточность. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Принципы лечения. клинический разбор
Кредит 4
Диссеминированные заболевания легких. Альвеолиты. Саркоидоз органов дыхания.Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Принципы лечения. обучение основанное на клиническом случае (CBL)
Пневмокониозы. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Принципы лечения. клинический разбор
Новообразования бронхов и легких. Алгоритмы диагностики. Заболевания органов дыхания у подростков, беременных и пожилых. Особенности тактики ведения. клинический разбор
Диагностика и оказание помощи при неотложных состояниях в пульмонологии. клинический разбор
Модуль «Гастроэнтерология»
Кредит 1
Заболевания пищевода (гастроэзофагальная рефлюксная болезнь, эзофагоспазм, ахалазия кардии, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, рак пищевода). Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор больных
Неязвенные желудочные диспепсии. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. обучение, основанное на клиническом случае
Хронический гастрит. Хронический дуоденит. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор больных
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор больных
Кредит 2
Дискинезия желчного пузыря, хронический холецистит, желчнокаменная болезнь. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор больных
Хронический панкреатит. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор больных
Дифференциальный диагноз при абдоминальном болевом синдроме. клинический разбор больных
Опухоли желудочно-кишечного тракта. Ранняя диагностика. Канцеропревенция. семинар
Основные принципы немедикаментозного лечения болезней органов пищеварения. Основы рационального питания. Диагностика гипо и гипервитаминозов, микроэлементозов. научно-практическая конференция
Кредит 3
Дифференциальный диагноз основных синдромов при патологии печени: холестаза, цитолитический, печеночно-клетоточной недостаточности, портальной гипертензии, мезенхимально-воспалительный, асцит, диффузное изменение, объемное образование в печени. клинический разбор больных
Вирусные гепатиты. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор больных
Невирусные заболевания печени. Лекарственный, токсический, алкогольный гепатиты, жировой гепатоз. Болезнь Вильсона-Коновалова. Синдром Жильбера. Патология печени у беременных женщин: холестаз беременных, острая жировая дистрофия печени у беременных, HELLP – синдром. Клинико-диагностические критерии. Принципы лечения. клинический разбор больных(CBL)
Циррозы печени. Классификация по Child Puch. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. клинический разбор больных
Осложнения циррозов печени. Портальная гипертензия. Печеночная энцефалопатия. Асцит и осложнения асцита. Спонтанный бактериальный перитонит. клинический разбор больных
Кредит 4
Заболевания, проявляющие себя диареей (опухоли желудочно-кишечного тракта, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, хронический энтероколит, моно- и дисахаридазная мальабсорбция, целиакия, функциональные расстройства, инфекционные заболевания). Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор больных
Неязвенные кишечные диспепсии. Дифференциальный диагноз при гнилостной и бродильной диспепсии. Синдром микробной контаминации. клинический разбор больных
Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. клинический разбор больных
Запоры (дилатация толстой кишки, синдром перерастянутой толстой кишки, опухоли толстой кишки, дивертикулез, заболевания дистального отдела толстой кишки, синдром раздраженного кишечника). клинический разбор больных
Диагностика и оказание неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях: отравлениях, кровотечениях из ЖКТ, острой печеночной энцефалопатии, печеночной колики. симуляционные методы (ЦПН)
