Методы и средства обучения
1. Понятие методов обучения. Классификация методов обучения.
2. Активные формы и методы обучения.
3. Средства обучения.
1. Метод обучения – способ организации учебно-образовательной деятельности.
На ранних этапах развития общества передача социального опыта осуществлялась практическим путем. Самый первый – репродуктивный метод (метод показа).
Древний мир: объяснение и беседа.
Средневековье: лекция, диспуты.
Возрождение: Рабле, Роттердамский, Скорина; наблюдение, лабораторные работы, игры, экскурсии.
Наиболее распространена классификация по источнику знания. Петровский и Голакт:
Вербальные | Наглядные | Практические |
Лекция | Наблюдение | Упражнение |
Беседа | Иллюстрация | Решение задач |
Рассказ | Демонстрация | Лабораторные работы |
Объяснение | Практические работы |
Леренр и Скаткин: по способу организации учебно-познавательной деятельности:
1) объяснительно-иллюстративные методы: доклад, лекция, беседа, рассказ, объяснение, сообщение, инструктаж;
2) репродуктивные: упражнение, наблюдение, демонстрация, решение задач;
3) проблемные (методы проблемного изложения): решение проблемных ситуаций/задач, еловые игры, проблемная беседа;
4) частично поисковые методы (часть работы показывает педагог): учебная дискуссия, учебные дебаты, с/р, лабораторная работа;
5) исследовательские методы: моделирование, метод проектов, научно-исследовательское задание.
2. Форма – внешняя сторона организации обучения (лекции, семинары). Характеризуется:
1) постоянным составом обучаемых;
2) временными ограничениями;
3) место проведения занятия;
4) определенной последовательностью (алгоритмом).
Результативные активные методы:
- разыгрывания ролей;
- анализа конкретной ситуации;
- дидактические игры;
- учебные дебаты;
- учебные дискуссии;
- метод «мозгового штурма»;
- тренинги;
- решение проблемных задач и ситуаций.
Особенности применения Активных Форм Методов Обучения:
1) постоянная вовлеченность учащиеся в учебный процесс (вынужденная активность; невозможность отсидеться);
2) самостоятельная выработка учебных решений;
3) возникновение множества учебных коммуникаций (один, два, группа).
Варианты расположения мебели:
4) усиление мотивации учащихся;
5) усиление воспитательного эффекта;
6) рефлексия (самооценка, самоанализ) результатов учебной работы и совместной деятельности.
Ситуации:
1) стандартные;
2) нестандартные, критические;
3) непривычная, не имела аналогов.
3. СО – источник получения знаний, формирования умений; все приборы, приспособления, которые помогают преподавателю обучать, а ученику обучаться.
1) учебные книги: пособия, хрестоматии, словари;
2) наглядные: таблицы, плакаты, модели, муляжи, макеты;
3) информационные материалы (к аудио-визуальным средствам); программы на компьютерной основе;
4) специальное оборудования: тренажеры, специальные устройства;
5) дидактические материалы: раздаточные;
6) технические средства обучения: компьютеры;
7) Учебное оборудование: мебель, поставки, доска.