Подворье Кудрявцевых, деревня Ручки.
Как только мы зашли во двор, залаяла одна из охотничьих собак дяди Саши. Мы не обращаем внимание, но она не унимается. Жена, Татьяна Александровна, одобрительно кивает в сторону лайки.
- Лает на чужих, всё правильно.
Лесничий начинает рассказывать.
- Это Тайга – тень Якута (вторая собака дяди Саши). Якут для неё бесспорный авторитет.
- А за какой дичью она охотится?
- За той же, что и Якут, - улыбается хозяин.
Степан Пухмарёв
18:46 Подворье Кудрявцевых, деревня Ручки.
Общее внимание всё ещё приковано к лайке.
- А какая дичь тут вообще водится?
- Да любая, - отвечает Дядя Саша, - вот недавно лиса у нас двух кур утащила. Тайга не успела ничего сделать.
Потом оказалось, что кур утащила, не лиса, а рыжая собака. Но лесник рассказывает о том, как прошлой ночью он сидел в подворье за очередным изделием, и к нему пришли волк и волчица. Правда, чуть позже убежали.
Степан Пухмарёв
18:50 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки.
В просторной гостиной на диване лежит дочь Диана и смотрит по телевизору трансляцию с Олимпиады. Увидев гостей, она здоровается, выключает телевизор и уходит ставить чайник. В комнате типичная деревенская обстановка: диван, кресла, полированный столик, стереомагнитофон, старый телевизор. Багровые с золотым узором обои и массивные часы создают провинциальный уют. Приходит Татьяна Александровна с чаем и угощением:
- Мы телевизор смотрим немного, в основном спортивные программы или про животных. Ну и я иногда смотрю передачу с Малаховым. Там какая-нибудь героиня сначала робко плачет, через минуту злится и кричит, балаган просто!
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
18:55 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки.
На столике свежие газеты «Из рук в руки» и «Максатихинские вести».
- «Вести» мы выписываем, приходят каждую неделю. Еще «Аргументы и факты» хороша газета, там можно что-то полезное вычитать, типа «Как пройти техосмотр», – рассказывает жена дяди Саши. - Два месяца назад подключили интернет. Я там только по работе информацию читаю. А вот Саша читает там и про охоту, и про каких-то сибирских лесорубов. Недавно увидел инструкцию, как складывать печки. Уже успел матери сложить одну.
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:01 Подворье Кудрявцевых, деревня Ручки.
Работа над крепкой добротной скамейкой окончена. Осталось лишь перенести под ёлку. Рядом со свежим изделием стоит трактор с прицепом.
- Трактор здесь всегда пригодится. Дрова перевезти или ещё что-нибудь.
- А эти дрова откуда? С участка? – спрашиваю я лесничего, указывая на поклажу брёвен.
- Часть с участка, часть – нет. Бывает, идёшь с женой за ягодами, видишь – дерево упало. А что добру пропадать? Распиливаешь и к себе.
Степан Пухмарёв
19:02 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки.
Пьем чай с угощением. У стены стоит внушительного вида музыкальный центр. А прямо над ним, в красном углу висит икона Николая Чудотворца в старинном окладе.
- Эта икона досталась мне от бабушки – рассказывает библиотекарь Татьяна Алексеевна. – А ей тоже перешла по наследству. Кстати, в 25 километрах от Ручек есть источник Николая Чудотворца. Туда раз в год привозят его икону из соседнего монастыря. Говорят, однажды здешнему мастеру заказали оклад для образа. Но когда икону привезли, она оказалась велика для оклада. Мастер предложить обрезать её. Так и сделали. На иконе у святого оказались обрезаны ступни. В тот же вечер у мастера отнялись ноги.
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:07 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
Все пьют чай. Из окна открывается вид на деревенский колодец.
Года 3-4 назад мы вырыли этот колодец, - вспоминает дядя Саша, - если кипятить воду из-под крана, чайники быстро ломаются. От водопроводной воды быстро появляется накипь. А колодезную кипятим, и за все годы никакой накипи. Чайник живёт!
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:09 Подворье Кудрявцевых, деревня Ручки.
Перенесли исполинскую скамейку на место. Старую поставили напротив. Я с трудом перевожу дух. Дядя Саша спокойно сидит напротив.
- Что, тяжело? – спрашивает он ровным голосом.
Стараясь не отвлекаться, я спрашиваю его по поводу планов на выходные.
- Думал, шабашка будет. Одному московскому в Загородье баню поставить надо было. Но у него что-то не сложилось, так что работа откладывается. Представляешь, фактически за 4 дня работы получается сто тысяч рублей.
