Раздел vi. финансирование, бухгалтерский учет и отчетность, материально-техническое обеспечение в сфере образования 9 страница

Справка об обучении, выданная лицу, которое не завершило освоение содержания основных образовательных программ, предоставляет право на восстановление для продолжения получения образования.

Статья 98. Основания для выдачи документа об образовании, документа об обучении

Документы об образовании выдаются учреждениями образования обучающимся, которые освоили содержание соответствующих образовательных программ - выполнили учебные программы, индивидуальные планы работы, успешно прошли аттестацию.

Основанием для выдачи документа об образовании является решение государственной экзаменационной (аттестационной, квалификационной) комиссии в учреждении образования, прошедшем государственную аккредитацию и имеющем специальное разрешение (лицензию) на право осуществления образовательной деятельности, если ее наличие предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Документы об обучении выдаются учреждениями образования, организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского образования, иными организациями, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, обучающимся, которые освоили содержание соответствующих образовательных программ - выполнили учебные программы (программы), успешно прошли аттестацию, обучающимся, не завершившим освоение содержания основных образовательных программ или обучавшимся в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, а также обучающимся, которым присвоена квалификация рабочего (служащего) по результатам освоения содержания основных образовательных программ среднего специального образования и по результатам этапов образовательного процесса при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования.

Основанием для выдачи документа об обучении является решение государственной квалификационной комиссии или решение руководителя учреждения образования (организации, реализующей основные образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

Статья 99. Признание и установление эквивалентности документов об образовании

Признание и установление эквивалентности документов об образовании иностранных государств означают предоставление Республикой Беларусь обладателям этих документов тех же прав, что и обладателям документов об образовании Республики Беларусь.

Признание и установление эквивалентности документов об образовании иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а если соответствующий международный договор отсутствует – в соответствии с законодательством Республики Беларусь и существующей международной практикой.

Решение о признании или установлении эквивалентности документов об образовании иностранных государств принимается Министерством образования Республики Беларусь или уполномоченной им организацией в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Статья 100. Дубликат документа об образовании (документа об обучении)

В случае утраты, приведения в негодность документа об образовании (документа об обучении) выдается дубликат документа об образовании (документа об обучении).

Дубликат документа об образовании (документа об обучении) выдается организацией, выдавшей документ об образовании (документ об обучении), либо ее правопреемником на основании заявления его обладателя с указанием причин утраты или приведения в негодность документа об образовании (документа об обучении).

Документ об образовании (документ об обучении), приведенный в негодность, предоставляется его обладателем в организацию, выдавшую документ об образовании, либо ее правопреемнику.

В случае утраты, приведения в негодность дубликата документа об образовании (документа об обучении) выдается дубликат документа об образовании (документа об обучении) в порядке, установленном для выдачи дубликата документа об образовании (документа об обучении) в случае утраты, приведения в негодность документа об образовании (документа об обучении).

Дубликат документа об образовании (документа об обучении) имеет силу документа об образовании (документа об обучении).

Статья 101. Порядок и основания отмены решения о выдаче лицу документа об образовании (документа об обучении)

Решение государственной экзаменационной (аттестационной, квалификационной) комиссии о выдаче лицу документа об образовании (документа об обучении) подлежит отмене в случаях отсутствия:

у организации, выдавшей документ об образовании (документ об обучении), специального разрешения (лицензии) на право осуществления образовательной деятельности, если ее наличие предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании;

у учреждения образования, выдавшего документ об образовании (документ об обучении, за исключением справки об обучении, выданной лицу, обучавшемуся в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию), государственной аккредитации;

иных оснований для выдачи документа об образовании (документа об обучении).

Лицо, получившее документ об образовании (документ об обучении), может быть лишено этого документа по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, при этом документ об образовании (документ об обучении) изымается.

Отмена решения государственной экзаменационной (аттестационной, квалификационной) комиссии о выдаче лицу документа об образовании (документа об обучении), а также изъятие документа об образовании (документа об обучении) производятся в судебном порядке.

Документ об образовании (документ об обучении), не выданный по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, а также документ об образовании (документ об обучении), изъятый в соответствии с частью второй настоящей статьи, подлежат уничтожению в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ IV
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОе СОТРУДНИЧЕСТВо В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАВА 11
Управление в сфере образования

Статья 102. Цели и принципы управления в сфере образования

Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер.

