Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для обучающихся очной и заочной форм обучения:
1. Фазы развития специальной педагогики в зарубежной компаративистике
2. Факторы и условия развития специального образования и специальной педагогики: компаративистский аспект.
3. Государственные реформы специального образования (1975-1990) в США.
4. Основные тенденции и проблемы развития специального образования в США и Канаде.
5. Государственное участие в развитии специального образования в Европе и Азии.
Примерные темы рефератов для обучающихся очной и заочной форм обучения:
1. На основе анализа первоисточников охарактеризуйте понятие «система специального образования» с цитированием авторов;
2. Опишите различные модели интегрированного обучения детей с нарушенным развитием в США;
3. На основе анализа литературы опишите процесс эволюции взглядов на развитие системы специального образования;
4. Перечислите и обоснуйте тенденции и проблемы в специальном образовании и специальной педагогике за рубежом.
Материалы для промежуточной аттестации (примерные вопросы для курсового экзамена) для обучающихся очной и заочной форм обучения:
1. Методологические основания возникновения и развития сравнительной специальной педагогики.
2. Предмет, задачи и методы компаративных научных исследований в специальной педагогике. способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-5);
3. Основные научные подходы сравнительной специальной педагогики: феноменологический, аналитико-эмпирический, исторический, системно-синтетический, имплицитный, проблемный (готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15).
4. История изучения зарубежного опыта в российской специальной педагогике.
5. Основные фазы развития специального образования в зарубежной компаративистике.
6. Основные факторы и условия развития специального образования в мире.
7. Основные направления в изучении детей с ОВЗ в конце 19 начале 20 века в Европе.
8. Клинико-физиологическому направлению в изучении детей с ОВЗ в европейских государствах в 19-20 в.в.
9. Психолого-педагогическое направление в изучении детей с ОВЗ в Европе.
10. История возникновения и развития психометрического направления в изучении интеллектуальных способностей человека.
11. Разработка классификации детей с ОВЗ на основе адаптивных показателей во Франции (готовность к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-пихолого-педагогического сопровождения (ПК-7).
12. Актуальность проблемы ранней диагностики детского развития.
13. Значение показателя JQ, основное содержание интеллектуального тестирования.
14. Формы и содержание ранней помощи и поддержки ребенка и его семьи на примере США.
15. Заслуга Меннеля, Фукса и Вайса перед Европейской специальной педагогикой.
16. Нравственное возрождение системы специального образования в Германии (готовностью к изучению и обеспечению специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектированию групповых и индивидуальных программ сопровождения в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях (ПК-25).
17. Роль Брайля в развитии и совершенствовании специального образования для слепых детей в мировой специальной педагогике.
18. Специфика американской модели интегрированного обучения.
19. Американская система профессиональной подготовки лиц с ОВЗ, ее отличие от других систем.
20. Современный этап развития специального образования в США и Канаде (способностью использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13).
21. Реформирование системы специального образования во второй половине 20 века в Англии (готовность к изучению потенциальных возможностей и специфических культурных потребностей лиц с нарушениями в развитии и реализация индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях (ПК-24).
22. Современная теория и практика специального образования в Англии (готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21).
23. С чем связываются различия в подготовке специалистов-дефектологов в разных странах мира (способностью проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии (ПК-8).
24. Основные тенденции и проблемы развития специального образования в развитых странах мира.
25. Своеобразие развития специального образования в скандинавских странах.
26. Интегрированная теория раннего развития ребенка, ее теоретическая разработка и практическая реализация (Боулби, Штерн, Хелльбрюгге) (готовностью к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2).
27. Модели интегрированного обучения, характеристика российского опыта интегрированного обучения детей с ОВЗ.
28. Сравнительный анализ понятий «интегрированное обучение» и «инклюзивное обучение», назовите основные признаки их сходства и различия.
29. Перспективы развития специального образования в России.
30. Современное состояние специального образования в Японии (способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23).