Дядя Саша рассказывает о том, что Загородье – это та же Рублёвка, только в Максатихинском районе. Москвичи раскупили там почти все дома. Причём цены за дом доходили до 1 800 000 рублей, на что в Твери можно купить хорошую двухкомнатную квартиру. Так что подработка выходит неплохая.
- Знаешь поговорку? Летом один день год кормит.
Степан Пухмарёв
19:11 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
Разговор плавно переходит к похвалам хозяйским малосольным огурцам. У дяди Саши и на этот случай заготовлена своя история:
- Иногда ночуешь в лесу один, и кто-нибудь приходит, - на последних словах лесник понижает голос, - Частенько такое было. Мне охотник знакомый говорит: «А ты Хозяину что-нибудь кладешь? Нет? Вот он к тебе и приходит. И будет приходить, пока ты в его владеньях всем даром пользуешься». Говорят, Хозяин огурцы любит, соленые, - с серьезным видом добавляет дядя Саша.
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:15 Подворье Кудрявцевых, деревня Ручки
-Ну не люблю я путешествовать, - в очередной раз объясняет мне Дядя Саша.
Лесничему уже 45, лет и ему не хочется ничего менять.
-Неуютно чувствую себя в гостях. Дома, понятно, ведёшь себя так, как тебе нравится. А в гостях – не люблю.
Степан Пухмарёв
19:18 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки.
В дом заходят мужчины: корреспондент мастерской оперативной журналистики и дядя Саша (в цветной полинявшей футболке и шортах с изображением американского флага и долларов).
- Я шорты порвал! – весело сообщает он окружающим.
- Ходишь в обносках, еще и небритый, людям показывать – ласково подзадоривает Сашу жена Татьяна .
На столе появляется коньяк.
- Ой, может, не надо это? – смущается Татьяна, но тем не менее уходит за малосольными огурцами.
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:20 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
-Или вот еще было, - разговорился дядя Саша, - обрабатывал я как-то лосиный череп, поранил палец. Сильно, прям до воспаления. Врач сказала, больничный бери, минимум на 1,5 недели. Или к бабке сходи. На больничный неохота, поехал к бабке. Она говорит: «Приходи на заре, вечерней или утренней. Зорьку надо. И дом деревянный, из которого иконы ни разу не выносились. У меня такой». Ну, приехал на зорьке, она крем какой-то нашептала и красной тряпкой палец перевязала. На утро к врачу приехал, она палец посмотрела и больничный сразу закрыла.
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:21 Подворье Кудрявцевых, деревня Ручки.
Мимо скамеек проходит сын Дима. Говорит, что к бабушке.
- По бабам любит ходить, - грустно произносит Дядя Саша, - у нас такого не было. Когда я был в его возрасте, у нас ещё только секс начал появляться, - смеётся лесничий.
Нас приглашают к чаю.
Степан Пухмарёв
19:25 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
Татьяна приносит вторую порцию огурцов, дядя Саша закусывает и продолжает:
- Старушка одинокая жила, москвичка. Помогал ей, шабашил. Муж у неё стариной увлекался, книжки собирал старинные. Когда умер, их много осталось. Решила она как-то пыль с них протереть, тряпка зацепилась за что-то. Это оказалась книга в переплете из металла. Начала листать, оказалось, церковная книга из Загородья. Муж перед смертью успел только рассказать, что покупку сделал в Твери на вокзале. У нас в Загородье из храма много всего разворовали в свое время, иконы в основном, и книгу эту, наверное, тогда же вынесли. Неизвестно, через сколько рук она прошла, но главное, что в итоге вернулась домой.
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19: 30 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
С началом Летней школы жизнь в Ручках оживилась, в магазине появились новые лица. Татьяна рассказывает:
- Стоят две девчонки из лагеря в магазине, одна говорит: «Давай молока купим или сметанки». Вторая ей: «Ты что, нам же запретили у местных старушек покупать!». А я им хотела сказать, что при всем желании молока они здесь нигде не купят, потому что коров в Ручках не осталось, только в Ямниках. А те, что на поле пасутся, – это коровы хозяйства. Но у них лучше вообще не брать. Когда работал Сашка сварщиком, ему выдавали бесплатно пол-литра такого молока. Так у меня даже блины из него пахли силосом!
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:42 Колодец, деревня Ручки
Жители деревни не рискуют поливать свои клумбы ледяной водой из местного колодца. Нарушает это негласное правило только одна женщина, и её клумбы - одни из самых роскошных в деревне.
