Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Помимо рекомендованной основной и дополнительной литературы, в процессе самостоятельной работы студенты могут пользоваться следующими методическими материалами:

1. Словарь терминов по дисциплине «Социология конфликтов» для студентов направления 62.040100 – Социология .

2. Социология конфликтов: персоналии для студентов направления 62.040100 – Социология.

Методические материалы в виде электронных ресурсов находятся в открытом доступе на кафедре социологических наук ауд. 427.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию наименование оценочного средства
1. Раздел 1. Концептуальные основы и методы исследования конфликта Знать: ПК 6 теоретические основы социологии конфликтов; основные закономерности протекания социальных конфликтов. Уметь: ПК 6 применять соответствующие целям методы сбора и анализа данных при изучении социальных конфликтов. Владеть: ПК 6 способностью использования социологических знаний на практике. Тестовые задания Практические задания     Эссе   Практические задания
2. Раздел 2. Структура и динамика социального конфликта   Знать: ОПК-2 основные закономерности протекания комплексных социальных процессов (социальных конфликтов) и механизмы функционирования основных социальных общностей. Уметь: ОПК-2 производить, отбирать и анализировать данные о социальных конфликтах; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы Владеть: ОПК-2 навыками межличностной и межкультурной коммуникации; навыками научного анализа социальных проблем и социальных конфликтов. Тестовые задания     Практические задания Эссе     Практические задания Эссе  
3. Раздел 3. Предупреждение и разрешение социальных конфликтов Знать: ПК 6 теоретические основы социологии конфликтов; основные закономерности протекания социальных конфликтов. Уметь: ОПК-2 производить, отбирать и анализировать данные о социальных конфликтах; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы Владеть: ОПК-2 навыками межличностной и межкультурной коммуникации; навыками научного анализа социальных проблем и социальных конфликтов. Тестовые задания Эссе   Практические задания   Практические задания  
4. Раздел 4. Конфликты в разных сферах Знать: ОПК-2 основные закономерности протекания комплексных социальных процессов (социальных конфликтов) и механизмы функционирования основных социальных общностей. Уметь: ПК 6 применять соответствующие целям методы сбора и анализа данных при изучении социальных конфликтов. Владеть: ПК 6 способностью использования социологических знаний на практике. Тестовые задания     Практические задания     Картографирование конфликта  

Типовые контрольные задания или иные материалы

Зачет

А. Типовые вопросы.

1. Объект, предмет и функции социологии конфликтов.

2. Понятие конфликта.

3. История становления социологии конфликтов в зарубежной социологии

4. История становления и основные направления исследований социологии конфликтов в России.

5. Теория конфликта К. Маркса.

6. Конфликтологическая теория Г.Зиммеля.

7. Функциональная теория конфликта Л. Козера.

8. «Конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа.

9. Микросоциологические модели конфликта (К. Боулдинг, И. Гальтунг)

10. Объективные и субъективные факторы возникновения социальных конфликтов.

11. Структура конфликта.

12. Понятие конфликтогена. Виды конфликтогенов.

13. Динамическая модель социального конфликта.

14. Этапы развития социального конфликта.

15. Стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей.

16. Функции социального конфликта в обществе.

17. Прогнозирование конфликтов. Способы исследования социальной напряженности.

18. Механизмы предотвращения конфликтов.

19. Регулирование социальных конфликтов.

20. Формы и способы разрешения социальных конфликтов.

21. Медиаторство и переговоры как способ разрешения конфликтов.

22. Типология социальных конфликтов.

23. Характеристика межличностного конфликта.

24. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт.

25. Конфликт интересов и ценностный конфликт.

26. Межэтнические конфликты. Причины, особенности и формы протекания.

27. Конфликты в организациях

28. Трудовые конфликты

29. Формы конфликта.

30. Конфликты в условиях переходного развития российского общества.

31. Методика исследования конфликта.

32. Анализ и диагностика конфликта.

Б. Критерии и шкала оценивания.

К зачету допускаются студенты, выполнившие практические и тестовые задания. Зачет проводится в устной форме по предложенным выше вопросам.

Оценка «зачтено» ставится студенту, который а) усвоил весь (или основной) объем программного материала; б) правильно, аргументированно ответил на все вопросы (основные, дополнительные, уточняющие), ответ иллюстрируется примерами; в) умеет применять полученные знания на практике, умеет составлять карту конфликта (не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности самостоятельно или с помощью дополнительных вопросов преподавателя). в) владеет навыками анализа причин, структуры и динамики протекания социального конфликта, выработки мер по разрешению конфликта.

Оценка «незачтено» ставится, если содержание вопросов раскрыто слабо, знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью, имеются неточности при ответе на основные вопросы, допускаются фактические ошибки. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем.

Эссе

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей по конкретному вопросу на основе изученной литературы.

А. Темы эссе

1. Эволюция представлений о конфликте

2. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала ХХ века

3. Основные направления исследований конфликтов в современной России

4. Социально-психологические теории конфликта.

