Задания для самостоятельной работы. Тема 1. Воспитание эмоциональной отзывчивости детей в дошкольном детстве.
Тема 1. Воспитание эмоциональной отзывчивости детей в дошкольном детстве.
Вопросы для обсуждения.
1. В чем особенности содержания основных понятий темы: социально-эмоциональное воспитание, социально-эмоциональное развитие детей, эмоциональная отзывчивость, гуманные чувства? Как они связаны между собой?
2. В чем своеобразие задач и содержания социально-эмоционального воспитания и развития дошкольников в разных возрастных группах детского сада?
3. Какие формы и методы эффективны для воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольников в разных возрастных группах детского сада?
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1.
На основе изученной литературы раскройте и покажите взаимосвязь понятий «эмоциональное развитие», «социально-эмоциональное воспитание», «эмоциональное состояние», «эмоциональная отзывчивость», «гуманные чувства», «эмпатия»,.
Задание 2.
На основе сравнительного анализа современной образовательной программы дошкольного образования (по выбору студента) покажите усложнение задач и содержания воспитание эмоциональной отзывчивости у детей на разных ступенях дошкольного детства. Представьте результаты сравнительного анализа в схеме, таблице или другом условно-графическом изображении.
Задание 3.
Проанализируйте с позиции развития эмоциональной отзывчивости дошкольников раздел «Дошкольник входит в мир социальных отношений» в учебно-методических пособиях «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» СПб., 2005 или «Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство», СПб. 2007. (по выбору).
Раскройте, какие методы используются воспитателем для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников по отношению к сверстникам и взрослым. Приведите конкретные примеры.
Какие требования предъявляются к организации игровых и реальных практических ситуаций, побуждающих детей к проявлению эмоциональной отзывчивости и заботы?
Рекомендуемая литература.
· Дошкольная педагогика./под ред А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой СПб 2013 раздел 2. с232-240
· Бабаева Т.И Младший дошкольник входит в мир социальных отношений.// Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»:учебно-методическое пособие /Сост.и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
· Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное воспитание дошкольников в детском саду //Методические советы к программе «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2001. С.47-62.
· Бабаева Т.И. Дошкольник входит в мир социальных отношений. //Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»/ Сост. и ред. Бабаева Т.И., Крулехт М.В., Михайлова З.А. – СПб., Детство-Пресс, 2007
· Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. / Автор-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
· Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. С. 8-28.
· Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., Академия, 2003. Глава 2.
· Кошелева А.Д. Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоциональной отзывчивости //Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. С. 63-96.
· Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я. Ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа–Дик, 1999.
· Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия и игры. – М., 2000
Воспитание культуры поведения
У детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения.
1. В чем особенности содержания основных понятий темы:бытовая культура, культура общения, , этикет, культура поведения в общественных местах, культура деятельности?
2. В чем своеобразие задач и содержаниявоспитания культуры поведения дошкольников в разных возрастных группах детского сада?
3. Какие методы и приемы вы бы рекомендовали для решения задач воспитания культуры поведения у детей разных возрастных групп ?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
На основе изученной литературы раскройте понятие «культура поведения» применительно к детям дошкольного возраста.
В контексте данного понятия уточните содержание следующих понятий и обоснуйте их взаимосвязь: бытовая культура, культура общения, культура речи, этикет, культура поведения в общественных местах, культура деятельности. Составьте терминологический мини-словарь.
Задание 2.
Раскройте, как усложняются задачи воспитания культуры поведения и содержание осваиваемого ребенком культурного опыта на разных ступенях дошкольного возраста.
Определите линии анализа содержания опыта культуры поведения и покажите динамику его развития по каждой линии в одной из образовательных программ дошкольного образования. Найдите оригинальную форму наглядного, графического отражения результатов анализа (таблица, «лестница», диаграмма, коллаж, «лучи» и пр.).
Рекомендуемая литература.
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников.– М: Владос, 2001.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста – М., 1986.
Контрольное задание Разработайте и предложите для обсуждения свой вариант игровой или реальной ситуации,направленной на воспитание культуры поведения или побуждающую детей к проявлению сочувствия, взаимопомощи, заботы о сверстниках или взрослых.. (Выбор темы по желанию студента).
Подготовьтесь к презентации и защите своей ситуации на практическом занятии.