Модуль «Гематология»
Кредит 1
Анемии. Кроветворение, особенности регуляции кроветворения в норме и патологии; возрастные особенности. Диагностический поиск. Железодефицитная анемия. Суточная потребность в железе. Всасывание железа. Особенности ЖДА у детей, беременных и пожилых. Лечение. Характеристика препаратов железа. Показания для перорального и парентерального применения препаратов железа. Показания к гемотрансфузиям. Контроль лечения. В-12 – дефицитная анемия клинический разбор
Гипопластические анемии. Цитопении. Апластические анемия, апластический синдром и парциальная красноклеточная аплазия. Анемический синдром при хронических заболеваниях. Особенности функционального состояния системы крови у онкологических больных. Лейкопения, агранулоцитоз, панцитопении. Особенности функционального состояния системы крови при заболеваниях печени, алкоголизме, заболеваниях почек, хронических воспалениях (ревматические болезни), инфекционных заболеваниях, ВИЧ. Анемия при ХПН и ее лечение. клинический разбор
Гемолитические анемии.Наследственные (мембранопатии, гемоглобинопатии, ферментопатии) и приобретенные (иммунные, неиммунные) гемолитические анемии. командно-ориентированное обучение (TBL)
Тромбоцитопатии и тромбоцитопении. Нарушения сосудистого гемостаза. Аутоиммунная тромбоцитопеническая пурпура, болезнь Верльгофа, наследственные тромоцитопатии, вторичные тромбоцитопении (симптоматические). Вазопатии (геморрагический васкулит, болезни Рандю-Ослера, Луи-Барр, Казабаха-Меррита и др.), болезнь Виллебранда. клинический разбор
Геморрагический синдром. Нарушения плазменного гемостаза: дефицит различных факторов, гемофилии. Антитромботическая терапия (антикоагулянты прямого и непрямого действия, тромболитики). ДВС-синдром. Клинико-лабораторная диагностика гиперкоагуляционной, переходной и гипокоагуляционной фаз. Лечение. семинар
Кредит 2
Острые лейкозы. FAB–классификация. Диагностические критерии острых лейкозов и вариантов острого лейкоза. Дифференциальная диагностика. Основные принципы лечения (полихимиотерапия, этапность лечения, критерии клинико-гематологической ремиссии и клинико-гематологического улучшения). Трансплантация костного мозга при острых лейкозах. Основные протоколы лечения острого лимфобластного и острого миелобластного лейкозов. Прогноз. клинический разбор
Хронические лейкозы. Классификация. Особенности клинических проявлений хронических лейкозов: хронического лимфолейкоза, хронического миелолейкоза, сублейкемического миелоза, эритремии, хронического моноцитарного лейкоза. Особенности гематологической картины (гемограммы, пунктатов). Ранняя диагностика. Принципы лечения. клинический разбор
Парапротеинемические гемобластозы. Лимфоидные неоплазии. Множественная миелома. Диагностические критерии. Обследование при подозрении на Ig-патию. Принципы лечения. В-лимфомы, Т и НК-клеточные опухоли. Лимфогрануломатоз. Диагностические подходы при подозрении на лимфопролиферативные заболевания. клинический разбор  
  Трансплатация костного мозга. Показания к трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток при гематологических заболеваниях, иммунологические проблемы трансплантации, подготовка реципиентов к трансплантации и ведение пациента, перенесшего трансплантацию костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. научно-практическая конференция
Основы трансфузионной иммуногематологии - антигены эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов, нейтрофилов, плазменных белков. Средства, методы и методика, особенности проведения гемокомпонентной и инфузионно-трансфузионной терапии. Показания и противопоказания с учетом стадии заболеваний. практическое занятие
  Всего часов  

