Тема: Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве.

План, вопросы для коллективного обсуждения

1. Особенности представлений умственно отсталых детей в дошкольном детстве.

2. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых детей с точки зрения недоразвития знаково-символической деятельности.

3. Отечественные психологи о представлении и образном мышлении детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (М.А. Нудельман, И.И.Соловьев, Ж.И. Шиф и др.).

4. Учет особенностей представлений и образного мышления умственно отсталых детей в коррекционно-воспитательной работе.

Задания для самостоятельной работы.

1. Конспектирование источников.

2. Написать реферативное сообщение на тему: «Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых дошкольников».

Литература (основная, дополнительная)

1. Дробышева Е. С.Особенности распознавания личности другого по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости / Дробышева Е. С., Агавелян О. К.// Специальное образование. - 2010. - № 1. - С. 23-29.

2. Закрепина А.Умственно отсталые дети : синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 58-66.

3. Инденбаум Е. Л.Новый взгляд на старую проблему : к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Инденбаум Е. Л.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 3-10.

4. Коробейников И. А.Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости / Коробейников И. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 16-22.

5. Лазуренко С. Б.Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома-интернаты в дошкольном возрасте / Лазуренко С. Б.// Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 11-20.

6. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

7. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.

8. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2009. - 464 с.[Гриф]

Занятие 8.

Тема: Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта.

План, вопросы для коллективного обсуждения

1. Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном детст­ве

2. Особенности формирования игровой деятельности у у.о. дошкольников (овладение предметной игрой , характеристика игровых действий )

3. Особенности ролевого поведения у.о. дошкольников (кратковременность, неустойчивость, формальность, отсутствие погружения, бедность содержания).

4. Речевое сопровождение игры у умственно отсталых детей.

5. Роль коррекционно-педагогической работы в развитии ро­левой игры у детей с нарушением интеллекта.

Задания для самостоятельного изучения:

1.Подготовить сообщение о значении ролевой игры для социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

2.Подобрать ролевые игры для детей с у.о. (не менее 15).

Литература (основная, дополнительная)

1. Закрепина А.Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : статья вторая : [умственная отсталость] / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 66-73.

2. Кормильчикова И. В.Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В.// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

3. Коробейников И. А.О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза "легкая умственная отсталость" / Коробейников И. А.// Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 14-21.

4. Лысова М. С.Игровые формы работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии / Лысова М. С.// Современный детский сад : [методика и практика]. - 2011. - № 3. - С. 62-67.

5. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

6. Пенькова В. А.Сюжетно-ролевые игры в детском саду для детей с нарушениями интеллекта / Пенькова В. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3. - С. 2-9.

7. Пронина Л.Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии / Пронина Л.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 80-87.

Занятие 9.

Тема: Особенности изобразительной деятельности умственно от­сталых детей в дошкольном возрасте.

План, вопросы для коллективного обсуждения

1.Психологические предпосылки изобразительной деятельно­сти (социально направленно­го восприятия, зрительных ориентировок в задании, познава­тельной установки «Почему он такой?»).

2.Возрастные особенности детского рисования: особенности мо­тивов, целей, средств, отношения к продуктам собственной дея­тельности. Детский рисунок как показатель особенностей психического развития ребенка.

3.Особенности изобразительной деятельности умственно отста­лых дошкольников (трудности овладения, особенности до изобразительного периода и др.).

4.Психологические основы построения коррекционно-образовательных программ.

5.Саамореализа­ция умственно отсталого ребенка в изобразительной де­ятельности как один из способов усвоения социального опыта.

Задания для самостоятельного изучения:

1.Возрастные особенности изобразительной деятельности у.о. дошкольников (выполнить в таблице).

2.Подготовить сообщение на тему « Развитие дошкольников с нарушением интеллекта в процессе овладения образно-графическим преобразованием действительности».

Литература (основная, дополнительная)

1. Лазуренко С. Б.Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома-интернаты в дошкольном возрасте / Лазуренко С. Б.// Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 11-20.

2. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

3. Пронина Л. Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии / Пронина Л.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 80-87.

4. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.

5. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2009. - 464 с.[Гриф]

Занятие 10.

Тема: Конструктивная деятельность умственно отсталых до­школьников.

План, вопросы для коллективного обсуждения

1.Роль конструирования в коррекции недостатков умственной деятельности дошкольников.

2. Особенности конструктивной деятельности умственно отста­лых детей.

3. Психологические основы построения коррекционно-педагогической модели обучения (учет потребностей ребенка дошко­льного возраста, игровых мотивов деятельности, коммуника­тивная основа обучения, сотрудничество взрослого с ребенком, сенсорное развитие, связь с другими видами деятельности).

Задания для самостоятельного изучения:

1.Охарактеризуйте основные виды моделирования в процессе конструирования и их коррекционно-развивающий эффект (письменно).

Литература (основная, дополнительная)

1. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.

2. Рубцов А. В.Коррекция особенностей психомоторного развития умственно отсталых детей средствами адаптивной физической культуры / Рубцов А. В.// Физическая культура: воспитание , образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 69-72.

3. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2009. - 464 с.[Гриф]

Занятие 11.

Наши рекомендации