Глава IV. Психология младшего школьника. школьном возрасте только складывается, непосредственная по­мощь в ее становлении со стороны учителя является крайне необ­ходимой


школьном возрасте только складывается, непосредственная по­мощь в ее становлении со стороны учителя является крайне необ­ходимой. Диагностика общительности в большинстве методик ос­нована на самооценке испытуемого, что в наименьшей степени является адекватным возрастным особенностям младшего школь­ника. Здесь наиболее подходит метод наблюдения, который может охватить широкий диапазон характеристик, оценивание которых не под силу младшим школьникам.

Процедура наблюдения

Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам:

• Потребность в общении.

• Контактность.

• Способность понимать другого человека.

• Способность к сочувствию, сопереживанию.

• Умение пользоваться средствами общения.

В процессе наблюдения следует подбирать ситуации, соответ­ствующие показателям, указанным в схеме наблюдения. Ситуации также полезно специально организовывать. Наблюдения можно дополнять сведениями, полученными из уточняющих бесед с детьми.

Промежуточные результаты наблюдения нужно тщательно фиксировать, что позволит в итоге получить достоверные резуль­таты.

Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1—20) следует фиксировать крестиком в соответствии со степе­нью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается семью баллами, низшая — одним баллом.

Схема наблюдения

№ п/п Показатели Баллы 7 6 5 4 3 2 1 Показатели
2.
Имеет много друзей   Непопулярен
Отсутствуют недоброжелатели, недруги   Многие его недолюбливают
Любит быть на людях, ищет новых друзей   Замкнут, общается с узким кругом друзей

План-задание для самостоятельной работы



Не боится выступать перед людьми вновой обстановке   Робкий, застенчивый
Открытый   Скрытный
Отзывчивый   Черствый
Ориентируется преимущественно на собственное мнение   Озабочен мнением окружающих о себе
Дает или дарит свои вещи сверстникам   Никогда ничего не дает сверстникам
Радуется хорошей отметке сверстника   Равнодушен к отметкам сверстника
Выполняет работу за других (опоздавших, больных...)   Никогда не делает работу за других
Часто говорит «спасибо»   Никогда не благодарит за услугу
Делится с другими своими переживаниями   Никогда не делится своими переживаниями
Умеет по лицу распознавать плохое настроение   Не умеет распознавать плохое настроение
Всегда внимательно слушает товарищей, не перебивает   Всегда перебивает товарищей, не слушает собеседника
Хорошо определяет по лицу состояние безразличия   Не может определить по лицу состояние безразличия
Хорошо различает позы враждебности   Не способен определить позу враждебности
Понимает позу превосходства   Не способен понимать позу превосходства
Свободно общается со взрослыми   Стесняется общаться со взрослыми
Уходя, всегда прощается   Никогда не прощается
Хорошо владеет собой, может сдерживать проявление чувств   Несдержан, не способен владеть своими чувствами

Глава IV. Психология младшего школьника

Обработка результатов

Вычислите общую сумму баллов по всем двадцати показате­лям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наи­меньшая - 20.

Сумма баллов по показателям 1,2,4,18 покажет степень кон­тактности ребенка. Сумма баллов по показателям 3,5,7,12 характе­ризует степень выраженности потребности в общении, по показа­телям 6,8,9,10 — эмпатии, по показателям 13,15,16,17 - понима­ние другого человека, а показатели 11,14,19,20 — степень владе­ния элементарными средствами общения. По каждому из показа­телей 1—5 сумма баллов может колебаться от 4 до 28.

5. Используя рисуночный тест для определения эмоциональ­ного состояния ребенка в системе межличностных отношений, по результатам исследования сделайте краткие выводы и предложите собственные психолого-педагогические рекомендации по оказа­н и ю необходимой психологической поддержки нуждающимся в ней детям.

Наши рекомендации