Материально-техническое обеспечение. Ø Необходимые материалы:
Ø Необходимые материалы:
v бумага формата А-4, ручки, маркеры, карандаши.
Ø Художественное и графическое оформление:
v костюмы сказочных персонажей: Иван-царевич, Дед, Хозяюшка, Кузнечик, Берендей, Баба – Яга;
v изготовленная «грядка с репками»;
v натуральные экспонаты ягод, овощей и фруктов;
v иллюстрации с изображением экологических знаков;
v метла;
v маршрутный лист команды.
Технология коллективного творческого дела.
Методы: наглядные, словесные, игровые.
Форма проведения: игра-путешествие.
Участники: школьники 9-16 лет.
Место проведения: спортивная площадка, территория лагеря.
Этапы подготовки:
1. Проложить маршрут игры-путешествия.
2. Определить остановки.
3. Составить сценарий (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа игры.
4. Назначить судей-инструкторов для каждого этапа игры.
5. Определить места стоянок судей-инструкторов на маршруте игры.
6. Разработать критерии оценки выполнения заданий участниками игры.
7. Подготовить для каждой команды маршрутные листы.
Очередность посещения | Название остановки | Место расположения | Баллы |
8. Провести с учащимися инструктаж по охране жизни и здоровья детей.
9. Оформить красочные аншлаги с названиями этапов (остановок) и изготовить стрелки, указывающие направление маршрута.
10. Подготовить награды и призы для победителей игры.
Организационный момент
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по станциям: «Поляна чудес», «Репка», «Скатерть самобранка», «Берендей», «Веселые нотки», «В гостях у Бабы-Яги». Участники каждой команды получают маршрутные листы, в которых указаны названия станций, их расположение и очередность посещения. На каждой остановке команды находятся не более 10 минут, а затем переходят к следующей станции. Судьи-инструкторы предлагают систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение в соответствии с принятыми критериями оценки и выставляют оценку в маршрутный лист. На последнем этапе судья-инструктор оставляет маршрутные листы у себя. Победители игры-путешествия будут награждены призами. Желаю вам удачи!
Содержание игры - путешествия
Остановка «Поляна чудес»
Часть 1-ая. (Загадка)
1. Меня слепым зовут всегда, но это вовсе не беда я под землей построил дом, все кладовые полны в нем. (Крот) | 6. Дом – глубокая пора, Ночь – рабочая пора, Корм – лягушка, черный жук, Там в лесу живет … (Барсук) |
2. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели. Голосистее, нежней. Кто же это? (Соловей) | 7. Под корой сосны и ели, Точит сложные тоннели. Только к дятлу на обед, попадает … (Короед) |
3. Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб) | 8. И зелен и густ на грядке куст, Подкопай немножко – под кустом … (Картошка) |
4. И в лесу, и на болоте нас везде всегда найдете, На поляне, на опушке, Мы зеленые - … (Лягушки) | 9. Над речкой, где пущи зеленая ширь, Стоит долговечный лесной богатырь. Он дикому стаду за тысячи лет Дал многие тонны плодов на обед. (Дуб) |
5. Он всю зиму в шубе спал, Лапу белую сосал. А проснувшись, стал реветь, Этот зверь - лесной … (Медведь) | 10. Боится зверь ветвей моих. Гнезд не построят птицы в них. В рогах краса и мощь моя Скажите, быстро кто же я. (Олень) |
Часть 2-ая. (В мире насекомых)
1. Герой рассказа В.Бианки, который спешит попасть домой до захода солнца.
(Муравей)
2. Житель, который в известной сказке живет за печкой и всю ночь поет свою монотонную песню.(Сверчок)
3. Сказочно преображается лес, когда эти насекомые зажгут свои фонарики. (Светлячки)
4. Какой герой К. Чуковского спас муху-пленницу из сетей паука?