Карамышев Александр
19:45 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
- В воскресенье буду звонить начальству, докладывать, что закончил участок. Они мне нарежут новый, - делится планами дядя Саша.
- А чем вы вообще занимаетесь в свободное время?
- То лавку сделаю, то еще что. Раньше на речку ездили. В местечко Слюды, ближе к Загородью. А сейчас лучше баньку натоплю, там помоюсь. В жару +33 в речку страшно стало зайти – вода холодной кажется. На охоту реже сейчас хожу.
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:48 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
- Жена у вас библиотекарь, а какие книжки у вас дома любят?
Дядя Саша тушуется. За него отвечает Татьяна:
- Джека Лондона он любит, Сетон-Томпсона, про животных, про охоту. Или вот ещё, ты всё просил книжку тебе купить... Как же ее... – лезет в шкаф, - Кервут!
- Дим, а у тебя какая любимая книга?
- «Война и мир», - почти сразу нашелся он. – Очень люблю!
Анастасия Лаптенок и Варвара Лесина
19:55 Река Молога, деревня Ручки
Со стороны Максатихи подъезжает тонированный джип. Из внедорожника высаживаются четверо рыболовов со снастями и снаряжением – это два отца и два сына.
Рыбаки быстро раскладываются, подбирают подходящие рогатины, ставят удочки. Только после этого собирают «на стол»: открывают тушёнку, чипсы и кукурузу. Кукуруза предназначается рыбе.
- Белая рыба, язь, к примеру, очень хорошо на неё клюёт, - объясняют.
Карамышев Александр
19:55 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
Дядя Саша приносит ещё чаю.
-Ты его хотя бы разогрел, - иронично замечает Татьяна Александровна.
-Конечно! – недовольно буркает муж.
-Ну, тогда давай идти в баню, - отвечает жена.
Дядя Саша хитро щурится и указывает на полупустую бутылку коньяка.
-Посмотри сколько ещё времени на песочных часах.
Степан Пухмарёв
20:02 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
Заходит Дима, говорит, что через час должна прийти бабушка мыться в бане. Лесничий рассказывает, что его мама живет неподалёку. Он несколько раз предлагал ей переехать к ним, но она отказывается.
-Пожилые не любят перемен, как и я. Чаще всего, перемены для них губительны.
Пока не пришла бабушка, в баню предлагают сходить мне.
Степан Пухмарёв
20:05 Баня Кудрявцевых, деревня Ручки
Дядя Саша объясняет, как «поддавать». Печка – огромный кан с горячей водой, опоясанный кирпичом. Справа прилегает топка с дымоходом. Из топки торчат две трубы, напоминающие сопла ракетного двигателя. «Поддавать» нужно в них. Когда горячая вода попадает в сопла, валит густой дым, словно при перегазовке.
-Друг-москвич говорит: «У тебя баня самая лучшая», - гордо заявляет Дядя Саша. - Её ещё мой отец построил. Раньше баня стояла у реки. Но, как обычно, сначала делают, потом думают. Пришлось переносить. Первые три бревна я поставил. Остальное – старая баня.
Степан Пухмарёв
20:15 Река Молога, деревня Ручки
Рыбаки сидят на берегу уже минут 20, но пока ничего не поймали. Говорят:
- Вся рыба на стремнине, стремается.
Купания летнешкольников тоже не способствуют рыбалке. Сейчас несколько девушек с ЛШ заплыли на середину реки.
- Ух, как хорошо-то, - громко восторгаются они
- Всех сомов нам распугаете – кричат им рыбаки.
Девушки проявляют понимание, стараются плескаться поменьше.
Александр Карамышев
20:23 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
Татьяна Александровна показывает фотографии ещё гладковыбритого мужа с рысью в руках.
-Когда вы успели наткнуться на рысь?
-Давно, года два назад. Иду зимой по лесу. Вижу бугор на ветке. Встал, выпрямился – хищник. Звоню жене: «Тань, подходи ко мне, я один не утащу». Бах.
Степан Пухмарёв
20:30 Деревня Ямники.
Из-за поворота показался грузовой фургон.
- О! Шашыга приехала, - сидя на лавочке, прокомментировали Ирина и её мама Любовь.
«Шашыга» - это машина с номером 66. Он присвоен зелёному фургону лесорубов.
- Смотри, и Инка там, - говорит Люба. – Видно, после работы на речку всей семьёй съездили. Ой, музыка-то как орёт из кабины. Отдыхают.
Олёна Жолобова.
