Материально-техническое обеспечение. Ø Необходимые материалы:

Ø Необходимые материалы:

v бумага формата А-4, ручки, маркеры, карандаши.

Ø Художественное и графическое оформление:

v костюмы сказочных персонажей: Иван-царевич, Дед, Хозяюшка, Кузнечик, Берендей, Баба – Яга;

v изготовленная «грядка с репками»;

v натуральные экспонаты ягод, овощей и фруктов;

v иллюстрации с изображением экологических знаков;

v метла;

v маршрутный лист команды.

Технология коллективного творческого дела.

Методы: наглядные, словесные, игровые.

Форма проведения: игра-путешествие.

Участники: школьники 9-16 лет.

Место проведения: спортивная площадка, территория лагеря.

Этапы подготовки:

1. Проложить маршрут игры-путешествия.

2. Определить остановки.

3. Составить сценарий (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа игры.

4. Назначить судей-инструкторов для каждого этапа игры.

5. Определить места стоянок судей-инструкторов на маршруте игры.

6. Разработать критерии оценки выполнения заданий участниками игры.

7. Подготовить для каждой команды маршрутные листы.

Очередность посещения Название остановки Место расположения Баллы

8. Провести с учащимися инструктаж по охране жизни и здоровья детей.

9. Оформить красочные аншлаги с названиями этапов (остановок) и изготовить стрелки, указывающие направление маршрута.

10. Подготовить награды и призы для победителей игры.

Организационный момент

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по станциям: «Поляна чудес», «Репка», «Скатерть самобранка», «Берендей», «Веселые нотки», «В гостях у Бабы-Яги». Участники каждой команды получают маршрутные листы, в которых указаны названия станций, их расположение и очередность посещения. На каждой остановке команды находятся не более 10 минут, а затем переходят к следующей станции. Судьи-инструкторы предлагают систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение в соответствии с принятыми критериями оценки и выставляют оценку в маршрутный лист. На последнем этапе судья-инструктор оставляет маршрутные листы у себя. Победители игры-путешествия будут награждены призами. Желаю вам удачи!

Содержание игры - путешествия

Остановка «Поляна чудес»

Часть 1-ая. (Загадка)

1. Меня слепым зовут всегда, но это вовсе не беда я под землей построил дом, все кладовые полны в нем. (Крот) 6. Дом – глубокая пора, Ночь – рабочая пора, Корм – лягушка, черный жук, Там в лесу живет … (Барсук)
2. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели. Голосистее, нежней. Кто же это? (Соловей) 7. Под корой сосны и ели, Точит сложные тоннели. Только к дятлу на обед, попадает … (Короед)
3. Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб) 8. И зелен и густ на грядке куст, Подкопай немножко – под кустом … (Картошка)
4. И в лесу, и на болоте нас везде всегда найдете, На поляне, на опушке, Мы зеленые - … (Лягушки) 9. Над речкой, где пущи зеленая ширь, Стоит долговечный лесной богатырь. Он дикому стаду за тысячи лет Дал многие тонны плодов на обед. (Дуб)
5. Он всю зиму в шубе спал, Лапу белую сосал. А проснувшись, стал реветь, Этот зверь - лесной … (Медведь) 10. Боится зверь ветвей моих. Гнезд не построят птицы в них. В рогах краса и мощь моя Скажите, быстро кто же я. (Олень)

Часть 2-ая. (В мире насекомых)

1. Герой рассказа В.Бианки, который спешит попасть домой до захода солнца.

(Муравей)

2. Житель, который в известной сказке живет за печкой и всю ночь поет свою монотонную песню.(Сверчок)

3. Сказочно преображается лес, когда эти насекомые зажгут свои фонарики. (Светлячки)

4. Какой герой К. Чуковского спас муху-пленницу из сетей паука?

(Комар)

5. Двукрылое насекомое, героиня рассказа В. Бианки, которая хотела получить хвост. (Муха)

6. Земноводное, которое придумало необыкновенный способ путешествия на утках. (Лягушка)

7. Осенью, в пору «бабьего лета», их можно увидеть летающими на паутинке. (Пауки)

8. Словно сказочный вертолет скользит это насекомое над гладью воды, пожирая личинки комаров. (Стрекоза)

9. В каких насекомых превратились герои повести «Баранкин, будь человеком!».(Бабочки, муравьи)

10. Какому насекомому, когда оно садится на руку, мы часто начинаем читать стихотворение, после чего оно улетает. (Божья коровка)

Часть 3-я. (В мире животных)

1. Непарнокопытный, который бывает в яблоках, а иногда в пальто. (Конь)

2. Герой мультфильма, который вырастил на огороде огромную тыкву. (Ослик)

3. В каких животных, в полночь, превратились лошади, запряженные в карету Золушки? (В крыс)

