Разделы дисциплины и виды учебной работы

I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Код по ГОС ВПО Название дисциплины и дидактическое содержание Трудоемкость, час.
Правоведение (педагогический профиль)  

II. Рабочая программа

Программа курса «Правоведение (педагогический профиль)» подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом, ориентирована на студентов неюридических факультетов педагогических вузов и содержит профессионально-ориентированные модули, что дает возможность не только получить систематизированное представление о праве, оценить влияние правовых норм на жизнь человека и выработать алгоритм правомерного поведения человека, но и отразить специфику сферы деятельности будущих педагогов.

При составлении программы учитывались особенности правового статуса педагогических работников, большое внимание уделено правовому положению несовершеннолетних.

Предлагаемая примерная программа ориентирует студентов на усвоение минимума знаний по юриспруденции, необходимых для понимания правовых норм и осознанное их выполнение.

1. Цели и задачи дисциплины. Цель курса – овладение студентами – будущими учителями и другими работниками образовательных учреждений правовыми знаниями, формирование позитивного отношения к праву, рассмотрение его как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.

Задачи курса состоят в формировании умения правильно понимать законы и другие нормативно-правовые акты; обеспечивать соблюдение правовых норм в своей профессиональной деятельности, принимать решения и совершать иные юридические действия в процессе выполнения служебных обязанностей в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной юридической литературе.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.При изучении дисциплины «Правоведение (педагогический профиль)» студенты получают научное представление о государстве и праве, о системах права, особенностях их функционирования, об основных отраслях права. В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- особенности российской правовой системы и российского законодательства, систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

- основы правового статуса человека и гражданина в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;

- основы правового регулирования будущей профессиональной деятельности;

уметь: правильно использовать полученные знания в сфере образовательной деятельности.

Преподавание курса на основе данной программы рассчитано по дневной форме обучения на 144 часа аудиторных занятий.

Эффективность усвоения программного материала повышает использование различных форм работы со студентами: обсуждение докладов, нового законодательства, анализ конкретных ситуаций, в том числе, и по охране, защите прав детей.

Изучение курса завершается принятием зачета в первом семестре и экзамена во втором.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем дисциплины (час.)
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинары (практические занятия)
Самостоятельная работа
Курсовая работа  
Вид итогового контроля экзамен

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен)
I зачет
II экзамен

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды учебной работы

Темы дисциплины Лекции Трудоемкость (час) Практические занятия Трудоемкость (час)
Модуль I. Основы права
Основы теории государства
Основные правовые категории
Основы конституционного строя Российской Федерации
Основы правового положения человека и гражданина
Система органов государственной власти в Российской федерации
Правовое регулирование гражданских отношений
Правовое регулирование семейных отношений
Правовое регулирование трудовых отношений
Административное правонарушение и административная ответственность
Преступления и уголовная ответственность
Правовое регулирование в сфере экологии
Модуль II. Правовые основы образования
Образование в современном обществе.
Система образования как объект правового регулирования
Правовые основы управления системой образования
Государственные образовательные стандарты и образовательные программы в системе образования
Правовое регулирование образовательных отношений на различных уровнях образования
Система, правовой статус и правовое регулирование деятельности образовательных учреждений
Правовой статус обучающихся образовательных учреждений и юридические гарантии их прав и законных интересов
Правовой статус педагогических работников и юридические гарантии их прав и законных интересов
Нормативно-правовое обеспечение послевузовского и дополнительного профессионального образования
Правовое регулирование качества образовательной деятельности и образовательных услуг
Международное образовательное право и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство
Правовое обеспечение реформирования российского педагогического образования.

Модуль III.

Освоение этого модуля будет способствовать повышению профессиональной компетенции будущих учителей в плане обогащения базовой правовой подготовки дополнительными знаниями.

Данный модуль содержит программы спецкурсов правовой тематики для студентов неюридических факультетов педагогических вузов и представлен отдельными учебно-методическими комплексами, в частности, по следующим дисциплинам: «Концепции происхождения права и государства», «Ювенальное право», «Правовые основы журналистики».

Содержание разделов дисциплины

Модуль I. Основы права

Наши рекомендации