СПОСОБСТВУЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА (в соответствии с ФГОС СПО на профессию)

МПО. Лабораторная работа №3.

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ) И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ,

СПОСОБСТВУЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА (в соответствии с ФГОС СПО на профессию)

ЦЕЛИ РАБОТЫ: Изучение требований к знаниям, умениям и профессиональному опыту выпускника по одной из дисциплин или модулей (из ФГОС на профессию). Формирование содержания программы дисциплины (модуля).

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ФГОС СПО обеспечивают реализацию модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании. В стандартах заложена идеология формирования содержания образования «от результата». Стандарт задает общие требования к результатам освоения образовательной программы, общие цели организации образовательного процесса, а учебная программа – конкретное содержание в конкретный период времени. Образовательные организации должны ежегодно изучать меняющиеся требования рынка труда и потребителей образовательных услуг (обучающихся) и вносить соответствующие изменения.

Учебная программа (дисциплины, модуля) – это документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного предмета по соответствующему учебному плану, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого образовательного уровня.

Учреждения профессионального образования в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ) имеют право самостоятельной разработки и выбора учебных программ. При этом основным требованием является соответствие учебной программы образовательному стандарту на профессию. В целях методического сопровождения процесса разработки программ дисциплин, модулей и курсов для образовательных организаций существуют Методические рекомендации по разработке основных элементов основной профессиональной образовательной программы – программ профессиональных модулей, учебных дисциплин, оценочных средств [1].

Однако, в рамках внедрения ФГОС СПО на компетентностной основе, примерную учебно-программную документацию для профессии образовательное учреждение не получает, а приобретает после утверждения этой документации Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО). Поэтому, часто руководство и методические службы техникумов и колледжей выполняют разработку этих рабочих документов самостоятельно.

Содержание подготовки по рабочей профессии отражено в таких документах как учебный план, ПМ – профессиональный модуль, МДК – междисциплинарный курс, УД – учебная дисциплина

Модуль (учебный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

Профессиональный модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартом результатам образования. Каждому виду деятельности и составляющим его профессиональным компетенциям соответствует профессиональный модуль. В перспективе профессиональный модуль может представлять собой самостоятельную программу с обязательной процедурой сертификации.

Модульное построение образовательного процесса имеет определенные преимущества, среди которых: - возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований к работнику вследствие изменений в технологиях и организации труда; - возможность индивидуализации обучения для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей (и перехода к системе зачетных единиц в обучении); - возможность применения одних и тех же модулей в качестве элементов сразу нескольких учебных программ.

Модульное структурирование содержания образования в ФГОС СПО предусмотрено только для профессионального цикла (он выводит на освоение видов деятельности по профессии), а для общепрофессиональных дисциплин сохранено дисциплинарное структурирование.

Профессиональные модули (ПМ) состоят из междисциплинарных курсов (МДК), включающих теоретическую и практическую подготовку, и обязательной учебной и / или производственной практики (практики по профилю специальности). Это позволяет построить образовательный процесс так, что изучаемая в рамках МДК информация сразу же будет применяться на практике. Более того, при освоении ПМ потребность в информации у студентов может возникать в ответ на проблемы, с которыми они сталкиваются на практике. Такое обучение работает на развитие учебной мотивации обучающегося (он ясно представляет себе назначение каждого элемента содержания обучения и их взаимосвязь), создает условия для формирования готовности применять полученные умения и знания для успешного решения профессиональных задач, т.е. овладения общими и профессиональными компетенциями.

Следует указать правило командной разработки образовательных программ. Оно подразумевает согласованность действий всего педагогического коллектива, а также тесное взаимодействие с социальными партнерами, работодателями.

Структура программы учебной дисциплины (модуля) включает разделы:

Наши рекомендации