Тематический план СРСП по дисциплине «Внутренние болезни»

Наименование темы Форма проведения Продолжительность
Модуль «Пульмонология»
Кредит 1
Пневмония. Классификация. Внебольничная пневмония. Пневмония госпитальная и у иммуноскомпрометированных больных. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. симуляционный метод (ЦПН)
Ведение больных. Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных
Кредит 2
Ведение больных пульмонологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных
Кредит 3
Ведение больных пульмонологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных
Кредит 4
Ведение больных пульмонологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных
Модуль «Гастроэнтерология»
Кредит 1
Ведение больных гастроэнтерологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных
Кредит 2
Ведение больных гастроэнтерологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных
Кредит 3
Ведение больных гастроэнтерологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных
Кредит 4
Ведение больных гастроэнтерологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных
Диагностика и оказание неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях: отравлениях, кровотечениях из ЖКТ, острой печеночной энцефалопатии, печеночной колики. Обучение, основанное на симуляционных технологиях (ЦПН)
Модуль «Гематология»
Кредит 1
Ведение больных гематологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных.
  Кредит 2  
Ведение больных гематологического профиля Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных.
  Всего часов  

Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно по субботам с 8.30 час.до 14.00 час.

Время рубежного контроля:

Осенний семестр

специальность Курс/поток/группа дисциплина Неделя/дата время
5В130100 «Общая медицина» 6/1поток/6-039 модуль «Гематология» 4 неделя/ 24.09.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-040 модуль «Гематология» 4 неделя/ 24.09.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-041 модуль «Гематология» 8 неделя/ 21.10.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-042 модуль «Гематология» 8 неделя/ 21.10.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-026 модуль «Гематология» 12 неделя/ 17.11.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-035 модуль «Пульмонология» 7 неделя/ 14.10.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-036 модуль «Пульмонология» 7 неделя/ 14.10.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-024 модуль «Пульмонология» 11 неделя/ 10.11.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-025 модуль «Пульмонология» 11 неделя/ 10.11.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-037 модуль «Пульмонология» 17 неделя/ 25.12.2014  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-038 модуль «Пульмонология» 17 неделя/ 25.12.2014  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-037 модуль «Гастроэнтерология» 7 неделя/ 14.10.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-038 модуль «Гастроэнтерология» 7 неделя/ 14.10.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-035 модуль «Гастроэнтерология» 14 неделя/ 01.12.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-036 модуль «Гастроэнтерология» 14 неделя/ 01.12.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-024 модуль «Гастроэнтерология» 17 неделя/ 25.12.2015  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-025 модуль «Гастроэнтерология» 17 неделя/ 25.12.2015  

Весенний семестр

Специальность Курс/поток/группа дисциплина Неделя/дата время
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-035 модуль «Гематология» 4 неделя/ 11.02.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/2 поток/6-036 модуль «Гематология» 4 неделя/ 11.02.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/2поток/6-037 модуль «Гематология» 9 неделя/ 18.03.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/2 поток/6-038 модуль «Гематология» 9 неделя/ 18.03.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/2 поток/6-024 модуль «Гематология» 13 неделя/ 15.04.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/2 поток/6-025 модуль «Гематология» 13 неделя/ 15.04.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-039 модуль «Пульмонология» 7 неделя/ 2.03.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-040 модуль «Пульмонология» 7 неделя/ 2.03.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-026 модуль «Пульмонология» 11 неделя/ 29.03.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-041 модуль «Пульмонология» 17 неделя/ 13.05.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-042 модуль «Пульмонология» 17 неделя/ 13.05.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-041 модуль «Гастроэнтерология» 7 неделя/ 1.03.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-042 модуль «Гастроэнтерология» 7 неделя/ 1.03.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-039 модуль «Гастроэнтерология» 13 неделя/ 18.04.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-040 модуль «Гастроэнтерология» 13 неделя/ 18.04.2016  
5В130100 «Общая медицина» 6/1 поток/6-026 модуль «Гастроэнтерология» 17 неделя/ 13.05.2016  

Время итогового контроля:В конце модуля (соответственно графику) по разделам внутренних болезней – пульмонология, гематология, гастроэнтерология, интерн сдает аттестацию практических навыков (1 этап – итогового контроля) и рубежный контроль в виде компьютерного тестирования. Средняя оценка за аттестацию практических навыков по пройденным модулям составляет 40% итогового контроля. По завершению 12 семестра – устный экзамен по дисциплине «Внутренние болезни», компьютерное тестирование по дисциплинам «Клиническая лабораторная диагностика», «Визуальная диагностика», оценка за который составляет 60% итогового контроля.

· Задания для самостоятельной работы студентов

Тематический план СРС интерна по дисциплине «Внутренние болезни»

Наименование темы Форма проведения Продол житель ность
VI курс
Модуль «Пульмонология»
Кредит 1
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Кредит 2
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Кредит 3
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Кредит 4
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Модуль «Гастроэнтерология»
Кредит 1
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Кредит 2
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Кредит 3
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Кредит 4
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Модуль «Гематология»
Кредит 1
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
Кредит 2
Дежурство в стационаре Дежурство в стационаре терапевтического профиля
  Всего часов  

* Интерн выполняет 1 СР по каждому кредиту в виде дежурства в стационаре терапевтического профиля.

