Использование различных форм словесной речи 11 страница
Для продуктивного формирования речи в непосредственном общении необходима систематическая проверка руководством детского сада усвоения того минимума раз-гаворной речи, который должен быть усвоен детьми в соответствии с программными требованиями.
В данной главе мы дали такое подробное описание предложенного нами пути формирования речи непосредственно в общении потому, что путь этот по-настоящему реализуется в системе дошкольного воспитания глухих
впервые. это единственный и продуктивный путь усвоения
речи, которым идет начинающийй говоритиьмаленький
слабослышащий ребенок.
Используя дактильную речь, можно: детей словам и выражениям, которые им необходимы для общения с окружающими их сверст никами;
во-вторых, учить разговорной речи, не создавая для этого специальной ситуации, что необходимо при обучении такого рода словам и выражениям на занятиях;
в-третьих, закрепить и расширить значения усвоенных слов и выражений в процессе многократных повто-150
рений в естественных условиях непосредственного об щения;
в-четвертых, формировать у детей навык восприни мать и запоминать разговорную речь непосредственно в общении; при этом создается возможность вовлечь в этот важный для развития ребенка процесс, кроме спе циалистов, обучающих детей, всех общающихся с ними.
Возникает вопрос: почему не сделать путь формиро вания речи 'непосредственно в общении единственным? Известно, что этот путь сочетается с формированием речи на специально организованных занятиях. Чем вызвана такая необходимость? Дело в том, что такой путь не дает желаемых результатов, если он не сочетается с обу чением детей речи на специально организованных заня тиях. При отсутствии такого сочетания легко обнаружи вается его ограниченность, которая проявляется в сле дующем:
1. Слова, с которыми знакомятся в непосредственном
общении, чаще всего относятся к тому или иному единич
ному явлению. На специальных занятиях по обучению
речи есть возможность сделать их носителями определен
ного обобщения.
2. Формирование необходимых обобщений в процессе
непосредственного общения возможно, но требует значи
тельно большего, чем на специально организованных за
нятиях, времени. Вместе с тем более низким оказывается
и качественная сторона этих обобщений. Так, например,
слова широкий и узкий, употреблявшиеся детьми пятого
года жизни в течение месяца только в непосредственном
общении, не употреблялись ими самостоятельно, как
только ситуация общения оказывалась новой. Дети не
смогли осуществить перенос значения на сходные случаи.
В то же время дети контрольной группы, которым эти
слова были даны на специальных занятиях, уже на вось
мой день самостоятельно употребляли их по отношению
к объектам, не фигурировавшим на этих занятиях.
В условиях непосредственного общения часто бывает невозможно обеспечить необходимое для усвоения того или иного слова количество повторений, поскольку, например, эти повторения не всегда могут следовать одно за другим. Кроме того, даже тогда, когда та или иная выполняемая детьми деятельность повторяется часто, может не создаваться необходимых условий для овладе-
ния речью, поскольку главным остается овладение деятельностью, а не обучение речи. На специальных занятиях все подчинено исключительно формированию речи. Кроме того, в усвоении слов и выражений разговорной речи непосредственно в общении имеет место случайность в подборе слов и индивидуальный характер их усвоения. Это особенно касается тех случаев, когда слова даются детям в связи с возникшей у каждого из них в отдельности потребностью в общении (так называемые внепрограммные слова).
И наконец, для усвоения речи непосредственно в общении необходим определенный уровень подготовки детей, которую они получают на специальных занятиях. Чем выше уровень общего и речевого развития детей, тем больше возможностей для формирования речи непосредственно в общении. Разумеется, в п'роцессе общения, многократно употребляя одно и то же слово в различ- ных ситуациях, ребенок неизбежно приходит к злементар-ным обобщениям. Поэтому не представляет сомнения, что накопление лексики и даже усвоение основных грамматических закономерностей языка возможно и на основе использования в общении дактильной формы речи. Но при этом процесс усвоения речи (особенно в условиях общественного, а не семейного воспитания) будет более длительным и сложным. Специальные занятия, подводящие детей к лексическим и грамматическим обобщениям, ускоряют и облегчают сложный процесс овладения речью. Специальные занятия на материале, обобщающем речевой опыт, накопленный детьми непосредственно в общении, приводят их к сознательному применению некоторых языковых (лексических и грамматических) закономерностей. Огромная мыслительная деятельность, которая совершается детьми на занятиях такого рода, способствует их общему и речевому развитию, позволяет более осмысленно пользоваться речью. И наконец, обучение произношению не может осуществляться только в общении, хотя его необходимо использовать для закрепления, исправления и совершенствования; оно должно происходить на специальных занятиях. В процессе подлинного словесного общения в устной форме говорящие не должны задухмываться над образованием необходимой в этот момент формы слова, тем более они не должны задумываться относительно положения речевых органов при произ-152
несении того или иного звука. У глухого ребенка, усваивающего устную речь как средство общения, одновременно возникает много трудностей: ему необходимо сосредоточиться на подборе слов, помнить о положении речевых органов, задумываться над выбором нужной грамматической формы слова. Все это нарушает общение. Вот почему на начальном этапе обучения единый процесс формирования речи как бы расчленяется на составные части. Обучение произношению осуществляется на наиболее подходящем для этой цели речевом материале. На специальных занятиях по формированию лексических и грамматических обобщений дети усваивают некоторый минимум слов и выражений и практику пользования наиболее обиходными грамматическими формами слов. Специальные игры-упражнения, особенно различные варианты игр, в которых используются поручения, способствуют закреплению усвоенных слов и выражений. Следующее за этим естественное пользование речью в быту не только обеспечивает сознательное и полноценное усвоение разговорной речи, но и развивает у детей потребность в словесном общении.
Специальное исследование и длительный педагогический эксперимент, приведшие к созданию данной методики, а также опыт работы многих дошкольных учреждений для глухих подтвердили правильность выдвинутого теоретического положения, согласно которому именно сочетание двух путей формирования речи — на специальных занятиях и непосредственно в общении — обеспечивает более быстрое и качественное усвоение речи глухими дошкольниками. Вот почему это положение является одним из основных принципов формирования речи.
ГЛАВА V