4. В какую птицу превратились герои повести «Баранкин, будь человеком!»? (Воробей)

5. Могучий, лесной зверь, который разрушил Теремок. (Медведь)

6. Герой рассказа В. Бианки, которого дети отправили в путешествие. (Мышонок)

7. Птица, которая вела календарь, если верить рассказу В. Бианки. (Синичка)

8. Народная мудрость гласит, что этого зверя можно поймать, если на хвост насыпать соли. (Заяц)

9. Какая героиня из повести Мамина-Сибиряка всю зиму плавала в полынье? (Утка из повести «Серая шейка»)

10. Если верить народному поверью – эта птица приносит в дом счастье и детей. (Аист)

Часть 4-ая. (В мире растений)

1. Великан растительного мира, персонаж поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». (Дуб)

2. Зеленая красавица, персонаж новогодних вечеров. (Елка)

3. Из какого растения, героиня сказки Г.Х. Андерсена должна выткать рубашки для заколдованных братьев? (Крапива)

4. Если человек, делает что-то не так, о нем говорят, что он объелся этого растения. (Белена)

5. Если верить народной легенде, это растение цветет 1 раз в году на праздник И. Купалы. (Папоротник)

6. Какое цветочно-декоративное растение считается царицей цветов?

(Роза)

7. В какой цветок, был превращен юноша, который всегда любовался своим отражением в воде? (Нарцисс)

8. Какой цветочек просила дочь у отца привезти из-за моря-океана?

(Аленький цветочек)

9. Это плодовое дерево укрыло своими ветвями Аленушку от гусей-лебедей. (Яблоня)

10. Растение, отвечающее собственной головой за отношения между людьми. (Ромашка)

Остановка «Репка»

На поляне установлена искусственная «грядка» и прикреплены к ней «репки», изготовленные из картона. На обратной стороне «репок» написаны задания. Участники по очереди вытягивают «репку» и выполняют указанное задание. За каждое задание, выполненное качественно и интересно ставится от 1 до 3 баллов.

1. Проквакать песню «В траве сидел кузнечик».

2. Мимикой и жестами изобразить дятла.

3. Назвать пословицу о природе.

4. Вылепить из пластилина животное.

5. Загадать загадку о природе.

6. Изготовить из бумаги снежинку.

7. Прочесть стихотворение о природе.

8. Продолжить стихотворение: «Леопольд глядел в окошко и мечтал иметь друзей ….».

9. Составить букет из цветов.

10. Выразительно прочитать предложенное стихотворение.

11. Громко и выразительно издать звуки поросенка.

12. Быстро построить участников своей команды по росту.

13. Прохлопать в ладоши «Футбольный марш».

14. Исполнить танец «Маленьких утят».

15. Исполнить танец индейского племени.

16. Быстро, без заминки назвать 10 животных.

17. Назвать 10 фруктов.

18. Назвать10 деревьев.

19. Назвать 7 кустарников.

20. Назвать 10 цветочных растений.

21. Назвать 10 овощей.

22. Проскакать лягушонком.

23. Определить на ощупь три фрукта.

24. Определить на ощупь три овоща.

Остановка «Скатерть-самобранка»

На столе раскладывается красивая скатерть, на нее кладут различные овощи, фрукты и ягоды. Участники с закрытыми глазами должны попробовать их и угадать что это. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Остановка «Веселые нотки»

Участники команды должны за 2 минуты написать на листочке как можно больше названий песен о природе. Оценивать можно по следующей схеме:

от 1 до 10 песен – 1 балл;
от 11 до 20 – 2 балла;
от 21 до 30 – 3 балла;
от 31 до 40 – 4 балла;
от 41 до 50 – 5 баллов;
от 51 до 60 – 6 баллов
и т.д.  

Остановка «Берендей»

Участникам необходимо назвать и определить, что означает тот или иной экологический знак.

Остановка «В гостях у Бабы-Яги»

Первому участнику команды дают метлу. Он должны пробежать на метле вокруг дерева, которое указывает Баба-Яга. Участнику необходимо быстро пробежать вокруг дерева и прибегая назад к команде назвать Бабе-Яге, что это было за дерево. Далее старт переходит к другому участнику, он бежит вокруг другого дерева. В данном конкурсе оценивается скорость – 2 балла и сколько деревьев было правильно названо – по 1 баллу за дерево.

3. Рефлексия игры-путешествия: «Рефлексивный круг»

Педагог предлагает всем учащимся сесть в круг.

Алгоритм рефлексии:

¾ Расскажите о своем эмоциональном состоянии в процессе игры и по её завершению.

¾ Что нового вы узнали, чему научились?

¾ Как вы оцениваете свое участие?

Затем все участники поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог завершает рефлексивный круг.

Наши рекомендации