Оценками за СР интерна по завершению кредита являются оценки за:

· Выполнение ночных/дневных дежурств

· Экспертизу медицинской документации.

· Лекарственный формуляр.

· 360°-оценка деятельности интерна (оценка деяетельности интерна заведующим отделением/врачом, медсестрой, пациентом).

o График выполнения и сдачи заданий по дисциплине.

Задание включает оценку за практическое занятие, за СРО и СРОП. Сдается в последний день кредита.

Литература

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Автор (ы) Название, вид издания
Воротынцева Н.С.   Рентгенопульмонология : стратегия и тактика получения и анализа рентгеновского изображения в пульмонологии: учеб.пособие / Н. С. Воротынцева, С. С. Гольев. - М. : Мед.информ. агентство, 2009. - 280 с.: ил
ред. С. И. Овчаренко. Наглядная пульмонология : пер. с англ. / ред. С. И. Овчаренко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 112 с. : ил.
ред. А. Г. Чучалин. Пульмонология : Нац. рук-во / ред. А. Г. Чучалин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 960 с : ил. - (Национальные руководства)
ред. А. Г. Чучалин. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания : Руководство для практикующих врачей / ред. А. Г. Чучалин. - М. :Литтерра, 2004. - 874 с. - (Рациональная фармакотерапия ; Том V)
ред.Ивашкин В.Т. ; ред Лапина Т.Л. Гастроэнтерология : Нац. рук-во / ред.Ивашкин В.Т. ; ред Лапина Т.Л. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 700 с. : ил. - (Национальные руководства)
КешавСатиш Наглядная гастроэнтерология : учеб.пособие: пер. с англ. / СатишКешав. - М. :ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 136 с. : ил. - (Экзамен на отлично)
ред.: Ф. И. Комаров, С. И. Рапопорт. Руководство по гастроэнтерологии : руководство / ред.: Ф. И. Комаров, С. И. Рапопорт. - М. : МИА, 2010. - 864 с. : ил.
Парфенов А.И.   Энтерология : руководство для врачей / А. И. Парфенов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Мед.информ. агентство, 2009. - 880 с. : ил - М. : Триада-Х, 2002. - 724 с. : ил.14с
Филимонов Р.М. Подростковая гастроэнтерология : руководство / Р. М. Филимонов. - 2-е изд., перераб и доп. - М. : Мед.информ. агентство, 2008. - 576 с. : ил.
Чернин В.В.   Болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки : руководство для врачей / В. В. Чернин. - М. : Мед.информ. агентство, 2010. - 528 с. : ил
ред. А. И. Воробьев. Рациональная фармакотерапия заболеваний системы крови : руководство для практикующих врачей / ред. А. И. Воробьев. - М. :Литтерра, 2009. - 688 с. - (Рациональная фармакотерапия : Серия руководств для практикующих врачей ; Т. ХX)
В. В. Черепанова [и др.]. Неотложные состояния вонкогематологии : учеб.пособие / В. В. Черепанова [и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во НГМА, 2009. - 160 с
Аронсон Ф.   Наглядная кардиология : пер. с англ. / Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 120 с. : ил. - (Экзамен на отлично) 2005. - 136 с. : ил.
ред.Беленков Ю.Н. ; ред Оганов Р.Г. Кардиология : Нац. рук-во / ред.Беленков Ю.Н. ; редОганов Р.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007,2008. - 1232 с. - (Национальные руководства)
Волков В.С.   Экстренная диагностика и лечение в неотложной кардиологии : руководство для врачей / В. С. Волков. - М. : Мед.информ. агентство, 2010. - 336 с. : ил
Моисеев В.С.   Алкоголь и болезни сердца / В. С. Моисеев, А. А. Шелепин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 168 с. - (Библиотека врача-специалиста )