Управление в сфере образования осуществляется на принципах законности, демократии, гласности и учета общественного мнения, системности управления образованием.

Целями управления в сфере образования являются:

проведение государственной политики в сфере образования;

совершенствование и развитие системы образования;

реализация образовательных программ.

Статья 103. Государственное управление в сфере образования

Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.

Статья 104. Компетенция Президента Республики Беларусь в сфере образования

Президент Республики Беларусь является гарантом реализации права граждан на образование, определяет государственную политику в сфере образования и гарантирует реализацию основных направлений государственной политики в сфере образования, обеспечение преемственности и взаимодействия государственных организаций по управлению в сфере образования, осуществляет иные полномочия, определяемые законами Республики Беларусь.

Статья 105. Компетенция Правительства Республики Беларусь в сфере образования

Правительство Республики Беларусь в сфере образования:

обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере образования;

осуществляет общее управление системой образования;

определяет направления взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования;

обеспечивает проведение в Республике Беларусь единой внешнеторговой политики в сфере образования и принимает необходимые меры по ее реализации в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 106. Компетенция Министерства образования Республики Беларусь в сфере образования

Министерство образования Республики Беларусь в сфере образования:

обеспечивает реализацию государственной политики в сфере образования;

организует международное сотрудничество в сфере образования;

обеспечивает функционирование системы образования;

обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

осуществляет управление и государственный контроль в сфере образования;

осуществляет государственную кадровую политику в сфере образования;

осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) на право осуществления образовательной деятельности;

организует разработку и утверждает образовательные стандарты, учебно-программную документацию образовательных программ;

организует разработку, утверждает Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» и поддерживает его в актуальном состоянии посредством внесения изменений и пересмотра в установленном порядке;

осуществляет научно-методическое обеспечение образования;

организует подготовку и выпуск учебных изданий;

доводит до учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, рабочих (служащих), количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;

координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования, в том числе по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;

осуществляет контроль за организацией трудоустройства выпускников, направленных на работу по распределению, по договору о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего);

формирует банки данных одаренной молодежи, о детях с особенностями психофизического развития, о документах об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь;

разрабатывает отраслевую программу кадрового обеспечения, прогнозы потребности отрасли в кадрах;

участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, государственных программ в сфере образования;

осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые законодательством Республики Беларусь.

Статья 107. Компетенция государственных органов, подчиненных и (или) подотчетных Президенту Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в сфере образования

Государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, иные республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в сфере образования:

участвуют в разработке программ развития системы образования, работе межведомственных советов по различным направлениям в сфере образования;

участвуют в разработке образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ, Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации»;

разрабатывают отраслевые программы кадрового обеспечения, прогнозы потребности отрасли в кадрах на основе программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

организуют повышение квалификации, стажировку и переподготовку руководящих работников, специалистов, рабочих (служащих) отрасли;

доводят до Министерства образования Республики Беларусь, учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, рабочих (служащих), количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;

осуществляют контроль за образовательной деятельностью подчиненных организаций;

осуществляют научно-методическое обеспечение образования;

обеспечивают предоставление первого рабочего места;

осуществляют контроль за организацией трудоустройства выпускников подчиненных организаций, направленных на работу по распределению, по договору о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего);

представляют Министерству образования Республики Беларусь информацию о результатах учебной, профессиональной деятельности, научных и творческих достижениях лиц, включенных в банк данных одаренной молодежи;

участвуют в формировании банка данных о документах об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь;

осуществляют иные полномочия в сфере образования, определяемые законодательством Республики Беларусь.