(Комар)
5. Двукрылое насекомое, героиня рассказа В. Бианки, которая хотела получить хвост. (Муха)
6. Земноводное, которое придумало необыкновенный способ путешествия на утках. (Лягушка)
7. Осенью, в пору «бабьего лета», их можно увидеть летающими на паутинке. (Пауки)
8. Словно сказочный вертолет скользит это насекомое над гладью воды, пожирая личинки комаров. (Стрекоза)
9. В каких насекомых превратились герои повести «Баранкин, будь человеком!».(Бабочки, муравьи)
10. Какому насекомому, когда оно садится на руку, мы часто начинаем читать стихотворение, после чего оно улетает. (Божья коровка)
Часть 3-я. (В мире животных)
1. Непарнокопытный, который бывает в яблоках, а иногда в пальто. (Конь)
2. Герой мультфильма, который вырастил на огороде огромную тыкву. (Ослик)
3. В каких животных, в полночь, превратились лошади, запряженные в карету Золушки? (В крыс)
4. В какую птицу превратились герои повести «Баранкин, будь человеком!»? (Воробей)
5. Могучий, лесной зверь, который разрушил Теремок. (Медведь)
6. Герой рассказа В. Бианки, которого дети отправили в путешествие. (Мышонок)
7. Птица, которая вела календарь, если верить рассказу В. Бианки. (Синичка)
8. Народная мудрость гласит, что этого зверя можно поймать, если на хвост насыпать соли. (Заяц)
9. Какая героиня из повести Мамина-Сибиряка всю зиму плавала в полынье? (Утка из повести «Серая шейка»)
10. Если верить народному поверью – эта птица приносит в дом счастье и детей. (Аист)
Часть 4-ая. (В мире растений)
1. Великан растительного мира, персонаж поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». (Дуб)
2. Зеленая красавица, персонаж новогодних вечеров. (Елка)
3. Из какого растения, героиня сказки Г.Х. Андерсена должна выткать рубашки для заколдованных братьев? (Крапива)
4. Если человек, делает что-то не так, о нем говорят, что он объелся этого растения. (Белена)
5. Если верить народной легенде, это растение цветет 1 раз в году на праздник И. Купалы. (Папоротник)
6. Какое цветочно-декоративное растение считается царицей цветов?
(Роза)
7. В какой цветок, был превращен юноша, который всегда любовался своим отражением в воде? (Нарцисс)
8. Какой цветочек просила дочь у отца привезти из-за моря-океана?
(Аленький цветочек)
9. Это плодовое дерево укрыло своими ветвями Аленушку от гусей-лебедей. (Яблоня)
10. Растение, отвечающее собственной головой за отношения между людьми. (Ромашка)
Остановка «Репка»
На поляне установлена искусственная «грядка» и прикреплены к ней «репки», изготовленные из картона. На обратной стороне «репок» написаны задания. Участники по очереди вытягивают «репку» и выполняют указанное задание. За каждое задание, выполненное качественно и интересно ставится от 1 до 3 баллов.
1. Проквакать песню «В траве сидел кузнечик».
2. Мимикой и жестами изобразить дятла.
3. Назвать пословицу о природе.
4. Вылепить из пластилина животное.
5. Загадать загадку о природе.
6. Изготовить из бумаги снежинку.
7. Прочесть стихотворение о природе.
8. Продолжить стихотворение: «Леопольд глядел в окошко и мечтал иметь друзей ….».
9. Составить букет из цветов.
10. Выразительно прочитать предложенное стихотворение.
11. Громко и выразительно издать звуки поросенка.
12. Быстро построить участников своей команды по росту.
13. Прохлопать в ладоши «Футбольный марш».
14. Исполнить танец «Маленьких утят».
15. Исполнить танец индейского племени.
16. Быстро, без заминки назвать 10 животных.
17. Назвать 10 фруктов.
18. Назвать10 деревьев.
19. Назвать 7 кустарников.
20. Назвать 10 цветочных растений.
21. Назвать 10 овощей.
22. Проскакать лягушонком.
23. Определить на ощупь три фрукта.
24. Определить на ощупь три овоща.
Остановка «Скатерть-самобранка»
На столе раскладывается красивая скатерть, на нее кладут различные овощи, фрукты и ягоды. Участники с закрытыми глазами должны попробовать их и угадать что это. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Остановка «Веселые нотки»
Участники команды должны за 2 минуты написать на листочке как можно больше названий песен о природе. Оценивать можно по следующей схеме:
от 1 до 10 песен | – 1 балл; |
от 11 до 20 | – 2 балла; |
от 21 до 30 | – 3 балла; |
от 31 до 40 | – 4 балла; |
от 41 до 50 | – 5 баллов; |
от 51 до 60 | – 6 баллов |
и т.д. |
Остановка «Берендей»
Участникам необходимо назвать и определить, что означает тот или иной экологический знак.
Остановка «В гостях у Бабы-Яги»
Первому участнику команды дают метлу. Он должны пробежать на метле вокруг дерева, которое указывает Баба-Яга. Участнику необходимо быстро пробежать вокруг дерева и прибегая назад к команде назвать Бабе-Яге, что это было за дерево. Далее старт переходит к другому участнику, он бежит вокруг другого дерева. В данном конкурсе оценивается скорость – 2 балла и сколько деревьев было правильно названо – по 1 баллу за дерево.
3. Рефлексия игры-путешествия: «Рефлексивный круг»
Педагог предлагает всем учащимся сесть в круг.
Алгоритм рефлексии:
¾ Расскажите о своем эмоциональном состоянии в процессе игры и по её завершению.
¾ Что нового вы узнали, чему научились?
¾ Как вы оцениваете свое участие?
Затем все участники поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог завершает рефлексивный круг.