5. Социобиологическая парадигма. Понятие агрессии.

6. Проблематика социального конфликта в трудах Франкфуртской школы.

7. Конфликты интересов

8. Закономерности формирования и изменения конфликтного пространства

9. Понятие «жертвы» в конфликте

10. Формирование «образа врага» в конфликте

11. Методы профилактики конфликтов в организации

12. Забастовка как форма трудового конфликта

13. Позиционный конфликт

14. Агрессия как способ достижения интересов. Тактика сдерживания агрессии

15. Насилие как способ конфликтного достижения целей

16. Принцип ненасилия в разрешении конфликта

17. Выбор стиля поведения в соответствующей конфликтной ситуации

18. Конфликты в мире политики

19. Переговоры: стратегии, модели и техники

20. Манипулятивные техники достижения целей и регулирования конфликта

21. Толерантность как принцип социального взаимодействия.

Б. Критерии и шкала оценивания.

Сообщение эссе должно быть представлено в краткой тезисной форме (объем до 3 страниц печатного текста). Для подбора литературы студенты могут воспользоваться публикациями из списка дополнительной литературы или собственными источниками.

Оценка – max 5 баллов, как сумма следующих критериев:

- мультимедийная презентация или наличие раздаточного материала для студентов – 1 балл;

- содержание эссе (полнота использования литературы, собственные выводы и умозаключения, логика изложения и др.– 3 балл;

- грамотная речь, полные ответы на вопросы – 1 балл.

Тестовые задания

Цель тестовых заданий – проверка знаний терминологического поля дисциплины и ориентирования студентов в вопросах, ограниченных программой дисциплины. Тестирование проводится по итогам изучения разделов программы и по итогам изучения дисциплины.

А. Примеры тестовых заданий

1. Согласно теории Г. Зиммеля неизбежность конфликтов заложена в:

А) классовом неравенстве

Б) самой природе человека

В) нехватке ресурсов

Г) статусной дифференциации

2. Совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему, это:

А) система конфликта

Б) динамика конфликта

В) функции конфликта

Г) структура конфликта

3. Тактика компромисса, применяемая при разрешении конфликта, это:

А) взаимные уступки каждой из сторон

Б) понижение своих стремлений и принятие позиций оппонента

В) совместный поиск решений, удовлетворяющего интересы всех сторон

Г) каждая из сторон настаивает на своей позиции

4. К информационным технологиям профилактики конфликтов принадлежит:

А) обеспечение благоприятного психологического климата

Б) снятие социальной напряженности

В) устранение слухов, искажений информации

Г) пресечение всех конфликтных взаимодействий

5. Сбор первичной информации об объекте конфликта через непосредственное восприятие и фиксирование конфликтных событий осуществляется с помощью метода:

А) эксперимента

Б) наблюдения

В) социометрии

Г) опроса

Б. Критерии и шкала оценивания.

Тесты по разделам состоят из 10-15 вопросов, итоговые состоят из 30 вопросов, в каждом вопросе предполагается только один правильный ответ. Максимальная оценка - 5 баллов.

81% -100% – 5 баллов;

66%-80% – 4 балла;

51%-65%– 3 балла;

менее 51% - 0 баллов (или неудовлетворительно).

Практические задания

А. Примеры практических заданий

1. Выпишите из словарей и энциклопедий различные определения «социальный конфликт» и проведите их сравнительный анализ.

2. Дайте определение следующим понятиям: противоречие, борьба, конфронтация, конкуренция, соревнование, что общего и в чем отличие от понятия конфликт.

3. Опишите основные концепции и теории конфликта К.Маркса, Г.Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л.Козера, А.Рапопорта, И.Гальтунга, К.Боулдинга

Критерии описания включают различные аспекты конфликта (К.):

Природа К. ―выражает сущность К., его исходные элементы и принципы

Причины К. ― комплекс факторов, порождающих К.

Острота К. ―степень потенциальной и актуальной реализации К.

Сила К. ― мощность и потенциал столкновения сторон

Функции К. ―направленность и назначение К. как типа социального взаимодействия

Последствия К. ― результаты протекания и регулирования К.

Методы разрешения К. ― способы профилактики, урегулирования и завершения К.

4. Проанализируйте структуру конфликта (на примере любого реального социального конфликта или описанного в художественном произведении).

5. Существуют ли особенности динамики конфликта на разных уровнях и в разных сферах? Приведите два примера из разных областей и дайте краткую характеристику развития данных конфликтов.

6. На примере любого реального социального конфликта или описанного в художественном произведении, проанализируйте стратегии поведения конфликтующих сторон.

7. Укажите индикаторы социальной напряженности на макроурвне и микроуровне, которые можно измерить с помощью социологических и социально-психологических методов.

8. Выборочно практические задания из: Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Питер Пресс, 2009. - 379 с.

Наши рекомендации