Статья 108. Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования

Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере образования:

разрабатывают и вносят на утверждение в местные Советы депутатов программы развития образования административно-территориальной единицы, принимают меры по их реализации;

осуществляют управление и контроль в сфере образования соответствующей административно-территориальной единицы;

разрабатывают прогнозы потребности в кадрах для соответствующей административно-территориальной единицы;

доводят до Министерства образования Республики Беларусь, учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, рабочих (служащих), количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;

организуют повышение квалификации и переподготовку специалистов, рабочих (служащих) подчиненных организаций;

обеспечивают предоставление первого рабочего места;

осуществляют контроль за организацией трудоустройства выпускников подчиненных организаций, направленных на работу по распределению, по договору о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего);

устанавливают бронь для предоставления первого рабочего места;

формируют структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов и создают, реорганизуют, ликвидируют организации,осуществляющие координацию производственного, материально-технического и хозяйственного обеспечения учреждений образования;

осуществляют контроль за образовательной деятельностью учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, за деятельностью иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, находящихся на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

осуществляют иные полномочия в сфере образования, определяемые законодательством Республики Беларусь.

Статья 109. Прогнозирование развития системы образования

Развитие системы образования в Республике Беларусь осуществляется на основе программы социально-экономического развития Республики Беларусь, программ развития образования.

Прогнозными показателями в системе образования являются сеть учреждений образования, контингент обучающихся, организация образовательного процесса, количество выпускников, их направление на работу и трудоустройство, материально-техническая база учреждений образования, потребность в педагогических кадрах, учебно-методических комплексах и иные.

Выделяются республиканский, областной, районный уровни прогнозирования развития системы образования.

Статья 110. Учет в сфере образования

Учет в сфере образования ведется в целях систематического анализа, контроля за количественными и качественными показателями объектов учета.

Объектами учета в сфере образования являются:

учреждения образования, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

контингент обучающихся в учреждениях образования;

контингент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

контингент детей с особенностями психофизического развития;

усыновление детей-сирот;

результаты оздоровления учащихся;

педагогические и иные работники учреждений образования;

количество выпускников, их направление на работу и трудоустройство;

учебные издания, рекомендованные к использованию в образовательном процессе;

материально-техническая база учреждения образования;

результаты приносящей доход деятельности учреждений образования.

Порядок ведения учета в сфере образования, лица, его осуществляющие, формы учета, их разработка, согласование, утверждение ипорядок заполнения определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченными им органами.

Статья 111. Делопроизводство в сфере образования

Учреждения образования, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, обязаны обеспечивать накопление, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Делопроизводство в сфере образования ведется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Руководители учреждений образования, организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, несут ответственность за состояние делопроизводства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 112. Информационное обеспечение в сфере образования

Информационное обеспечение в сфере образования осуществляется в целях получения государственными органами, учреждениями образования и иными субъектами образовательных отношений информации, необходимой для оценки деятельности и основных тенденций развития системы образования, формирования стратегии ее развития, координации деятельности государственных органов по управлению в сфере образования, учреждений образования, а также информирования государственных органов, иных заинтересованных юридических и физических лиц по вопросам образования.

Обмен информацией в сфере образования осуществляется на принципах открытости, объективности, комплексности. Ограничения по обмену информацией устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Информация в сфере образования включает статистические данные (информацию), данныеведомственной отчетности о результатах государственного контроля в сфере образования, мониторингов, социологических опросов и иные формы получения информации.

Статья 113. Координационные и иные советы в сфере образования

Для выработки рекомендаций по вопросам высшего образования, совершенствования процесса обучения и воспитания, развития науки и улучшения материально-технической базы учреждений высшего образования создается Республиканский совет учреждений высшего образования, компетенция, состав и порядок организации деятельности которого определяются Президентом Республики Беларусь.

Правительством Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, иными государственными органами могут создаваться из числа работников государственных органов, учреждений образования, общественных объединений и иных организаций координационные и иные советы по различным направлениям деятельности в сфере образования, положения о которых утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Статья 114. Общественные объединения в сфере образования

В целях социального становления, развития и самореализации обучающихся и педагогических работников, охраны и защиты их прав и законных интересов в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут создаваться общественные объединения.

ГЛАВА 12
контроль в сфере образования

Статья 115. Государственный контроль за обеспечением качества образования

Государственный контроль за обеспечением качества образования – это систематическая деятельность государственных органов (организаций) по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь в учреждениях образования Республики Беларусь, организациях, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Государственный контроль за обеспечением качества образования осуществляется в форме инспектирования.

Инспектирование включает проверку и оценку направлений деятельности учреждений образования, организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Порядок и периодичность государственного контроля за обеспечением качества образования устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь, а государственные органы (организации), его осуществляющие, – Правительством Республики Беларусь.