20:30 Дом № 121, деревня Ручки
Жена бывшего председателя колхоза Лидия Николаевна рассказывает, что раньше деревня Ручки была известна на всю область, как образцово-показательное хозяйство. Сейчас времена не те, но, в общем, тоже ничего, спокойно: Лидия Николаевна даже отпускает своего внука гулять до самой ночи.
Лидия Николаевна проживает в Ручках уже 30 лет. Вместе с мужем она переехала сюда из колхоза «Ленинская искра». Супруг работал председателем колхоза и в прежнее время Ручки были известны на всю область как образцовое хозяйство. Жизнь в Ручках абсолютно спокойная, поэтому Лидия Николаевна спокойно отпускает внука Егора гулять до ночи.
Много рассказывала и хвалила женщина Мастерскую теории малых дел, 3 цикл.
- Ребята спокойные, вежливые, ни от кого слова грубого не услышишь. Хочу попросить Гришу Тарасевича отметить их. Мне помогают очень много: почистили печную трубу, починили крышу в бане и все сами, без просьб с моей стороны.
Дарья Бородыня
20:34 Река Молога, деревня Ручки
Клев начинается спустя минут 40 после начала рыбалки.
- Подсачник на всякий случай раздербаньте, - отдает указания пожилой рыбак, имея в виду, что нужно растянуть на берегу сеть для пойманной рыбы.
- Да ты блефуешь! – беззлобно подкалываеют его остальные. - Сам себе поклёвки делаешь!
Но подсачник всё-таки «разербанивают».
Александр Карамышев
20:37, Магазин «Престиж», деревня Ручки.
Продавец Евгений Михайлович подсчитывает выручку, вешает ценники. В магазине никого нет.
20:39
Евгений Михайлович записывает на бумаге, тихо приговаривая:
- Вода, масло, шоколад…
Объясняет:
- Заявочку на завтра делаю: хлебушек, молочку с маслозавода каждый день завожу. Это Галине в «ТПС» хорошо, ей райпо централизованно товар завозит, заявку написала и все, а мы – частники сами крутимся, ищем, закупаем, привозим.
Мария Куликова, Зарина Хазиева
20:45 Магазин «Галина», деревня Ручки.
Заканчивается рабочий день. Галина оформила отчет, написала чеки. Параллельно со всем этим она не прекращала отпускать товары.
- Пока людей нет, я своими делами занимаюсь, убралась, мусор выкинула. Когда приходит кто-то – с ними работаю. Вроде и не устаю. Дома вот посидишь два часа – и устанешь.
Выходной по графику работы в воскресенье, но Галина часто работает и по воскресеньям:
- Если выходной нужен – беру, но дома-то дела быстро делаются. И выхожу в воскресенье до часу-до двух. Сейчас вот полы помою, и закроемся.
Елена Рыбина
20:49 Дом Кудрявцевых, деревня Ручки
Весёлый Дядя Саша сидит в кресле напротив. На правом предплечье красуется затёртая татуировка в виде факела. Внизу подпись «БЛИЦС».
-Откуда у Вас татуировка?
-Да, когда в стройбате служил, всем татуировки накалывал. Самодельная машинка была. А уже ближе к дембелю как то накурились анаши. Вырубились. Накурились ещё. Позвали меня в спорт-зал и говорят: «Ты нам всё время татуировки делал, теперь наша очередь». Так и накололи.
-У тебя ещё татуировка есть, забыл? – подначивает Татьяна Александровна.
Дядя Саша смущённо закатывает правый рукав футболки, откуда выглядывает привлекательная девушка с обнажённой грудью.
-Дядя Саш, как расшифровывается «БЛИЦС»?
Лесничий серьёзно смотрит на нас.
-Береги любовь и цени свободу.
Степан Пухмарёв
21:00, Магазин «Престиж», деревня Ручки.
Евгений Михайлович закрывает магазин.
Мария Куликова, Зарина Хазиева
21:02 Река Молога, деревня Ручки
По мосту с грохотом проезжает автомобиль хозяина магазина «Престиж». Отдыхающие из Максатихир по-прежнему ничего не наловили. Зато узнали много подробностей о Летней школе. Они с интересом расспрашивают меня, идея проекта нравится. Интересуются, в основном, отцы.
- Вот чем летом-то надо заниматься, - кивают они сыновьям.
21:10 Река Молога, деревня Ручки
Парни, похоже, уже не верят, что вернутся с уловом. Начинают с помощью приложения на смартфоне сканировать речку на наличие форели. Программа сообщает, что вероятность клёва форели сегодня минимальна и настоятельно рекомендует использовать для её лова личинок ручейника. А в это время на мелководье у противоположного берега резвятся щурята-провокаторы.
Александр Карамышев