ред. Р. Г. Оганов Диагностика и лечение в кардиологии : учеб. пособие для студ. мед.вузов:пер. с англ. / ред. Р. Г. Оганов. - М. :МЕДпресс-информ, 2007. - 800 с. : ил.
ОкороковА.Н. Диагностика болезней внутренних органов : Руководство / А.Н. Окороков ; А. Н. Окороков. - М. : Мед.лит. - 2005 Т. 9 : Диагностика болезней сердца и сосудов. - 432 с. : ил. Т.10 : Диагностика болезней сердца и сосудов. - 2008. - 384 с. : ил. - (Руководство) Т.6: Диагностика болезней сердца и сосудов:атеросклероз,ИБС.- 2008. - 464 с. : ил 2002, 2003 Т.7 : Диагностика болезней сердца и сосудов. - 2008. - 416 с. : ил. Т.8 : Диагностика болезней сердца и сосудов:болезнимиокарда.Сердечная недостаточность. - 2007, 2009. - 432 с. : ил.
Багирова Г.Г.   Избранные лекции по ревматологии : учеб.пособие / Г. Г. Багирова. - М. : Медицина, 2008. - 256 с
ред.Насонов Е.Л. ; ред Насонова В.А. Ревматология : Нац. рук-во / ред.Насонов Е.Л. ; ред Насонова В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007, 2008. - 720 с. - (Национальные руководства)
ред. Н. А. Мухин. Нефрология : Нац. рук-во / ред. Н. А. Мухин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 720 с : ил. - (Национальные руководства)
Мухин Н.А.   Диагностика и лечение болезней почек / Мухин, Николай Алексеевич, Тареева И.Е., Шилов Е.М. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 384 с
ред.Мухин Н.А. ; ред.: Козловская Л.В., Шилов Е.М. Рациональная фармакотерапия в нефрологии : Руководство для практикующих врачей / ред.Мухин Н.А. ; ред.: Козловская Л.В., Шилов Е.М. - М. : Литтерра, 2006. - 896 с. - (Рациональная фармакотерапия : Серия руководств для практикующих врачей ; Т.XIII)
ред.: Н. А. Мухин, Л. В. Козловский, Е. М. Шилов Рациональная фармакотерапия в нефрологии : научное издание / ред.: Н. А. Мухин, Л. В. Козловский, Е. М. Шилов. - М. :Литтерра, 2008. - 640 с. - (Рациональная фармакотерапия). - (COMPENDIUM)
О'Каллагхан Крис А. Наглядная нефрология : учеб. пособие для вузов: пер.с англ. / Крис А. О'Каллагхан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 128 с. : ил.
Пилотович В.С.   Хроническая болезнь почек : методы заместительной почечной терапии / В. С. Пилотович, О. В. Калачик. - М. : Мед. лит., 2009. - 288 с. : ил.
Аметов А.С.   Избранные лекции по эндокринологии / А. С. Аметов. - М. : Мед.информ. агентство, 2009. - 496 с. : ил.
Балаболкин М.И. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний : руководство / М. И. Балаболкин, Е. М. Клебанова, В. М. Креминская. - М. : Мед.информ. агентство, 2008. - 752 с
Благосклонная Я.В.   Эндокринология : учеб.для мед. вузов / Я. В. Благосклонная, Е. В. Шляхто, А. Ю. Бабенко. - 3-е изд., испр. и перераб. - СПб. : СпецЛит, 2012. - 421 с. : ил. 2007. - 400 с. : ил.
Гилязутдинов И. А.   Нейроэндокринная патология в гинекологии и акушерстве : Руководство для врачей / Гилязутдинов, Ильдар Абдулаевич, Гилязутдинова З.Ш. - М. :МЕДпресс-информ, 2006. - 416 с
Дедов И.И.   Эндокринология : учебник / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 432 с. : ил.
ред.: И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко. Эндокринология : Национальное руководство / ред.: И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 1072 с. : ил.+1 CD-ROM. - (Национальные руководства)
ред. Н. П. Шабалов Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков : учеб.пособие / ред. Н. П. Шабалов . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2009. - 528 с. : ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наши рекомендации