Статья 116. Самоконтроль образовательной деятельности

Самоконтроль образовательной деятельности – комплексный анализ образовательной деятельности учреждения образования, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности, осуществляемый учреждением образования.

Самоконтроль образовательной деятельности предшествует государственной аккредитации учреждения образования и ее подтверждению.

Порядок и периодичность проведения учреждениями образования самоконтроля образовательной деятельности определяются Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 13
МЕЖДУНАРОДНОе СОТРУДНИЧЕСТВо В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 117. Международное сотрудничество в сфере образования

Международное сотрудничество в сфере образования – деятельность, направленная на получение образования гражданами Республики Беларусь в учреждениях образования иностранных государств, иностранными гражданами и лицами без гражданства в учреждениях образования Республики Беларусь, на обмен обучающимися, педагогическими работниками, а также на участие в международных мероприятиях.

Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется в рамках международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых учреждением образования (иной организацией системы образования Республики Беларусь) и учреждением образования иностранного государства (международной организацией, иностранным физическим лицом, иностранной организацией), международных и национальных проектов и программ в сфере образования.

Международное сотрудничество, в том числе внешнеторговая деятельность, в сфере образования осуществляется на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения и в соответствии с законодательством Республики Беларусь и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности и общества.

Статья 118. Внешнеторговая деятельность в сфере образования

Внешнеторговая деятельность в сфере образования включает внешнюю торговлю услугами в сфере образования, объектами

интеллектуальной собственности, в том числе исключительными правами на них, и осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми учреждением образования (иной организацией системы образования Республики Беларусь) и учреждением образования иностранного государства (международной организацией, иностранным физическим лицом, иностранной организацией).

Статья 119. Получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, а также ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь и (или) договорами, заключаемыми учреждением образования (иной организацией системы образования Республики Беларусь) и учреждением образования иностранного государства (международной организацией, иностранным физическим лицом, иностранной организацией).

Статья 120. Академическая мобильность

Академическая мобильность – обмен обучающимися, педагогическими, научными работниками Республики Беларусь и иностранного государства в целях обучения, повышения квалификации, совершенствования научной и преподавательской деятельности.

Академическая мобильность достигается посредством реализации международных программ, международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых учреждением образования (иной организацией системы образования Республики Беларусь) и учреждением образования иностранного государства (международной организацией, иностранным физическим лицом, иностранной организацией).

Обмен осуществляется, как правило, на паритетной основе и носит временный характер. Обучающиеся, педагогические работники должны вернуться в государство постоянного проживания после завершения обучения, научной или преподавательской деятельности. Продолжительность и иные условия обмена устанавливаются договором.

Статья 121. Признание результатов обучения в учреждениях образования иностранных государств

Признание результатов обучения в учреждениях образования иностранных государств означает предоставление Республикой Беларусь права лицу продолжить получение образования в учреждениях образования Республики Беларусь, организациях Республики Беларусь, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования.

Признание результатов обучения в учреждениях образования иностранных государств осуществляется на основании заявления лица, обучавшегося в учреждении образования иностранного государства, предоставленных документов об обучении в учреждениях образования иностранных государств посредством проведения экспертизы на соответствие результатов обучения в учреждении образования иностранного государства образовательным программам соответст-вующего вида образования в Республике Беларусь.

Порядок признания результатов обучения в учреждениях образования иностранных государств, а также организации, осуществляющие признание, определяются Правительством Республики Беларусь.

Статья 122. Образовательная деятельность учреждений образования (их филиалов и представительств) Республики Беларусь на территории иностранных государств, учреждений образования (их филиалов и представительств) международных организаций и иностранных государств на территории Республики Беларусь

Образовательная деятельность учреждений образования (их филиалов и представительств) Республики Беларусь на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого они расположены, законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Образовательная деятельность учреждений образования (их филиалов и представительств) международных организаций и иностранных государств на территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ V
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГЛАВА 14
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК.
МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО взыскания

Статья 123. Дисциплинарный проступок

Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обучающимся обязанностей, возложенных на него актами законодательства Республики Беларусь, уставом и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

Наши рекомендации